5 августа 2024 г. 23:19 335 0 0 1 фото 0 видео
Каким должно быть отношение к домашним питомцам? Многие современные люди относятся к кошке, собаке лучше, чем к ближним, тратят на них много денег и времени. Что делать с котятами ...
Быт староверов из таежного поселка Бурный, Красноярский край. Фотограф: Владимир Веленгурин. Источник: kp.ru
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

— Каким должно быть отношение к домашним питомцам? Многие современные люди относятся к кошке, собаке лучше, чем к ближним, тратят на них много денег и времени. Что делать с котятами своей кошки, если их никто не берет? Некоторые люди разводят дома питомник.

— Здоровое отношение ко всем животным должно строиться на понимании, что все животные сотворены Богом, и, когда Господь творил весь мир, видимый и невидимый, Он признавал, что созданное Им весьма хорошо. Адаму и Евве в Раю было позволено есть плоды от всякого дерева, кроме дерева познания добра и зла. После грехопадения, когда Адам и Евва были изгнаны из Рая, Господь дал им в пищу все растения. Позднее, после всемирного потопа Господь Бог позволил людям употреблять в пищу всех животных, только без крови. Кроме того, с самых древних времен Господь принимал жертвоприношения в виде убитых животных, Ему была приятна жертва Авеля. В Моисеевом Законе было изложено сложное учение о кровавых жертвоприношениях, которые, согласно святоотеческому учению христианской Церкви, указывали прообразно на главную Жертву, которая должна была быть принесена праведному Судии Богу: на Кровь Сына Божия. После смерти и воскресения Господа Исуса Христа необходимость в кровавых жертвоприношениях отпала, тем более что «кровь тельцов и козлов» не могла по-настоящему очистить приносящих ее в жертву.

В связи с употреблением в пищу и жертвоприношениями, с очень древних времён существовало разделение животных на чистых и нечистых. Так, перед всемирным потопом праведный Ной вводил в ковчег различных животных, Господь повелел ему, как сказано в Библии:

«…И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского».
Бытие 7, 2

Это различие было утверждено и Моисеевым Законом, в котором даны были конкретные признаки чистых и нечистых животных. Такое разделение животных на чистых и нечистых сохранялось до апостольских времен, пока приносились кровавые жертвы в иеросалимском храме. Отмена в христианском богослужении кровавых жертвоприношений поставила под сомнение противопоставление «чистых» и «нечистых» животных, что привело к возврату принципа, данного Богом в заповеди Ною после потопа:

«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; всё движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте».
Бытие 9, 1–4

Этот же принцип мы видим в видении, в котором апостол Петр увидел разных животных, «чистых и нечистых», и услышал Божие повеление:

«Встань, Петр, заколи и ешь».

На возражение Петра, что он никогда не ел ничего скверного или нечистого, Господь ответил:

«Что Бог очистил, ты не считай скверным».
Деяния апостолов зач. 24

То же отношение выражается и Первое послание св. апостола Павла к Тимофею. В зачале 284 (гл. 4 ст. 3) написано:

«Дух же явственно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духом соблазнительным и учениям бесовским в лицемерии лжесловесников, чтобы… удаляться от еды, которую Бог сотворил, чтобы верные и познавшие истину принимали в пищу с благодарностью».

И тут же святой апостол Павел добавляет:

«Поэтому всякое создание Божие добро».

Такое отношение сохранялось у православных христиан на протяжении веков, даже есть упоминание в некоторых уставах «черепокожих» (мидий) в качестве постной пищи. Следует заметить, что в русской благочестивой традиции сложился обычай воздерживаться от употребления в пищу некоторых видов мяса и рыбы, что, опять же, основано не на Священном Писании или церковных правилах, а на аскетическом обычае. Традиционная чистоплотность русских и щепетильность в вопросах «чистого и поганого» выражает не унижение Божьего творения, а стремление к очищению и избавлению от всякой нечистоты и всякого греха.

Из этого следует, что здоровое отношение верующих к животным должно быть добрым, заботливым, как к Божьему творению, которым поручил нам управлять Господь. Нельзя убивать или калечить животных ради забавы или по прихоти. Следуя нашей духовной традиции соблюдения чистоты душевной и телесной, нужно избегать держать в доме собак без необходимости (видимо, такой необходимостью может быть содержание в доме слепого человека собаки поводыря). Не стоит держать в неволе диких животных без необходимости. Доброе и ответственное отношение к животным поможет доброму христианину найти хозяев для новорождённых котят и найти способы, как избежать того, чтобы устраивать у себя в доме кошачий питомник и не потерять чувство меры в любви к животным.

Священноиерей Михаил Родин.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)