Библиотека

Толкование Священного Писания
Христианская жизнь
Домашние молитвы
Богослужебные книги
Учебные материалы
Материалы Соборов и съездов
Художественная литература
Церковный устав
Знаменное пение
Жития святых
Интервью и беседы
Справочники и словари
Вероучение
История России
История Церкви
Апологетика
Священное Писание (Библия)
Демественное пение
Каноническое право
Тематика: История Церкви (6)
Название:
Старообрядцы на Ветке
Автор:
И. С. Абрамов 
Описание:
Очерк «Старообрядцы на Ветке» повествует о бегстве старообрядцев за польский рубеж и основании Ветки на реке Соже.
Описание:
Очерк «Старообрядцы на Ветке» повествует о бегстве старообрядцев за польский рубеж и основании Ветки на реке Соже.
Язык:
Русский 
Год издания:
1907
Cтраниц:
35
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
0,98 Мб
Тематика:
История Церкви
Название:
Очерки по истории Церкви
Автор:
Александр Дворкин 
Описание:
Предисловие
   Данная книга ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это – не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций. Содержание кни...
Описание:
Предисловие
   Данная книга ни в коей мере не претендует на статус фундаментального научного исследования. Это – не более чем компиляция из ряда авторитетных современных исследований и публикаций. Содержание книги определяется содержанием курса, прочитанного автором в течение нескольких лет для студентов двух высших учебных заведений. Курс разрабатывался первоначально для студентов группы церковной журналистики на факультете журналистики МГУ, а затем дорабатывался и расширялся, когда автор читал его на историко-филологическом, богословско-философском и библейско-патрологическом факультетах Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге. Но именно по истории Русской Православной Церкви имеется больше всего книг и учебных пособий, так что любознательный читатель легко сможет восполнить этот пробел.
   В ходе чтения этого курса автор неоднократно сталкивался с проблемой отсутствия русскоязычных учебных пособий по истории Церкви, которые он мог бы рекомендовать студентам в ответ на их просьбы.
   Самое лучшее из того, что имеется, – это лекционный курс по истории древней Церкви В.В. Болотова, недавно переизданный в виде четырехтомника. Однако этот труд, без которого, несомненно, не может обойтись ни один человек, желающий серьезно заниматься общей историей Церкви, рассчитан на тех, кто обладает некоторой подготовкой и в области истории (в более значительном объеме, нежели предлагаемый современной средней школой), и в области богословия (хотя бы в рамках семинарского курса). Иными словами, курс этот рассчитан на слушателей дореволюционных духовных академий. Можно сказать и о том, что со времени написания болотовской истории прошел целый век, обогативший историческую науку, и о том, что структура курса весьма сложна, и о том, что его автор ограничивается временными рамками Вселенских Соборов. Ими же ограничивается и А.В. Карташев в своем монументальном лекционном курсе. Пособия же по византийскому периоду истории Церкви, по истории Балканских Церквей, по истории Церквей на Западе и на Востоке, по периоду оттоманского владычества и пр. – тогда, когда составлялся этот курс, на русском языке практически отсутствовали. До сих пор не были переведены на русский язык фундаментальные труды Г. Острогорского; классические исследования Д. Оболенского хотя и появились недавно на русском языке, но из-за малого тиража практически недоступны; нечего и говорить о трудах таких инославных авторов – авторитетнейших специалистов по истории ранней Церкви и Византии, как Г. Чадвик, С. Рансимен (тот «перевод», а точнее убогий подстрочник, двух его трудов, который был опубликован недавно1, к сожалению, не только не дает представления об элегантном, почти художественном стиле этого историка, но и зачастую лишает русскоязычного читателя возможности понять его мысль, а то и вовсе искажает ее), Ф. Дворник и др.
   Именно это обстоятельство подвигло нас к подготовке публикации данного курса – при всех его несовершенствах и вторичности.
   Автор должен с сожалением отметить, что при разработке курса использовалась далеко не вся необходимая литература, но лишь та, которая имелась у него в наличии, и та, содержание которой он мог восстановить по памяти либо по своим записям. Отсюда и некоторая неравноценность используемых источников.
   В основу повествования легли студенческие конспекты лекций, сделанные автором в ходе прослушивания лекционных курсов по истории Церкви, прочитанных в Свято-Владимирской Православной Духовной Академии (Нью-Йорк) проф. Дж. Эриксоном и д-ром Дж. Бужамрой, но в первую очередь – лекции по истории Церкви, патрологии и византийской истории и культуре, прочитанных в Св.-Владимирской Академии и в Фордхэмском университете проф. протопр. Иоанном Мейендорфом. Мы стремились к тому, чтобы видение и понимание истории Церкви этим великим православным ученым и богословом стало бы стержнем данного курса.
   К счастью, в течение последнего года перед публикацией данного издания были опубликованы русские переводы нескольких основополагающих книг протопресвитера Иоанна Мейендорфа, английские оригиналы которых я использовал при подготовке этого курса: Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2001; Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001; Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. Мы же будем очень рады, если читатель этого труда захочет обратиться и к вдохновившим его источникам – работам приснопамятного отца Иоанна.
   Тем же читателям, которых может смутить тот отчасти разговорный язык, которым написана эта книга, так же как и то, что о святых мы рассказываем как о живых людях, с присущими им слабостями и недостатками, и не скрываем слабостей, нестроений и не слишком приглядных моментов в земной истории Церкви, отвечу словами диакона Андрея Кураева:
   «Семинарские лекции говорят об истории Церкви как истории святых. Только имена святых или еретиков остаются в памяти слушателей вводных историко-церковных курсов. Помнят митрополита Филиппа и патриарха Гермогена, Преподобного Сергия и мученика митрополита Арсения (Мациевича). Но не помнят, что именно соборами остальных епископов-собратий лишались сана и осуждались и Филипп, и Гермоген, и Арсений...
   Именно благодушие преподавателей церковной истории порождает у их воспитанников апокалиптический испуг, судорогой сводящий их чувство и мысль, едва учащиеся взглянут на реальную церковную жизнь. Раньше-то: что ни монах – то преподобный, что ни епископ – то святитель, а ныне «оскуде преподобный». И вот уже просто невозможно не уйти в раскол («в знак протеста»)...
   Поэтому и имеет смысл напомнить о том, что никогда в истории Церкви не было века, который сам себя считал бы «золотым». Не найти в истории христианства беспроблемного времени» («В поисках золотого века»// «О нашем поражении» СПб. 1999., С.255–256).
   Мы старались сделать наше повествование доступным для людей с современным образованием – студентов гуманитарных факультетов вузов или богословских учебных заведений. Для этого курс написан живым современным языком. Мы также старались чрезмерно не отяжелять его специальной терминологией, помимо той – богословской, – без которой в данном предмете нельзя обойтись. Этим объясняется часто (но не последовательно) использующийся нами перевод древних светских званий и титулов, а также административных понятий на современный язык: например, читатель найдет в повествовании о византийских событиях такие слова, как «генерал», «губернатор», «граф», «фрейлина», «профессор», «адмирал» и проч. Надеемся, профессиональные историки с пониманием отнесутся к этим анахронизмам.
   Некоторые повторы – неизбежные в лекционном курсе – вызваны желанием обратить внимание читателей на наиболее важные идеи, события и понятия.
   В начале каждой главы читатель найдет список литературы. Использование поименованных трудов разнопланово: прямое (или почти прямое) цитирование, перевод – как правило сокращенный, пересказ или сводный текст из нескольких источников. Возможно и сочетание из всего вышеперечисленного. Некоторые поименованные сочинения, хотя и не цитировались, могли использоваться для придания общего направления рассказу либо для выстраивания структуры главы. Первоисточники, которые автор цитирует в тексте (эти цитаты выделены кавычками и поименованием авторства), в предваряющий главу список литературы не выносятся.
   Небольшие отрывки из курса публиковались в журнале «Альфа и Омега» в 1994–1998 гг.
   Я благодарю диакона Андрея Кураева, пригласившего меня читать курс истории Церкви в РПУ и настоявшего на его фундаментальном расширении.
   Я благодарю своих студентов, терпеливо прослушивавших все эти лекции еще в процессе их формирования и своими вопросами способствовавших их развитию и совершенствованию.
   Я благодарю Бориса Котарева, много потрудившегося для написания оригинальной программы, позволившей перевести весь этот обширный текст из устаревшего электронного формата в новый.
   Но больше всего я благодарен моей жене Ирине, положившей начало компьютерному набору этого текста (и напечатавшей значительную часть первой его версии) и сделавшей мне немало бесценных замечаний в ходе работы над ним.
   Естественно, ответственность за все ошибки и недочеты несет только автор.
Предисловие ко второму изданию
   Говорят, что каждый автор в первую очередь пишет книгу, которую интересно читать ему самому. В этом смысле, не явился исключением и данный автор – я писал книгу, с которой мне самому хотелось бы начать знакомство с историей Церкви. Жанр очерков позволяет автору сосредоточиваться на тех моментах, которые кажутся ему самыми важными. Несомненно, это может не совпадать с точкой зрения других людей, которые хотели бы видеть более детальное изложение событий, упоминаемых в книге лишь мимоходом. Но, наверное, это неизбежный фактор: каждый расставляет акценты по-своему. Как я уже отмечал в предисловии к первому изданию, текст первоначально был лекционным, что, несомненно, оказало влияние на стиль повествования. Прочитав уже вышедшую книгу, я заметил ряд погрешностей и неточностей, как смысловых и фактологических, так и стилистических. Надеюсь, большая часть из них была исправлена. К сожалению, в первом издании по совершенно непонятным мне техническим причинам оказалось довольно много ошибок в греческих словах. Этот недочет в новом издании также был устранен.
   К изданию добавлен общий список наиболее часто использовавшейся литературы, список карт, а также именной и терминологический указатель, за составление которого я сердечно благодарю Наталью Владимировну Рябову.
   Хотелось бы напомнить еще раз, что книга (как и курс, на основании которого она появилась) является обзорной – лишь вводящей в проблематику воистину необъятного исторического материала. Заинтересовавшийся читатель может самостоятельно ознакомиться с более подробными исследованиями тех проблем и событий, о которых здесь, в силу неизбежности, написано достаточно кратко. Мы, со своей стороны, очень надеемся, что эта книга станет для многих отправной точкой для изучения истории Церкви.
   
А.Л. Дворкин
Язык:
Русский 
Год издания:
2003
Cтраниц:
340
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
7,97 Мб
Тематика:
История Церкви
Название:
Русское старообрядчество
Автор:
С. А. Зеньковский 
Описание:
Автор, основываясь на документальном материале, исследует причины, приведшие к разделению единой Церкви на никониан и староверов, а также последствия этого разделения для Русской Православной Церкви и России.
В ...
Описание:
Автор, основываясь на документальном материале, исследует причины, приведшие к разделению единой Церкви на никониан и староверов, а также последствия этого разделения для Русской Православной Церкви и России.
В эту книгу вошел полный текст знаменитой работы известного историка и филолога, профессора университета Вандербилта Сергея Александровича Зеньковского. Русский читатель знаком только с первым томом этого исследования, опубликованным при жизни автора. Второй том - XVII-XIX века - остался незавершенным и был подготовлен к печати уже после кончины Сергея Александровича.
Язык:
Русский 
Год издания:
1995
Cтраниц:
304
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
2,44 Мб
Тематика:
История Церкви
Название:
Старообрядческий центр за Рогожской заставою
Автор:
Е. М. Юхименко 
Описание:
Значение Рогожского кладбища в истории старообрядчества общеизвестно: вокруг него объединились не только московские старообрядцы-поповцы, оно стало средоточием церковной и духовной жизни сторонников древнего благ...
Описание:
Значение Рогожского кладбища в истории старообрядчества общеизвестно: вокруг него объединились не только московские старообрядцы-поповцы, оно стало средоточием церковной и духовной жизни сторонников древнего благочестия всей России, принявших Белокриницкую иерархию. После 1905 г. здесь располагалась старообрядческая архиепископия, а ныне Митрополия Русской Православной старообрядческой Церкви.
Язык:
Русский 
Cтраниц:
102
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
917 Кб
Тематика:
История Церкви
Название:
Деяния Церковные и гражданские от Рождества Христова до 1198-го лета.
Автор:
Ц. Бароний 
Описание:
Бароний, Ц. Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до 1198-го лета. Бесплатное приложение к журналу «Старообрядческая мысль». В 3 кн. Кн. 1-3. М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1913-[1915].
Цезарь Баро...
Описание:
Бароний, Ц. Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до 1198-го лета. Бесплатное приложение к журналу «Старообрядческая мысль». В 3 кн. Кн. 1-3. М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1913-[1915].
Цезарь Бароний (1538-1607) — крупнейший историк католической церкви эпохи Контрреформации, член монашеской римской конгрегации ораторианцев, кардинал.
Язык:
Русский 
Год издания:
1914
Cтраниц:
967
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
47,3 Мб
Тематика:
История России, История Церкви
Название:
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения
Автор:
Св. свщмч. и исп. протопоп Аввакум 
Описание:
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979. 368 с. Подготовка текста и комментарий Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, ...
Описание:
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979. 368 с. Подготовка текста и комментарий Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина. Послесловие В. Е. Гусева.

СОДЕРЖАНИЕ

В. Трушкин. О серии «Литературные памятники Сибири»

ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА

[Вступление]
[Первые испытания]
[Ссылка в Сибирь]
[Возвращение на Русь]
[«Московское бытие»]
[Пустозерская ссылка]
[Дополнительные «повести»]

ИЗ «КНИГИ БЕСЕД»

«Повесть о страдавших в России за древлецерковная благочестная предания»
[Об образе креста Христова]
[Об иноческом чине]
[Об иконном писании]
[О внешней мудрости]
[Об Аврааме]
[Толкование на 87—88 зачало Послания ап. Павла к римлянам и 23 зачало Евангелия от Иоанна]
[Беседа о наятых делателях]

ИЗ «КНИГИ ТОЛКОВАНИЙ»

[Из толкований псалмов]
[Из толкований на Книги Притчей и Премудрости Соломона]
[Из толкования на книгу пророка Исаии]
«Что есть тайна христианская и как жити в вере Христове»

ИЗ «КНИГИ ОБЛИЧЕНИЙ, ИЛИ ЕВАНГЕЛИЯ ВЕЧНОГО»

ИЗ СТАТЬИ «СПИСАНИЕ И СОБРАНИЕ О БОЖЕСТВЕ И О ТВАРИ И КАКО СОЗДА БОГ ЧЕЛОВЕКА».

ЧЕЛОБИТНЫЕ, ПИСЬМА, ПОСЛАНИЯ

Челобитные царю Алексею Михайловичу
«Первая» челобитная
[Записка о жестокостях воеводы Пашкова, приложенная к «первой» челобитной Алексею Михайловичу]
«Третья» челобитная
«Четвертая» челобитная
«Пятая» челобитная
Челобитная царю Федору Алексеевичу
Послание царевне Ирине Михайловне Романовой
Письма и послания семье
Письма и послания боярыне Ф. П. Морозовой
Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой
Письма и послания Симеону
Письмо игумену Феоктисту
Письмо Афанасию
Письмо Маремьяне Феодоровне
Послание «верным»
Послание «горемыкам миленьким»
«Совет святым отцем преподобным»
Послание Симеону [?], Ксении Ивановне и Александре
Григорьевне
Послание всем «ищущим живота вечнаго»
Послание «чадом церковным» о дьяконе Федоре
Послание игумену Сергию с «отцы и братией»
Послание Борису и «прочим рабам бога вышняго»
Письмо Алексею Копытовскому
Письмо «отцам святым» и «преподобным маткам»
Письмо «отцам поморским»
Письмо Ионе и Моисею
Письмо «старице Каптелине»
Письмо «двум девам»

«О ТРЕХ ИСПОВЕДНИЦАХ СЛОВО ПЛАЧЕВНОЕ»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Великий писатель древней Руси (В. Е. Гусев)
Комментарий (Н. К. Гудзий, Н. С. Демкова, А. С. Елеонская, А. И. Мазунин)
Словарь трудных для понимания слов (В. И. Кодухов)
Основная библиография (Н. С. Демкова)
Условные сокращения в сносках и комментарии
Язык:
Церковнославянский 
Год издания:
1979
Cтраниц:
375
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
12,6 Мб
Тематика:
Жития святых, История Церкви, Апологетика
Тематика
Все книги (245) Толкование Священного Писания (17) Толкование на Евангелие (11) Толкование на Апокалипсис (4) Христианская жизнь (39) Поучения (32) Домашние молитвы (41) Каноны (28) Павечерница (4) Богослужебные книги (86) Каноны (30) Певческие книги (10) Минеи (13) Службы (11) Апостол (5) Триодь (2)
Показать все
Учебные материалы (19) Научные труды (2) Материалы Соборов и съездов (10) Художественная литература (3) Церковный устав (24) Знаменное пение (12) Жития святых (22) Пролог (15) Интервью и беседы (1) Справочники и словари (2) Вероучение (19) История России (4) История Церкви (6) История старообрядчества (5) Апологетика (2) Священное Писание (Библия) (13) Святое Евангелие (8) Демественное пение (2) Каноническое право (2)
Авторы
И. С. Абрамов (1) Александр Дворкин (1) С. А. Зеньковский (1) Е. М. Юхименко (1) Ц. Бароний (1) Св. свщмч. и исп. протопоп Аввакум (1)
Язык издания
Русский (5) Церковнославянский (1)
Тип файла
Текстовый файл .pdf (4) Текстовый файл .docs (2)
Последние публикации
Наша группа ВКонтакте
Видеопроповедь дня
Открытые лекции
БЛИЖАЙШИЕ ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ
СМОТРЕТЬ ВСЕ ЛЕКЦИИ