Описание:
Сказание об осаде Соловецкого монастыря. Лицевая рукопись 19 века.
О КНИГЕ: «Сказание об осаде Соловецкого монастыря» повествует о событии, которое послужило сильным импульсом развитию старообрядческого движен…
Описание:
Сказание об осаде Соловецкого монастыря. Лицевая рукопись 19 века.
О КНИГЕ: «Сказание об осаде Соловецкого монастыря» повествует о событии, которое послужило сильным импульсом развитию старообрядческого движения, появившегося в ответ на начатую патриархом Никоном в 1653 г. церковную реформу. Сказание начинается с сообщения о том, как Соловецкий монастырь решительно отказался принять в церковное употребление новые печатные книги, присланные властями в монастырь в 1657 г. Далее упоминаются важные события периода «мирного» противостояния монастыря нововведениям: церковный собор 1666-1667 гг., осудивший противников реформы, приезд в Соловецкий монастырь в августе 1666 г. архимандрита Сергия для убеждения братии, челобитные соловлян царю Алексею Михайловичу. Но главное внимание уделено рассказу о стойкости защитников старой веры во время длительной осады Соловецкого монастыря царскими войсками в 1668-1676 гг. Ситуация особенно обострилась начиная с сентября 1673 г., когда начальствовать царскими войсками прибыл новый воевода Иван Мещеринов и осада приобрела действительно военный характер. 23 декабря 1675 г. Мещеринов предпринял решающий штурм монастыря, но успеха не достиг. Тогда он прибегнул к помощи перебежчика: чернец Феоктист указал на окно под сушилом у Белой башни, заложенное тонким слоем плинфы. В ночь на 22 января 1676 г. под покровом темноты и непогоды стрельцы царского войска через это окно проникли в монастырь, и началась жестокая расправа: в живых осталось лишь 14 иноков. В заключительной части Сказания утверждается идея правоты мучеников за веру и неизбежности воздаяния за содеянное: царь Алексей Михайлович умирает в тот день, когда посланные им войска врываются в монастырь, а воевода Иван Мещеринов за свои злодеяния заточен в темницу. Непосредственным источником «Сказания об осаде…» стало известное сочинение одного из основателей Выговского старообрядческого общежития Семена Денисова (1682-1740) «Повесть об отцах и страдальцах соловецких», созданная в 1710-х гг. Исследователи отмечают историческую достоверность ее текста и широкое распространение памятника, сохранившегося в более чем 200 списках. «Сказание об осаде…», напротив, известно лишь в трех лицевых (то есть иллюстрированных) списках, причем текст и цикл миниатюр каждого из них имеет существенные отличия. Если Семен Денисов опирался на свидетельства участников и современников Соловецкого восстания, то «Сказание об осаде…», составленное во второй половине XVIII в., гораздо дальше отстоит от описываемого события и отражает его через призму народной памяти: реальные факты здесь тесно переплетаются с вымышленными деталями. Особого внимания заслуживают миниатюры рукописи. Их всего 11, но в каждой - несколько сюжетов. Художник смог проиллюстрировать все основные эпизоды «Сказания об осаде…». По стилю миниатюры близки народному лубку, что соответствует идее и стилистике текста. Примитивность рисунка сочетается с декоративностью композиции и ярким узорочьем раскраски. В конце текста «Сказания об осаде…» помещена запись, в которой указано имя создателя - Николай Григорьев. Можно было бы считать его писцом и художником данной рукописи. Однако - и это типичное явление для средневековой книжности - имя Николая Григорьева указано и в других двух известных списках «Сказания об осаде…», при этом текст, почерк и миниатюры всех трех списков отличаются друг от друга. Очевидно, Николай Григорьев был автором одной из редакций произведения. Лицевая рукопись «Сказания об осаде Соловецкого монастыря» - непрезентабельная на внешний вид: сброшюрованные тетрадки малого формата, никогда не имевшие переплета, с листами, загрязненными по краям от многолетнего читательского использования, - поступила в Публичную библиотеку в 1920 г. в составе собрания Николая Яковлевича Колобова (1866-1930) - старообрядца, купца-лесопромышленника, библиофила и коллекционера.
Источник книги и ее описания: http://expositions.nlr.ru/literature/drevrus/list.php