Библиотека

Толкование Священного Писания
Христианская жизнь
Домашние молитвы
Богослужебные книги
Учебные материалы
Материалы Соборов и съездов
Художественная литература
Церковный устав
Знаменное пение
Жития святых
Интервью и беседы
Справочники и словари
Вероучение
История России
История Церкви
Апологетика
Священное Писание (Библия)
Демественное пение
Каноническое право
Тематика: Каноны (28)
Название:
Канон Пресвятей Богородице в суботу на павечернице
Описание:
Егда от оклеветания в печали, да поет сей канон Пресвятей Богородице.
Канон Пресвятой Богородице в субботу на павечернице набран Сергием Петровичем Кораблевым, старовером Русской Древлеправославной Церкви (Кёльн).
Описание:
Егда от оклеветания в печали, да поет сей канон Пресвятей Богородице.
Канон Пресвятой Богородице в субботу на павечернице набран Сергием Петровичем Кораблевым, старовером Русской Древлеправославной Церкви (Кёльн).
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
6
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
204 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон Архангелу Михаилу, грозному Воеводе, Чиноначальнику Небесных Воинств
Автор:
Царь Иоанн IV Васильевич 
Описание:
Текст канона предоставлен диаконом Иоанном (Самарская область, РДЦ). По утверждению о. Иоанна, именно этот список является подлинным текстом канона, написанного царем Иоанном Васильевичем Грозным. Публикуемый спи...
Описание:
Текст канона предоставлен диаконом Иоанном (Самарская область, РДЦ). По утверждению о. Иоанна, именно этот список является подлинным текстом канона, написанного царем Иоанном Васильевичем Грозным. Публикуемый список отличается от известного варианта «Канона святому Ангелу Грозному», записанного, в частности, в рукописи из Троице-Сергиевой Лавры.
Диакон Иоанн пояснил, что рукопись канона хранилась в одном из старообрядческих семейств, передавалась из поколения в поколение. В любом случае, этот список интересен и является памятником гимнографического творчества.
Источник samstar-biblio.ucoz.ru
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
32
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
1,20 Мб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон преподобному Иосифу Волоцкому
Описание:
Преподобный Иосиф прославился как пламенный защитник чистоты православной веры, обличитель ереси «жидовствующих», радетель за народ и Русское государство. Во время голода его обитель доставляла пропитание множест...
Описание:
Преподобный Иосиф прославился как пламенный защитник чистоты православной веры, обличитель ереси «жидовствующих», радетель за народ и Русское государство. Во время голода его обитель доставляла пропитание множеству бедного люда.
Преподобному Иосифу молятся:
- о твердом стоянии в православии;
- о защите от расколов и ересей;
- о помощи в голодное время.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
44
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
773 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон положению честнаго пояса Пресвятыя Богородицы
Автор:
Святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский 
Описание:
Набор текста и форматирование — Алексей Кирилин (Покровский храм РДЦ, Самара).
Описание:
Набор текста и форматирование — Алексей Кирилин (Покровский храм РДЦ, Самара).
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
32
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
848 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон Божественному и поклоняемому Параклиту
Автор:
Преподобный Максим Грек 
Описание:
По преданию, канон был написан во время заточения в Иосифо-Волоколамском монастыре, когда Максиму не позволялось ни читать, ни писать. Именно там, углем на стене, Максим написал канон Парaклиту, Духу Истинному и ...
Описание:
По преданию, канон был написан во время заточения в Иосифо-Волоколамском монастыре, когда Максиму не позволялось ни читать, ни писать. Именно там, углем на стене, Максим написал канон Парaклиту, Духу Истинному и Утешителю.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
15
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
126 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон за творящих милостыню
Описание:
Канон молебный, како подобает пети за творящих милостыню.
Описание:
Канон молебный, како подобает пети за творящих милостыню.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
18
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
275 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон Пресвятей Богородице Одигитрии
Описание:
Сей канон поется о облегчении и избавлении от недугов и болезней. Напечатан в Московской старообрядческой книгопечатне.
Описание:
Сей канон поется о облегчении и избавлении от недугов и болезней. Напечатан в Московской старообрядческой книгопечатне.
Язык:
Церковнославянский 
Год издания:
1916
Cтраниц:
40
Тип файла:
Текстовый файл .djvu
Размер файла:
982 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон за болящаго
Описание:
Сей канон поется о страждущих и болящих.
Описание:
Сей канон поется о страждущих и болящих.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
18
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
2,24 Мб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Каноны на исход души
Описание:
По обычаю Древлеправославной Церкви умирающие получали у своего ложа последнее напутствие в загробную жизнь от своего духовного отца. В отсутствие духовного отца (а в нынешнее время чаще всего так и бывает) после...
Описание:
По обычаю Древлеправославной Церкви умирающие получали у своего ложа последнее напутствие в загробную жизнь от своего духовного отца. В отсутствие духовного отца (а в нынешнее время чаще всего так и бывает) последнее напутствие может преподать умирающему любой христианин — из членов семьи или кто-либо из близких.
Язык:
Русский  Церковнославянский 
Cтраниц:
24
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
923 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон Покрову Пресвятыя Богородицы
Описание:
Покров Пресвятыя Богородицы - непереходящий христианский праздник, отмечаемый 14 октября. В этот день, по преданию, сама Пресвятая Владычица явилась во Влахернской церкви Андрею, Христа ради юродивому.
На обложк...
Описание:
Покров Пресвятыя Богородицы - непереходящий христианский праздник, отмечаемый 14 октября. В этот день, по преданию, сама Пресвятая Владычица явилась во Влахернской церкви Андрею, Христа ради юродивому.
На обложке: Икона «Покров Пресвятой Богородицы», (Новгород, 1401—1425 годы. Государственная Третьяковская галерея)
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
8
Тип файла:
Текстовый файл .djvu
Размер файла:
131 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон святому священномученику Киприану и святой мученице Иустине
Описание:
Память им совершается 15 октября.
Подобает молиться о разрушении козней диавольских и всякого чародейства.
Описание:
Память им совершается 15 октября.
Подобает молиться о разрушении козней диавольских и всякого чародейства.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
7
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
83,5 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон явлению Пресвятыя Богородицы иже в Казани
Описание:
Обретение иконы Пресвятой Богородицы Казанской празднуется 21 июля. Память же, совершаемая о избавлении града Москвы от польских захватчиков, с помощью заступления Богородицы, совершается 4 ноября.
Обложка: Моск...
Описание:
Обретение иконы Пресвятой Богородицы Казанской празднуется 21 июля. Память же, совершаемая о избавлении града Москвы от польских захватчиков, с помощью заступления Богородицы, совершается 4 ноября.
Обложка: Московский список из Елоховского собора 1579 г.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
20
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
1,45 Мб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон Пресвятей Богородице Феодоровской
Описание:
Празднование в честь чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Феодоровския совершается: 27 марта и 29 августа.
Божией Матери молятся перед Феодоровской иконой о сохранении плода и об облегчении трудных родов, о по...
Описание:
Празднование в честь чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Феодоровския совершается: 27 марта и 29 августа.
Божией Матери молятся перед Феодоровской иконой о сохранении плода и об облегчении трудных родов, о помощи в семейных и других житейских нуждах. Феодоровская икона Пресвятой Богородицы считается покровительницей православной семьи и подрастающего поколения.
Набор текста и форматирование - Алексея Кирилина (Покровский храм РДЦ, Самара)
Обложка: Икона Божией Матери Феодоровская, первая четверть XVII века
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
22
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
816 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон святителю и исповеднику Геронтию
Описание:
Епископ Геронтий (Лакомкин) канонизирован РПСЦ. Канон ему составлен старообрядцем РПСЦ Д.А.Урушевым и является примером современного гимнографического творчества старообрядцев.
Описание:
Епископ Геронтий (Лакомкин) канонизирован РПСЦ. Канон ему составлен старообрядцем РПСЦ Д.А.Урушевым и является примером современного гимнографического творчества старообрядцев.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
5
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
60,0 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон святителю и исповеднику Амвросию Белокриницкому
Описание:
Память его 30 октября (12 ноября).
Первый старообрядческий митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой. По происхождению грек. Его отец, Георгий, был в своем роду 22-м священником греческой церк...
Описание:
Память его 30 октября (12 ноября).
Первый старообрядческий митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой. По происхождению грек. Его отец, Георгий, был в своем роду 22-м священником греческой церкви и с детства готовил сына к церковному служению.
Перешел в 1846 году в старообрядчество и основал белокриницкую иерархию.
Был канонизирован в лике святых в 1996 году.
Язык:
Русский 
Cтраниц:
3
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
29,3 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон св. прп. Иосифу Волоцкому
Описание:
Прп. Иосиф Волоцкий родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 года) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (...
Описание:
Прп. Иосиф Волоцкий родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 года) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии).

Двадцати лет постригся в иночество в монастыре прп. Пафнутия Боровского и стал одним из самых верных и любимых его учеников. Именно его прп. Пафнутий назначил своим преемником на игуменство. Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Но ропот и несогласие некоторых братий вынудили прп. Иосифа покинуть Пафнутьев монастырь. В 1479 г. он основал под Волоколамском новую обитель, вскоре заслужившую добрую славу строгостью жизни, молитвенным подвигом и обильной милостыней бедным.

Прп. Иосиф известен своей ревностью по обличению ереси жидовствующих, возникшей в 1471 г. в Новгороде. Он написал против еретиков знаменитую книгу "Просветитель" (1515), в которой показал себя глубоким знатоком богословия и святоотеческих писаний. Скончался в 1515 г. в возрасте 76 лет. "Русской звездой" называет прп. Иосифа церковная песнь. Его память празднуем 9 сентября (ст. ст.).

Текст канона св.прп. Иосифу Волоцкому предоставлен наставником Невской Поморской общины о.Владимиром Шамариным, им же разработан шрифт, к публикации текст подготовлен совместными усилиями В.Н. Несмеяновой (Новгородская община Древлеправославной Поморской Церкви) и о. Александра Панкратова, настоятеля Новгородского храма Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
11
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
94,7 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон преподобному Иоанну Дамаскину
Описание:
День памяти преподобного Иоанна Дамаскина - 17 декабря н. ст.
Преподобному Иоанну Дамаскину молятся:
При увечьях и болезнях рук;
О помощи в изучении церковного пения;
Об утверждении веры православной;
...
Описание:
День памяти преподобного Иоанна Дамаскина - 17 декабря н. ст.
Преподобному Иоанну Дамаскину молятся:
При увечьях и болезнях рук;
О помощи в изучении церковного пения;
Об утверждении веры православной;
О сохранении церковного единства;
О вразумлении людей уклонившихся в ересь.
Обложка: Икона начала XIV века (Афон, скит святой Анны)
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
14
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
582 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон преподобному Александру Свирскому
Описание:
День памяти преподобного Александра Свирского - 12 сентября.
Преподобному Александру Свирскому молятся:
- Чтобы родился сын;
- При расслаблении тела, лишении каких – либо его членов;
- При различных ...
Описание:
День памяти преподобного Александра Свирского - 12 сентября.
Преподобному Александру Свирскому молятся:
- Чтобы родился сын;
- При расслаблении тела, лишении каких – либо его членов;
- При различных заболеваниях;
- О получении работы безработными.
Обложка: Прп. Александр Свирский, икона XVI века
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
16
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
574 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Каноны о умерших на 8 гласов
Описание:
Книга, нарицаемая Осьмигласник. Еже есть осмь канонов за усопших. Избрана из древлепечатных октаев.
Тексты канонов предоставлены Самарской Поморской общиной. Эти же 8 канонов за упокой, также и на родительских н...
Описание:
Книга, нарицаемая Осьмигласник. Еже есть осмь канонов за усопших. Избрана из древлепечатных октаев.
Тексты канонов предоставлены Самарской Поморской общиной. Эти же 8 канонов за упокой, также и на родительских неделях читаются, на днях недели попеременно, глас за гласом, в домах и келиях.
Язык:
Церковнославянский 
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
16,9 Мб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон священномученику Харлампию
Описание:
День памяти - 23 февраля.
Святому священномученику Харлампию молятся:
- О сохранении от внезапной смерти (без Исповеди и Святого Причащения);
- Об избавлении от холеры, чумы и других эпидемий;
...
Описание:
День памяти - 23 февраля.
Святому священномученику Харлампию молятся:
- О сохранении от внезапной смерти (без Исповеди и Святого Причащения);
- Об избавлении от холеры, чумы и других эпидемий;
- О сохранении плодов и устранении голода;
Набор текста и форматирование - Алексея Кирилина (Покровский храм РДЦ, Самара)
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
14
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
5,75 Мб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон священномученику и исповеднику Павлу, епископу Коломенскому
Описание:
Епископ Коломенский Павел - один из первых мучеников старообрядчества. Память ему совершается 7 апреля.
Описание:
Епископ Коломенский Павел - один из первых мучеников старообрядчества. Память ему совершается 7 апреля.
Язык:
Русский 
Cтраниц:
4
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
27,7 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон священномученику и исповеднику Аввакуму
Описание:
День памяти - 15 декабря.
Величайший защитник старой истинной веры.
Описание:
День памяти - 15 декабря.
Величайший защитник старой истинной веры.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
7
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
60,6 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон святым новым мученикам виленским Антонию, Иоанну и Евстафию
Описание:
День памяти 27 апреля.
Описание:
День памяти 27 апреля.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
11
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
62,0 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон святым мученикам пяточисленным Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту
Описание:
День памяти святых мучеников пяточисленных - 26 декабря.
Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест жестоко пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284 - 305) в Севастии Армянской.
...
Описание:
День памяти святых мучеников пяточисленных - 26 декабря.
Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест жестоко пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284 - 305) в Севастии Армянской.
Святым мученикам молятся о помощи в бедности и нужде.
Канон святым мученикам набрал и сформатировал старообрядец из Самары, прихожанин Покровского храма РДЦ Алексей Кирилин.
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
14
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
921 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Канон святителю Спиридону Тримифийскому
Описание:
12 (25) декабря Церковь празднует память святителя Спиридона, епископа Тримифийского.
Он родился на Кипре, в бедной семье, пас овец. При императоре Константине Великом (306-337), после смерти супруги, был избран...
Описание:
12 (25) декабря Церковь празднует память святителя Спиридона, епископа Тримифийского.
Он родился на Кипре, в бедной семье, пас овец. При императоре Константине Великом (306-337), после смерти супруги, был избран в епископы города Тримифии. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.

По свидетельству церковных историков, в 325 году святитель Спиридон принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала философу немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: "Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог".

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино".

Сохранились свидетельства церковных историков IV-V веков (Сократа Схоластика, Созомена и Руфина) о жизни святителя Спиридона. В Х веке они были обработаны выдающимся византийским агиографом блаженным Симеоном Метафрастом. Известно также Житие святителя Спиридона, написанное его учеником, святителем Трифиллием, епископом Левкуссии Кипрской († ок. 370; память 13 июня).

К авторитету святителя не раз обращались старообрядцы. В «Керженских ответах» со ссылкой на святителя Спиридона доказывается неприемлемость никоновских нововведений: «Не дивно же ти буди и о сомнении нашем, еже имем о новоположениих ваших. Аще бо священный отец Спиридон, епископ Тримифийский, и не стерп единыя речи пременения, егда Трифилий епископ, уча в церкви, премени речь евангельскую в сказании, юже рече Христос к разслабленному, возми ложе свое. Тогда святый Спиридон разгневася на него и обличи его рек: или ты мнишися лучши быти глаголавшаго: возми одр свой, и то рек, избежал от ревности из церкви, ревнуя о Христовом словеси, хитростию ритора Трифилия примененном ... Кольми паче нам сомнительно есть о толиких множайших возновствованиих, боящимся церковных запрещенний, еже приложити не пременити, ниже отложити что, крепце утвержающих» (Керженские ответы, 1906, с. 179-180).
Язык:
Церковнославянский 
Cтраниц:
14
Тип файла:
Текстовый файл .pdf
Размер файла:
2,90 Мб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Каноны празднику Успения Пресвятой Богородицы с толкованием
Описание:
Каноны празднику Успения Пресвятой Богородицы с толкованием священноинока Симеона (Дурасова) изданы по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия в в 2006 году.
Предлагаем вашему вниманию отзыв ...
Описание:
Каноны празднику Успения Пресвятой Богородицы с толкованием священноинока Симеона (Дурасова) изданы по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия в в 2006 году.
Предлагаем вашему вниманию отзыв на это издание культуролога, преподавателя из Санкт-Петербурга Л.О.Свиридовой, а также предисловие к изданию священноинока Симеона.
Ряд событий и публикаций последнего времени свидетельствуют о возросшем интересе к старообрядческой традиции. Этот интерес говорит о том, что есть люди, которые, если и не готовы вполне, то уже хотят услышать весомое слово староверов о их уповании.
Каким будет это слово? Безусловно, оно должно быть о самом существенном, о Боге. Следовательно, оно должно быть богословием. И, прежде всего, богословием литургическим. Ведь именно древнее литургическое слово было осознано хранителями благочестия в его иконной красоте, а потому и в канонической незыблемости. Эта незыблемость отнюдь не означает косной неподвижности в отношении к слову, но требует благоговейного и внимательного к нему отношения. Такое отношение неизменно воспитывается и сохраняется в старообрядческих общинах всех согласий. Но достаточно ли этого? Ведь богословие древних отцов подобно солнечной заре просвещало всю вселенную, а не только сплачивало верных. Что в сегодняшнем старообрядческом мире свидетельствует во вне о красоте литургического слова? Такое свидетельство как нам представляется есть.
Передо мной две небольших по формату брошюры – издание канонов Праздникам Успения* и Пятидесятницы с переводом и комментариями священноинока Симеона. Первые абзацы предисловия повествуют о том, что это издание было задумано как пособие для изучающих церковно-славянских язык, такому впечатлению способствует и формат издания. Однако после обращения к тексту комментариев становится понятно, что работа, проделанная автором перевода, много более значительна, чем составление учебного пособия. Богатый ассоциациями из патристических сочинений и других памятников восточнохристианской письменности комментарий представляет собой реконструкцию того контекста, в котором творение византийских гимнографов обретает кристальную ясность.
Автор не выводит на первый план задачу апологии древних славянских переводов, но убедительно показывает на многих примерах творческую свободу их создателей. Этому способствует и привлечение греческого оригинала текста канонов, сопоставление его с различными славянскими изданиями XVI в. Вместе с тем, в отдельных наиболее сложных случаях читателю предлагается авторская реконструкция и интерпретация гимнографического текста. Способность автора трепетно и чутко всматриваться в поэтический текст гимнов передается и читателю, призывая его к сотворчеству в восприятии литургического слова.
Хочется выразить надежду, что итогом начатой работы будет фундаментальное исследование, содержащее комментарий к канонам всех двунадесятых праздников.
Как часто в нашей истории возникали разговоры о том, что Церковь должна что-то явить, сказать русскому обществу. Как часто эти разговоры звучали в тот самый момент, когда неосознанным и неуслышанным оставалось самое ценное в церковной жизни…
Л.О.Свиридова, преп. кафедры теории и истории культуры СПбГУКИ, кандидат культурологии

Предисловие
Вниманию читателя предлагается второй выпуск из серии комментированных изданий канонов на двунадесятые праздники. Первым выпуском в 2004 году были напечатаны текст и комментированный перевод канонов праздника Пятидесятницы. Идея такого издания зародилась в 1997 – 1999 годах, когда мне довелось преподавать в Духовном училище при Старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси. Именно таким образом, как я пытаюсь это делать теперь в брошюрах, объяснял я тогда сложные тексты праздничных канонов. Это были занятия по церковно-славянскому языку. Но от чисто языкового перевода мы постоянно обращались к истолкованию текстов Священного Писания, к начаткам богословия, к истории Церкви. Попутно с изучением языка шло усвоение многообразных знаний, нужных грамотному и увлеченному церковному труженику.
Надо подчеркнуть, что молодые люди – участники тогдашних занятий – имели разную степень общеобразовательной подготовки. Тем более радостно было видеть, как оживленный интерес к предмету передавался от одних к другим. Неоднократно слышанные в церкви, священные, но непонятные слова – оживали, наполнялись таинственным глубоким смыслом, всё больше влекли к себе. Перед юными клириками приоткрывался внутренний мир тех, чьи лики они видели на иконах; казалось бы, столь далекие от нас древние святые становились ближе, входили в нашу нынешнюю жизнь.
Последующие годы далеко раскидали наших учеников. После выхода из стен училища далеко не всем удалось продолжить и углубить свое духовное образование. Благодарение Богу, если кто-то из них когда-то сможет просто и понятно объяснить другому христианину пророческий смысл псалма, глубокое богословское содержание тропаря или стихеры. О, если бы в их памяти осталось, по крайней мере, то, что пространные тексты, составляющие наши многочасовые храмовые службы, писались не только для пения, чтения и слушания, но для восприятия умом и сердцем! Если ученик хотя бы на всю жизнь усвоит, что правильно, нормально, естественно – стремиться понимать богослужение, внутренне переживать его, а не просто исполнять положенный устав, – и тогда труд учителя можно считать не напрасным...
Но все-таки плоды могли бы быть обильнее и ценнее. С течением лет я еще более убеждаюсь в том, что изучение содержания богослужения есть самая правильная основа православного образования. Образование же, оторванное от этой твердой почвы, не способно нести в себе святоотеческий дух, бессильно передать то целостное восприятие веры, мира и жизни, которое было свойственно подвижникам и учителям Церкви. Но обучение, о котором мы говорим, должно происходить в живой и неразрывной связи с церковной молитвой. Только так можно воспитать хорошего священника, чтеца, певца – и просто христианина, сознательно и преданно любящего свою мать – Святую Церковь. И тогда этот христианин будет в состоянии дать обоснованный, принципиальный ответ в защиту древнего литургического предания Церкви тем, кто обвиняет Православие в консервации якобы «ветхого», «отжившего», «никому не понятного и не нужного».
Теперь – о самой брошюре и изложенном в ней материале. Мне думается, что наиболее эффективно было бы использование ее в качестве пособия для специальных семинарских занятий. Но может она пригодиться и учителю воскресной школы для взрослых, желающих понимать смысл того, что поется или читается в храме, но при этом не имеющих времени «забираться в глубину». Каждый опытный преподаватель знает: чтобы основательно сказать даже малое, надо знать гораздо больше того, что говоришь. Поэтому постоянные отсылки к греческому оригиналу, которые могут показаться загромождающими текст брошюры, – отнюдь не излишни. Всегда можно сократить и упростить материал, в соответствии с задачами, которые ставишь. Зато, если возникнут вопросы по отдельным деталям перевода, у преподавателя будет, на чем основывать свое объяснение.
Как и при изучении канонов Пятидесятницы, так и на этот раз, я постоянно пользовался серией очерков Михаила Скабаллановича «Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением», 6-я книга которой посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы (Киев, 1916; репринт: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1995). Но я ставил перед собою иную цель, нежели этот известный историк-литургист прошлого века. Моей целью было максимально раскрыть догматическое и художественное содержание самого текста канонов и показать стиль творческой работы их авторов. Мне хотелось также показать, как более древний славянский перевод канонов, который содержится в дораскольных богослужебных книгах, во многих случаях может быть использован для восстановления первоначального греческого текста. Но изучать само содержание праздника, историю его установления, его литургическое развитие – надо, несомненно, по пособию Скабаллановича. Недавно киевским Православным братством св. Льва Великого предпринято новое издание серии его очерков «Христианские праздники».
И, наконец, несколько мыслей о празднике Успения. Историки и мыслители не раз отмечали, что этот праздник изначально имел у нас на Руси особенное значение. Существовал стойкий многовековый обычай посвящать этому празднику кафедральные соборы. Софийские храмы в Киеве и Новгороде имели своим престольным праздником Успение Пречистой. По уже сложившейся традиции, Успенскими впоследствии были соборы во Владимире и в Москве, в Рязани, Ростове, Ярославле, Вологде, Великом Устюге – и это далеко не полный список. Успенский Киево-Печерский монастырь был первым центром и рассадником иноческого жития и духовного просвещения. Достаточно уже вспомнить то, что митрополиты, а затем патриархи Московские и всея Руси в наиболее торжественной форме назывались «правящими престол святыя великия соборныя и апостольския Церкве, пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения».
Знакомство со списками храмов Москвы XIX века показывает, что среди них преобладали церкви, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, но и Успенские продолжали занимать одно из первых мест, числом уступая, кажется, только Никольским. Между тем, Успение и Покров – два праздника, наиболее полно выражающие одну общую идею: всемирного, непрестанного и непобедимого заступничества Богоматери за христианский род.
Характерно, что изображение на иконах обоих празднуемых событий – Успения Владычицы и Ее явления во Влахернском храме, которое вспоминается в праздник Покрова, – имеет принципиальное сходство. В обеих иконных композициях Богородица представляется Центром, вокруг которого собрана вся Церковь – земная, в лице апостолов и других святых, и небесная, в лице ангелов. По своему смыслу, и сам праздник Покрова, учрежденный молодой Русской Церковью в XIX веке, может рассматриваться как «продолжение в вечности» праздника Успения. Молитвенно взирая на икону «Покрова», нельзя не вспомнить один из замечательных стихов успенского канона преподобного Козмы Маюмского:
Яко да воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, –
руце, имиже Бога носила еси плотию, –
с дерзновением, яко Мати, рече к Рожденному:
яже Ми дал еси, во веки сохрани…
Именовать Успение «Богородичной Пасхой» или «второй Пасхой» в русской духовной книжности стали относительно недавно, не раньше конца XII века, под влиянием традиций Палестины и Афона. Но мы уже знаем, что праздник Успения и связанный с ним праздник Покрова – изначально стали для Русской Церкви глубоко символичными. Было бы, наверное, слишком просто видеть в этом только выражение веры в то, что Русь есть «удел Богородицы» и находится под Ее особым покровительством. Конечно, такое убеждение не могло не перейти к нам от Византии, вместе с ее церковным строем, с ее гимнами, в которых Божию Матерь величали:
Радуйся, Церкви непоколебимый столпе,
Радуйся, Царству нерушимая стено…
а себя, обращаясь к Небесной Царице, называли: «достояние Твое», «град Твой», «людие Твои». Но не содержится ли в выборе нашими предками именно Успения и Покрова – еще какое-то знамение? Не скрыт ли здесь окончательный смысл истории Руси, ее Церкви и Царства, который в полноте проявится в ее грядущих судьбах?
Дай, Господи, нам, служителям Твоим на Русской земле, познание Твоей воли, – как о нас самих, так и о всем нашего Отечестве, – дай нам разум истинный, чтобы разуметь «знамения времен» (Мф. 16, 3) и не оказаться во «время посещения» (Лк. 19, 44) недостойными и неготовыми. Ища, всегда и повсюду, прежде всего, «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), будем непрестанно утверждать и просвещать свои души благочестием, по сказанному Апостолом: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и песнями духовными, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3, 16). А Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и Ее верных служителей, наших учителей, – святых песнотворцев, обогативших Церковь запечатленными в гимнах возвышенными созерцаниями, – будем просить не оставлять нас, недостойных, своею молитвою.
Выражаю глубокую благодарность инокине Нине (Ларионовой) за важные и ценные замечания, а Сергею Леонидовичу Лещеву и Антону Викторовичу Хрусталеву – за прекрасное художественное оформление этой работы.
Священноинок Симеон
Язык:
Русский 
Год издания:
2006
Cтраниц:
55
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
455 Кб
Тематика:
Толкование Священного Писания, Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Каноны празднику Преображения Господня с переводом и комментарием священноинока Симеона
Описание:
Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа с переводом и комментарием священноинока Симеона.
Предлагаемая брошюра представляет собою третий по счету выпуск комментированных изданий бо...
Описание:
Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа с переводом и комментарием священноинока Симеона.
Предлагаемая брошюра представляет собою третий по счету выпуск комментированных изданий богослужебных канонов на важнейшие праздники церковного календаря. Первые два, вышедшие в 2004 и 2006 гг., были посвящены канонам Пятидесятницы и Успения Пресвятой Богородицы. Теперь мы снова имеем дело с творениями двух выдающихся песнописцев-богословов – прп. Иоанна Дамаскина и прп. Козмы Маюмского.
Жизнь обоих замечательных церковных поэтов представляет из себя удивительный пример духовного братства и, одновременно, многолетнего песенного сотворчества. Выросшие под одним кровом (Козма был приемным воспитанником в доме родителей Иоанна), среди мусульманского окружения имевшие счастье получить разностороннее образование в строго православном духе, оба они в зрелые годы вступили в иноческое братство обители прп. Саввы Освященного (близ Иерусалима) и здесь положили немалые труды, украшая богослужение Иерусалимской Церкви замечательными поэтическими гимнами. Песнопения Иоанна и Козмы звучат и до сего дня, и не только в церквах Палестины, но во всех без исключения храмах византийской традиции, на всех континентах.
Тринадцать веков – огромный исторический срок. Навряд ли можно найти такое произведение светской литературы, которое в течение столь многих лет имело бы число читателей, сравнимое с тем, сколько людей поет и слушает на молитве каноны святых песнописцев. Однако, правда и то, что молящиеся лишь в малой степени понимают их глубокий богословский смысл и прихотливую поэтику.
Дело здесь не только в трудности понимания славянского, древнегреческого, древнегрузинского или какого-то другого древнего языка, на котором совершается православное богослужение. Песнописцы не стремились сделать свои творения легкими и прозрачными для каждого. Оба автора сознательно ставили в качестве одной из своих задач – пробуждать тягу к исследованию Священного Писания и догматических творений отцов; они давали слушателям настоящие уроки кафолического Церковного Предания во всей его разносторонности – и уроки весьма напряженные.
В пору, когда арабское завоевание ослабило церковные связи Палестины с остальным православным миром, когда христианское население постепенно уступало свою веру фанатичным и нетерпимым магометанам, творения Дамаскина и Козмы, которые передавали учение великих богословов, и при этом выделялись своим тонким поэтическим вкусом и интеллектуальностью, – были настоящим прорывом религиозно-культурной блокады, прорывом к кафолическому сознанию. Они бросали вызов своему времени, отмеченному ослаблением духовного и культурного родства между разными частями христианского мира. Всем известен исход этого процесса – великий раскол Востока и Запада. А раскол, в свою очередь, стал источником неисчислимых бедствий и соблазнов, еще и поныне далеко не исчерпанных. Будучи убежденными в конечной победе Церкви, как Богочеловеческого организма, посредством которого совершается спасение мира, – мы не можем отрицать факты поражений исторического христианства. Великая схизма представляется едва ли не тяжелейшим поражением во всей его двухтысячелетней истории.
Дамаскин и его брат-соратник в церковно-иерархическом отношении не были светилами первой величины. Иоанн оставался до конца дней рядовым монахом-священником; Козма окончил жизнь в сане епископа небольшого приморского городка Маюмы. Мы не знаем о каких-то их путешествиях за пределы Палестины: скорее всего, они и не покидали ее, по обстоятельствам своего неспокойного времени. Но трактаты Дамаскина в защиту святых икон, которые он писал еще мирянином, были известны всему христианскому Востоку. Вооружаясь ими, православные Византии могли противостоять давлению и угрозам императоров-иконоборцев, склонивших на сторону ереси большинство епископата. А составленное им «Точное изложение православной веры» на многие века осталось основным богословским сводом, получившим общецерковное признание, и благоговейно изучалось повсюду – от киновий Сирии до британских аббатств.
Пафос братского общения разноплеменных христиан был воспринят нашими авторами еще с юности: в порабощенном Дамаске их учителем и наставником был сицилийский монах Козма, которого выкупил из арабского плена отец Иоанна – Сергий Мансур. Можно видеть особый промысел Божий в том, что в своих трудах прп. Иоанн внимательно разобрал все основные богословские темы, которые позднее стали предметом пререканий между Востоком и Западом. Как авторитет, сохраняющий свое значение для всех христиан, приверженных вере великих Вселенских соборов, он и сегодня указывает пути к восстановлению единства. Сквозь толщу долгих веков отчуждения слова его Пасхального гимна звучат как пророчество о грядущей встрече, когда разделенные братья снова обнимут друг друга:
Приидите, новаго винограда чада! Божественнаго веселия в нарочитом дни Воскресения, - Царствия Христова приобщимся, поюще Его, яко Бога, во веки! Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се убо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословяще Христа во веки!
Там, где рационально-дискурсивное обсуждение догматов не может привести к согласию, побеждает благоговейное удивление перед таинством, богословие ангельской хвалы. Повинуясь внушениям Духа, язык песнописцев изрек такие слова, которые с сердечной верою, «во гласе радования и исповедания», повторит и сегодня любящий Христа человек на скалах Афона, в сибирской тайге, среди виноградников Прованса, или на португальском побережье Атлантики.
Весьма важные перспективы в этом смысле открывает углубленное изучение канонов Козмы Маюмского и Иоанна Дамаскина на праздник Преображения Господня. Общеизвестно, что для богословского сознания Востока и Запада в 14 веке тема Фаворского света явилась полем очередной битвы. Свт. Григорий Палама в своих трудах о Фаворском свете многократно ссылается на тексты праздничных канонов; но похоже, что в свое время эти свидетельства не были в достаточной мере учтены его противниками. В нашем исследовании мы будем особо отмечать те места, где песнотворцы выступают свидетелями исконного церковного предания о Фаворской тайне. Но «исихастские» споры 14 века имели свой исторический контекст, и их предмет гораздо шире нашей темы. Поэтому, чтобы не усложнять чрезмерно свою задачу, мы в своих комментариях воздержимся от привлечения текстов самого свт. Григория, а будем преимущественно пользоваться свидетельствами авторов, наследие которых использовали в своем богословском и поэтическом труде сами святые песнописцы.
Праздник Преображения упоминается с 5 в. Самое раннее сохранившееся поучение на этот день принадлежит константинопольскому патр. Проклу (патриарх в 434-447 гг.). Имеющееся в нашем славянском Прологе «Слово на Преображение Господне», подписанное именем прп. Ефрема Сирина, – на самом деле, написано не менее чем лет на сто позднее. Оно сохранилось только на греческом, и по своему стилю не сродно ни медитациям «пророка сирийцев», ни живым беседам великих проповедников 4-го века, но очень напоминает подобные же похвальные «Слова» более поздних византийских авторов, рассчитанные на ритмическую декламацию.
Тогда же, когда у нас, Преображение празднуется у несториан, отделившихся от православной Церкви в 5 в.; также и у коптов-монофизитов, отколовшихся со второй половины того же столетия. Возможно, праздник стал входить в церковный обычай незадолго до этого времени. У армян этот праздник – переходящий, включенный в пасхальный круг (празднуется в 7-ю неделю по Пятидесятнице). Наиболее ранние песнопения праздника Преображения до нас не дошли. От прп. Романа, который составил кондаки на праздники, принятые в его время (5 в.) в Константинопольской Церкви, не осталось каких-либо гимнов, посвященных этому дню. Впрочем, в единственной рукописи сохранился текст древнего кондака на Преображение, включающего в себя 18 икосов, написанного неизвестным автором.
Каноны преподобных Иоанна и Козмы, к изучению которых мы приглашаем читателя, написаны ими в годы пребывания в монастыре прп. Саввы Освященного. И содержание, и стилистика показывают, что поэты работали, находясь в живом и тесном общении. Нам, людям 21 века, было бы заманчиво представить себе своеобразный «поэтический конкурс». Но, с другой стороны, двухголосье поэтов – это прекрасный способ реализации единой общей творческой идеи. Вероятно, они составили оба канона по поручению священноначалия Иерусалимской Церкви, специально для храма Преображения Господня, воздвигнутого на Фаворе еще во времена императора Иустиниана. Тогда же Иоанном Дамаскином было написано и «Слово на Преображение Господне», которое было предназначено для чтения во время праздничной службы.
В канонах прп. Иоанна и Козмы на Преображение заметна та же закономерность, что и в канонах тех же авторов на Успение Пресвятой Богородицы: они содержат и смысловые, и буквальные заимствования из поучений Иоанна Дамаскина на тот же праздник. В своем комментарии к успенским канонам я высказал предположение, что текст проповедей был «заготовкой», или, лучше сказать, сырым материалом для дальнейшей поэтической переработки. Теперь мне кажется более вероятным, что ранние каноны, по самому замыслу создателей этого жанра, составляли единое целое с поучениями. В одном потрясающем духовном порыве соединялись молитва, поэзия, музыка, высокое богословие и общедоступная катехеза. И это позволяет считать жанр канона, в его классических образцах, одним из наиболее монументальных и величественных произведений христианского духа.
Священноинок Симеон

Источник: сайт Крылья голубиные
Язык:
Русский 
Cтраниц:
53
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
507 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Название:
Молебен Святителю Николе Чудотворцу
Описание:
Святителю Николе Чудотворцу молятся о путешествующих, о благополучном замужестве дочерей.
Описание:
Святителю Николе Чудотворцу молятся о путешествующих, о благополучном замужестве дочерей.
Язык:
Русский 
Cтраниц:
7
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
24,5 Кб
Тематика:
Домашние молитвы, Богослужебные книги
Тематика
Все книги (245) Толкование Священного Писания (17) Толкование на Евангелие (11) Толкование на Апокалипсис (4) Христианская жизнь (39) Поучения (32) Домашние молитвы (41) Каноны (28) Павечерница (4) Богослужебные книги (86) Каноны (30) Певческие книги (10) Минеи (13) Службы (11) Апостол (5) Триодь (2)
Показать все
Учебные материалы (19) Научные труды (2) Материалы Соборов и съездов (10) Художественная литература (3) Церковный устав (24) Знаменное пение (12) Жития святых (22) Пролог (15) Интервью и беседы (1) Справочники и словари (2) Вероучение (19) История России (4) История Церкви (6) История старообрядчества (5) Апологетика (2) Священное Писание (Библия) (13) Святое Евангелие (8) Демественное пение (2) Каноническое право (2)
Авторы
Царь Иоанн IV Васильевич (1) Святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский (1) Преподобный Максим Грек (1)
Язык издания
Церковнославянский (23) Русский (6)
Тип файла
Текстовый файл .pdf (19) Текстовый файл .docs (7) Текстовый файл .djvu (2)
Последние публикации
Наша группа ВКонтакте
Видеопроповедь дня
Открытые лекции
БЛИЖАЙШИЕ ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ
СМОТРЕТЬ ВСЕ ЛЕКЦИИ