Библиотека

Апологетика
Богослужебные книги
Вероучение
Демественное пение
Домашние молитвы
Жития святых
Знаменное пение
Интервью и беседы
История России
История Церкви
Каноническое право
Литература для детей
Материалы Соборов и съездов
Поучения богослужебные
Проповеди
Священное Писание (Библия)
Справочники и словари
Толкование Священного Писания
Учебные материалы
Христианская жизнь
Художественная литература
Церковнославянский язык
Церковный устав
Тематика: Все книги (609)
Название:
I (XIX) Всероссийский съезд старообрядцев. Москва, 17–18 мая 2000 г.
Описание:
I (XIX) Всероссийский съезд старообрядцев. Москва, 17–18 мая 2000 г.
Описание:
I (XIX) Всероссийский съезд старообрядцев. Москва, 17–18 мая 2000 г.
Язык:
Русский
Год издания:
2000
Cтраниц:
1
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
17,9 Мб
Тематика:
Материалы Соборов и съездов
Название:
Житие и страдания архиепископа Аркадия Славского и иже с ним исповедников Суздальских.
Автор:
Андрей Вознюк, иерей
Описание:
Житие и страдания архиепископа Аркадия Славского, Конона Новозыбковского, Алимпия Тульчинского и Генадия Пермского, исповедников Суздальских.

Очерк описывает жизнь четырех святителей, заключенных за исповедани...
Описание:
Житие и страдания архиепископа Аркадия Славского, Конона Новозыбковского, Алимпия Тульчинского и Генадия Пермского, исповедников Суздальских.

Очерк описывает жизнь четырех святителей, заключенных за исповедание Древлеправославия во второй половине 19 века в Суздальскую крепость.

Источник: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Год издания:
2012
Cтраниц:
12
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
25,1 КБ
Тематика:
Апологетика, Жития святых, История Церкви
Название:
Житие святаго великомученика Евстафия Плакиды
Автор:
неизвестный автор
Описание:
Житие святаго великомученика Евстафия Плакиды

Евстафий Плакида- почитаемый в Русской Церкви святой. Бог обещал ему, что спасёт души тех, кто будет ему моилться.

Канон святому великомученику Евстафию и дружи...
Описание:
Житие святаго великомученика Евстафия Плакиды

Евстафий Плакида- почитаемый в Русской Церкви святой. Бог обещал ему, что спасёт души тех, кто будет ему моилться.

Канон святому великомученику Евстафию и дружине также его помещен в нашей Библиотеке: https://nashavera.com/media/books/Канон_святому_великомученику_Евстафию_Плакиде.docx

Источник: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Год издания:
2012
Cтраниц:
7
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
25,5 КБ
Тематика:
Жития святых
Название:
Житие святителя Спиридона Тримифийского
Автор:
Феодор, епископ Пафский
Описание:
Житие святителя Спиридона Тримифийского - сочинение Феодора, епископа Пафского, описывающее жизнь и чудеса прославленного святителя Спиридона.
Святитель Спиридон совершает чудеса и в наши дни, помогая прибегающи...
Описание:
Житие святителя Спиридона Тримифийского - сочинение Феодора, епископа Пафского, описывающее жизнь и чудеса прославленного святителя Спиридона.
Святитель Спиридон совершает чудеса и в наши дни, помогая прибегающим к нему с молитвою в различных бедах и напастях. Канон ему помещен в нашей Библиотеке:

Содержание:
1. (Предисловие) 1
2. Чудо о ливне - 3
3. О змее, превращенной в золотое украшение - 4
4. О человеке, который был схвачен правителем по навету и должен был безвинно умереть - 5
5. О том, как пришел он к своему другу и ученику - 7
6. Об Ирине, его умершей дочери - 7
7. Об Арии и Святой Троице - 8
8. Об императоре Констанции - 10
9. О солдатской жене - 13
10. О купившем коз - 14
11. О селе Эритра - 15
12. О вечерней службе святых Ангелов - 15
13. О светильнике и масле - 16
14. О светильнике и масле - 17
15. О моряке, которому изменила жена - 17
16. О женщине по имени Софрония - 18
17. Ожатве - 18
18. Об идоле, упавшем в Александрии у Фароса благодаря приходу и молитве святого - 21
19. О капитане, которому святой часто давал в долг -23



Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Год издания:
2008
Cтраниц:
27
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
71,4 КБ
Тематика:
Жития святых
Обложка книги Житие святителя Спиридона Тримифийского
Название:
За други своя (Рассказ старой казачки)
Автор:
Протоиерей Валерий Шабашов
Описание:
За други своя
(Рассказ старой казачки)


Документальный очерк о жизни и подвигах староверов во времена братоубийственной гражданской войны в России.

Автор - протоиерей Валерий Шабашов (г. Верещагино Пермск...
Описание:
За други своя
(Рассказ старой казачки)


Документальный очерк о жизни и подвигах староверов во времена братоубийственной гражданской войны в России.

Автор - протоиерей Валерий Шабашов (г. Верещагино Пермского края).

Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Cтраниц:
11
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
32 КБ
Тематика:
История Церкви
Название:
Имена женские по месяцеслову
Описание:
Список имен святых, упоминаемых в месяцеслове, дан в алфавитном порядке. Даты приведены по старому стилю.
Описание:
Список имен святых, упоминаемых в месяцеслове, дан в алфавитном порядке. Даты приведены по старому стилю.
Язык:
Русский
Cтраниц:
6
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
19,5 Кб
Тематика:
Церковный устав
Название:
Имена мужские по месяцеслову
Описание:
Список имен святых, упоминаемых в месяцеслове, дан в алфавитном порядке. Даты приведены по старому стилю.
Описание:
Список имен святых, упоминаемых в месяцеслове, дан в алфавитном порядке. Даты приведены по старому стилю.
Язык:
Русский
Cтраниц:
18
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
37,0 Кб
Тематика:
Церковный устав
Название:
Интервью иконописца из Вильнюса Г.Г.Яковлева корреспонденту газеты Меч духовный
Описание:
Икона - это дверь в Божественный мир: интервью иконописца из Вильнюса Г.Г.Яковлева корреспонденту газеты "Меч духовный" Т.Колосовой.
Так же в документа приложены три иконы Яковлева: Воскресение Христово, Благове...
Описание:
Икона - это дверь в Божественный мир: интервью иконописца из Вильнюса Г.Г.Яковлева корреспонденту газеты "Меч духовный" Т.Колосовой.
Так же в документа приложены три иконы Яковлева: Воскресение Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятыя Богородицы.
Язык:
Русский
Cтраниц:
4
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
157 Кб
Тематика:
Интервью и беседы
Название:
Каким святым молиться в каких нуждах
Описание:
В минуты испытаний мы прибегаем к помощи Господа и святых его. И во всяком горе, нужде, мы получаем облегчение и помощь. Но есть святые и иконы, которые имеют благодать помогать особенно в какой-либо нужде. Данны...
Описание:
В минуты испытаний мы прибегаем к помощи Господа и святых его. И во всяком горе, нужде, мы получаем облегчение и помощь. Но есть святые и иконы, которые имеют благодать помогать особенно в какой-либо нужде. Данный файл содержит перечень святых и в каких нуждах прибегать к ним с молитвою.
Язык:
Русский, Церковнославянский
Cтраниц:
10
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
58,9 Кб
Тематика:
Домашние молитвы
Название:
Канон за творящих милостыню
Описание:
Канон молебный, како подобает пети за творящих милостыню.
Описание:
Канон молебный, како подобает пети за творящих милостыню.
Язык:
Церковнославянский
Cтраниц:
18
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
275 Кб
Тематика:
Богослужебные книги, Домашние молитвы
Название:
Канон святителю Спиридону Тримифийскому
Автор:
неизвестный автор
Описание:
Канон святителю Спиридону Тримифийскому

Канон молебен прославленному святому, который и в наши дни совершает немало чудес,, помогает молящимся ему в различных бедах и напастях, в материальных и жилищных затруд...
Описание:
Канон святителю Спиридону Тримифийскому

Канон молебен прославленному святому, который и в наши дни совершает немало чудес,, помогает молящимся ему в различных бедах и напастях, в материальных и жилищных затруднениях.

Житие сего святого помещено в нашей Библиотеке:https://nashavera.com/biblioteka/12/13/None

Канон набран русским шрифтом с ударениями.

Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Церковнославянский (русским гражданским
Год издания:
2012
Cтраниц:
12
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
69,5 КБ
Тематика:
Домашние молитвы
Название:
Канон святителю и исповеднику Амвросию Белокриницкому
Описание:
Память его 30 октября (12 ноября).
Первый старообрядческий митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой. По происхождению грек. Его отец, Георгий, был в своем роду 22-м священником греческой церк...
Описание:
Память его 30 октября (12 ноября).
Первый старообрядческий митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой. По происхождению грек. Его отец, Георгий, был в своем роду 22-м священником греческой церкви и с детства готовил сына к церковному служению.
Перешел в 1846 году в старообрядчество и основал белокриницкую иерархию.
Был канонизирован в лике святых в 1996 году.
Язык:
Русский
Cтраниц:
3
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
29,3 Кб
Тематика:
Богослужебные книги, Домашние молитвы
Название:
Канон святителю и исповеднику Геронтию
Описание:
Епископ Геронтий (Лакомкин) канонизирован РПСЦ. Канон ему составлен старообрядцем РПСЦ Д.А.Урушевым и является примером современного гимнографического творчества старообрядцев.
Описание:
Епископ Геронтий (Лакомкин) канонизирован РПСЦ. Канон ему составлен старообрядцем РПСЦ Д.А.Урушевым и является примером современного гимнографического творчества старообрядцев.
Язык:
Церковнославянский
Cтраниц:
5
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
60,0 Кб
Тематика:
Богослужебные книги, Домашние молитвы
Название:
Канон святому великомученику Евстафию Плакиде
Автор:
неизвестный автор
Описание:
Канон святому великомученику Евстафию Плакиде

Святой великомученик Евстафий - почитаемый на Руси святой. В его житии сказано, что Бог обещал святому Евстафия: кто будет ему молиться, того душа получит спасение...
Описание:
Канон святому великомученику Евстафию Плакиде

Святой великомученик Евстафий - почитаемый на Руси святой. В его житии сказано, что Бог обещал святому Евстафия: кто будет ему молиться, того душа получит спасение.


Житие святого помещено в нашей Библиотеке: https://nashavera.com/media/books/Житие_св.влмч.Евстафия_Плакиды.docx

Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Церковнославянский (русским гражданским
Год издания:
2012
Cтраниц:
17
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
77 КБ
Тематика:
Домашние молитвы
Название:
Канон священномученику и исповеднику Павлу, епископу Коломенскому
Описание:
Епископ Коломенский Павел - один из первых мучеников старообрядчества. Память ему совершается 7 апреля.
Описание:
Епископ Коломенский Павел - один из первых мучеников старообрядчества. Память ему совершается 7 апреля.
Язык:
Русский
Cтраниц:
4
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
27,7 Кб
Тематика:
Богослужебные книги, Домашние молитвы
Название:
Каноны празднику Преображения Господня с переводом и комментарием священноинока Симеона
Описание:
Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа с переводом и комментарием священноинока Симеона.
Предлагаемая брошюра представляет собою третий по счету выпуск комментированных изданий бо...
Описание:
Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа с переводом и комментарием священноинока Симеона.
Предлагаемая брошюра представляет собою третий по счету выпуск комментированных изданий богослужебных канонов на важнейшие праздники церковного календаря. Первые два, вышедшие в 2004 и 2006 гг., были посвящены канонам Пятидесятницы и Успения Пресвятой Богородицы. Теперь мы снова имеем дело с творениями двух выдающихся песнописцев-богословов – прп. Иоанна Дамаскина и прп. Козмы Маюмского.
Жизнь обоих замечательных церковных поэтов представляет из себя удивительный пример духовного братства и, одновременно, многолетнего песенного сотворчества. Выросшие под одним кровом (Козма был приемным воспитанником в доме родителей Иоанна), среди мусульманского окружения имевшие счастье получить разностороннее образование в строго православном духе, оба они в зрелые годы вступили в иноческое братство обители прп. Саввы Освященного (близ Иерусалима) и здесь положили немалые труды, украшая богослужение Иерусалимской Церкви замечательными поэтическими гимнами. Песнопения Иоанна и Козмы звучат и до сего дня, и не только в церквах Палестины, но во всех без исключения храмах византийской традиции, на всех континентах.
Тринадцать веков – огромный исторический срок. Навряд ли можно найти такое произведение светской литературы, которое в течение столь многих лет имело бы число читателей, сравнимое с тем, сколько людей поет и слушает на молитве каноны святых песнописцев. Однако, правда и то, что молящиеся лишь в малой степени понимают их глубокий богословский смысл и прихотливую поэтику.
Дело здесь не только в трудности понимания славянского, древнегреческого, древнегрузинского или какого-то другого древнего языка, на котором совершается православное богослужение. Песнописцы не стремились сделать свои творения легкими и прозрачными для каждого. Оба автора сознательно ставили в качестве одной из своих задач – пробуждать тягу к исследованию Священного Писания и догматических творений отцов; они давали слушателям настоящие уроки кафолического Церковного Предания во всей его разносторонности – и уроки весьма напряженные.
В пору, когда арабское завоевание ослабило церковные связи Палестины с остальным православным миром, когда христианское население постепенно уступало свою веру фанатичным и нетерпимым магометанам, творения Дамаскина и Козмы, которые передавали учение великих богословов, и при этом выделялись своим тонким поэтическим вкусом и интеллектуальностью, – были настоящим прорывом религиозно-культурной блокады, прорывом к кафолическому сознанию. Они бросали вызов своему времени, отмеченному ослаблением духовного и культурного родства между разными частями христианского мира. Всем известен исход этого процесса – великий раскол Востока и Запада. А раскол, в свою очередь, стал источником неисчислимых бедствий и соблазнов, еще и поныне далеко не исчерпанных. Будучи убежденными в конечной победе Церкви, как Богочеловеческого организма, посредством которого совершается спасение мира, – мы не можем отрицать факты поражений исторического христианства. Великая схизма представляется едва ли не тяжелейшим поражением во всей его двухтысячелетней истории.
Дамаскин и его брат-соратник в церковно-иерархическом отношении не были светилами первой величины. Иоанн оставался до конца дней рядовым монахом-священником; Козма окончил жизнь в сане епископа небольшого приморского городка Маюмы. Мы не знаем о каких-то их путешествиях за пределы Палестины: скорее всего, они и не покидали ее, по обстоятельствам своего неспокойного времени. Но трактаты Дамаскина в защиту святых икон, которые он писал еще мирянином, были известны всему христианскому Востоку. Вооружаясь ими, православные Византии могли противостоять давлению и угрозам императоров-иконоборцев, склонивших на сторону ереси большинство епископата. А составленное им «Точное изложение православной веры» на многие века осталось основным богословским сводом, получившим общецерковное признание, и благоговейно изучалось повсюду – от киновий Сирии до британских аббатств.
Пафос братского общения разноплеменных христиан был воспринят нашими авторами еще с юности: в порабощенном Дамаске их учителем и наставником был сицилийский монах Козма, которого выкупил из арабского плена отец Иоанна – Сергий Мансур. Можно видеть особый промысел Божий в том, что в своих трудах прп. Иоанн внимательно разобрал все основные богословские темы, которые позднее стали предметом пререканий между Востоком и Западом. Как авторитет, сохраняющий свое значение для всех христиан, приверженных вере великих Вселенских соборов, он и сегодня указывает пути к восстановлению единства. Сквозь толщу долгих веков отчуждения слова его Пасхального гимна звучат как пророчество о грядущей встрече, когда разделенные братья снова обнимут друг друга:
Приидите, новаго винограда чада! Божественнаго веселия в нарочитом дни Воскресения, - Царствия Христова приобщимся, поюще Его, яко Бога, во веки! Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се убо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословяще Христа во веки!
Там, где рационально-дискурсивное обсуждение догматов не может привести к согласию, побеждает благоговейное удивление перед таинством, богословие ангельской хвалы. Повинуясь внушениям Духа, язык песнописцев изрек такие слова, которые с сердечной верою, «во гласе радования и исповедания», повторит и сегодня любящий Христа человек на скалах Афона, в сибирской тайге, среди виноградников Прованса, или на португальском побережье Атлантики.
Весьма важные перспективы в этом смысле открывает углубленное изучение канонов Козмы Маюмского и Иоанна Дамаскина на праздник Преображения Господня. Общеизвестно, что для богословского сознания Востока и Запада в 14 веке тема Фаворского света явилась полем очередной битвы. Свт. Григорий Палама в своих трудах о Фаворском свете многократно ссылается на тексты праздничных канонов; но похоже, что в свое время эти свидетельства не были в достаточной мере учтены его противниками. В нашем исследовании мы будем особо отмечать те места, где песнотворцы выступают свидетелями исконного церковного предания о Фаворской тайне. Но «исихастские» споры 14 века имели свой исторический контекст, и их предмет гораздо шире нашей темы. Поэтому, чтобы не усложнять чрезмерно свою задачу, мы в своих комментариях воздержимся от привлечения текстов самого свт. Григория, а будем преимущественно пользоваться свидетельствами авторов, наследие которых использовали в своем богословском и поэтическом труде сами святые песнописцы.
Праздник Преображения упоминается с 5 в. Самое раннее сохранившееся поучение на этот день принадлежит константинопольскому патр. Проклу (патриарх в 434-447 гг.). Имеющееся в нашем славянском Прологе «Слово на Преображение Господне», подписанное именем прп. Ефрема Сирина, – на самом деле, написано не менее чем лет на сто позднее. Оно сохранилось только на греческом, и по своему стилю не сродно ни медитациям «пророка сирийцев», ни живым беседам великих проповедников 4-го века, но очень напоминает подобные же похвальные «Слова» более поздних византийских авторов, рассчитанные на ритмическую декламацию.
Тогда же, когда у нас, Преображение празднуется у несториан, отделившихся от православной Церкви в 5 в.; также и у коптов-монофизитов, отколовшихся со второй половины того же столетия. Возможно, праздник стал входить в церковный обычай незадолго до этого времени. У армян этот праздник – переходящий, включенный в пасхальный круг (празднуется в 7-ю неделю по Пятидесятнице). Наиболее ранние песнопения праздника Преображения до нас не дошли. От прп. Романа, который составил кондаки на праздники, принятые в его время (5 в.) в Константинопольской Церкви, не осталось каких-либо гимнов, посвященных этому дню. Впрочем, в единственной рукописи сохранился текст древнего кондака на Преображение, включающего в себя 18 икосов, написанного неизвестным автором.
Каноны преподобных Иоанна и Козмы, к изучению которых мы приглашаем читателя, написаны ими в годы пребывания в монастыре прп. Саввы Освященного. И содержание, и стилистика показывают, что поэты работали, находясь в живом и тесном общении. Нам, людям 21 века, было бы заманчиво представить себе своеобразный «поэтический конкурс». Но, с другой стороны, двухголосье поэтов – это прекрасный способ реализации единой общей творческой идеи. Вероятно, они составили оба канона по поручению священноначалия Иерусалимской Церкви, специально для храма Преображения Господня, воздвигнутого на Фаворе еще во времена императора Иустиниана. Тогда же Иоанном Дамаскином было написано и «Слово на Преображение Господне», которое было предназначено для чтения во время праздничной службы.
В канонах прп. Иоанна и Козмы на Преображение заметна та же закономерность, что и в канонах тех же авторов на Успение Пресвятой Богородицы: они содержат и смысловые, и буквальные заимствования из поучений Иоанна Дамаскина на тот же праздник. В своем комментарии к успенским канонам я высказал предположение, что текст проповедей был «заготовкой», или, лучше сказать, сырым материалом для дальнейшей поэтической переработки. Теперь мне кажется более вероятным, что ранние каноны, по самому замыслу создателей этого жанра, составляли единое целое с поучениями. В одном потрясающем духовном порыве соединялись молитва, поэзия, музыка, высокое богословие и общедоступная катехеза. И это позволяет считать жанр канона, в его классических образцах, одним из наиболее монументальных и величественных произведений христианского духа.
Священноинок Симеон

Источник: сайт Крылья голубиные
Язык:
Русский
Cтраниц:
53
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
507 Кб
Тематика:
Богослужебные книги, Домашние молитвы
Название:
Каноны празднику Успения Пресвятой Богородицы с толкованием
Описание:
Каноны празднику Успения Пресвятой Богородицы с толкованием священноинока Симеона (Дурасова) изданы по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия в в 2006 году.
Предлагаем вашему вниманию отзыв ...
Описание:
Каноны празднику Успения Пресвятой Богородицы с толкованием священноинока Симеона (Дурасова) изданы по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия в в 2006 году.
Предлагаем вашему вниманию отзыв на это издание культуролога, преподавателя из Санкт-Петербурга Л.О.Свиридовой, а также предисловие к изданию священноинока Симеона.
Ряд событий и публикаций последнего времени свидетельствуют о возросшем интересе к старообрядческой традиции. Этот интерес говорит о том, что есть люди, которые, если и не готовы вполне, то уже хотят услышать весомое слово староверов о их уповании.
Каким будет это слово? Безусловно, оно должно быть о самом существенном, о Боге. Следовательно, оно должно быть богословием. И, прежде всего, богословием литургическим. Ведь именно древнее литургическое слово было осознано хранителями благочестия в его иконной красоте, а потому и в канонической незыблемости. Эта незыблемость отнюдь не означает косной неподвижности в отношении к слову, но требует благоговейного и внимательного к нему отношения. Такое отношение неизменно воспитывается и сохраняется в старообрядческих общинах всех согласий. Но достаточно ли этого? Ведь богословие древних отцов подобно солнечной заре просвещало всю вселенную, а не только сплачивало верных. Что в сегодняшнем старообрядческом мире свидетельствует во вне о красоте литургического слова? Такое свидетельство как нам представляется есть.
Передо мной две небольших по формату брошюры – издание канонов Праздникам Успения* и Пятидесятницы с переводом и комментариями священноинока Симеона. Первые абзацы предисловия повествуют о том, что это издание было задумано как пособие для изучающих церковно-славянских язык, такому впечатлению способствует и формат издания. Однако после обращения к тексту комментариев становится понятно, что работа, проделанная автором перевода, много более значительна, чем составление учебного пособия. Богатый ассоциациями из патристических сочинений и других памятников восточнохристианской письменности комментарий представляет собой реконструкцию того контекста, в котором творение византийских гимнографов обретает кристальную ясность.
Автор не выводит на первый план задачу апологии древних славянских переводов, но убедительно показывает на многих примерах творческую свободу их создателей. Этому способствует и привлечение греческого оригинала текста канонов, сопоставление его с различными славянскими изданиями XVI в. Вместе с тем, в отдельных наиболее сложных случаях читателю предлагается авторская реконструкция и интерпретация гимнографического текста. Способность автора трепетно и чутко всматриваться в поэтический текст гимнов передается и читателю, призывая его к сотворчеству в восприятии литургического слова.
Хочется выразить надежду, что итогом начатой работы будет фундаментальное исследование, содержащее комментарий к канонам всех двунадесятых праздников.
Как часто в нашей истории возникали разговоры о том, что Церковь должна что-то явить, сказать русскому обществу. Как часто эти разговоры звучали в тот самый момент, когда неосознанным и неуслышанным оставалось самое ценное в церковной жизни…
Л.О.Свиридова, преп. кафедры теории и истории культуры СПбГУКИ, кандидат культурологии

Предисловие
Вниманию читателя предлагается второй выпуск из серии комментированных изданий канонов на двунадесятые праздники. Первым выпуском в 2004 году были напечатаны текст и комментированный перевод канонов праздника Пятидесятницы. Идея такого издания зародилась в 1997 – 1999 годах, когда мне довелось преподавать в Духовном училище при Старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси. Именно таким образом, как я пытаюсь это делать теперь в брошюрах, объяснял я тогда сложные тексты праздничных канонов. Это были занятия по церковно-славянскому языку. Но от чисто языкового перевода мы постоянно обращались к истолкованию текстов Священного Писания, к начаткам богословия, к истории Церкви. Попутно с изучением языка шло усвоение многообразных знаний, нужных грамотному и увлеченному церковному труженику.
Надо подчеркнуть, что молодые люди – участники тогдашних занятий – имели разную степень общеобразовательной подготовки. Тем более радостно было видеть, как оживленный интерес к предмету передавался от одних к другим. Неоднократно слышанные в церкви, священные, но непонятные слова – оживали, наполнялись таинственным глубоким смыслом, всё больше влекли к себе. Перед юными клириками приоткрывался внутренний мир тех, чьи лики они видели на иконах; казалось бы, столь далекие от нас древние святые становились ближе, входили в нашу нынешнюю жизнь.
Последующие годы далеко раскидали наших учеников. После выхода из стен училища далеко не всем удалось продолжить и углубить свое духовное образование. Благодарение Богу, если кто-то из них когда-то сможет просто и понятно объяснить другому христианину пророческий смысл псалма, глубокое богословское содержание тропаря или стихеры. О, если бы в их памяти осталось, по крайней мере, то, что пространные тексты, составляющие наши многочасовые храмовые службы, писались не только для пения, чтения и слушания, но для восприятия умом и сердцем! Если ученик хотя бы на всю жизнь усвоит, что правильно, нормально, естественно – стремиться понимать богослужение, внутренне переживать его, а не просто исполнять положенный устав, – и тогда труд учителя можно считать не напрасным...
Но все-таки плоды могли бы быть обильнее и ценнее. С течением лет я еще более убеждаюсь в том, что изучение содержания богослужения есть самая правильная основа православного образования. Образование же, оторванное от этой твердой почвы, не способно нести в себе святоотеческий дух, бессильно передать то целостное восприятие веры, мира и жизни, которое было свойственно подвижникам и учителям Церкви. Но обучение, о котором мы говорим, должно происходить в живой и неразрывной связи с церковной молитвой. Только так можно воспитать хорошего священника, чтеца, певца – и просто христианина, сознательно и преданно любящего свою мать – Святую Церковь. И тогда этот христианин будет в состоянии дать обоснованный, принципиальный ответ в защиту древнего литургического предания Церкви тем, кто обвиняет Православие в консервации якобы «ветхого», «отжившего», «никому не понятного и не нужного».
Теперь – о самой брошюре и изложенном в ней материале. Мне думается, что наиболее эффективно было бы использование ее в качестве пособия для специальных семинарских занятий. Но может она пригодиться и учителю воскресной школы для взрослых, желающих понимать смысл того, что поется или читается в храме, но при этом не имеющих времени «забираться в глубину». Каждый опытный преподаватель знает: чтобы основательно сказать даже малое, надо знать гораздо больше того, что говоришь. Поэтому постоянные отсылки к греческому оригиналу, которые могут показаться загромождающими текст брошюры, – отнюдь не излишни. Всегда можно сократить и упростить материал, в соответствии с задачами, которые ставишь. Зато, если возникнут вопросы по отдельным деталям перевода, у преподавателя будет, на чем основывать свое объяснение.
Как и при изучении канонов Пятидесятницы, так и на этот раз, я постоянно пользовался серией очерков Михаила Скабаллановича «Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением», 6-я книга которой посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы (Киев, 1916; репринт: Св.-Троицкая Сергиева лавра, 1995). Но я ставил перед собою иную цель, нежели этот известный историк-литургист прошлого века. Моей целью было максимально раскрыть догматическое и художественное содержание самого текста канонов и показать стиль творческой работы их авторов. Мне хотелось также показать, как более древний славянский перевод канонов, который содержится в дораскольных богослужебных книгах, во многих случаях может быть использован для восстановления первоначального греческого текста. Но изучать само содержание праздника, историю его установления, его литургическое развитие – надо, несомненно, по пособию Скабаллановича. Недавно киевским Православным братством св. Льва Великого предпринято новое издание серии его очерков «Христианские праздники».
И, наконец, несколько мыслей о празднике Успения. Историки и мыслители не раз отмечали, что этот праздник изначально имел у нас на Руси особенное значение. Существовал стойкий многовековый обычай посвящать этому празднику кафедральные соборы. Софийские храмы в Киеве и Новгороде имели своим престольным праздником Успение Пречистой. По уже сложившейся традиции, Успенскими впоследствии были соборы во Владимире и в Москве, в Рязани, Ростове, Ярославле, Вологде, Великом Устюге – и это далеко не полный список. Успенский Киево-Печерский монастырь был первым центром и рассадником иноческого жития и духовного просвещения. Достаточно уже вспомнить то, что митрополиты, а затем патриархи Московские и всея Руси в наиболее торжественной форме назывались «правящими престол святыя великия соборныя и апостольския Церкве, пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения».
Знакомство со списками храмов Москвы XIX века показывает, что среди них преобладали церкви, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, но и Успенские продолжали занимать одно из первых мест, числом уступая, кажется, только Никольским. Между тем, Успение и Покров – два праздника, наиболее полно выражающие одну общую идею: всемирного, непрестанного и непобедимого заступничества Богоматери за христианский род.
Характерно, что изображение на иконах обоих празднуемых событий – Успения Владычицы и Ее явления во Влахернском храме, которое вспоминается в праздник Покрова, – имеет принципиальное сходство. В обеих иконных композициях Богородица представляется Центром, вокруг которого собрана вся Церковь – земная, в лице апостолов и других святых, и небесная, в лице ангелов. По своему смыслу, и сам праздник Покрова, учрежденный молодой Русской Церковью в XIX веке, может рассматриваться как «продолжение в вечности» праздника Успения. Молитвенно взирая на икону «Покрова», нельзя не вспомнить один из замечательных стихов успенского канона преподобного Козмы Маюмского:
Яко да воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, –
руце, имиже Бога носила еси плотию, –
с дерзновением, яко Мати, рече к Рожденному:
яже Ми дал еси, во веки сохрани…
Именовать Успение «Богородичной Пасхой» или «второй Пасхой» в русской духовной книжности стали относительно недавно, не раньше конца XII века, под влиянием традиций Палестины и Афона. Но мы уже знаем, что праздник Успения и связанный с ним праздник Покрова – изначально стали для Русской Церкви глубоко символичными. Было бы, наверное, слишком просто видеть в этом только выражение веры в то, что Русь есть «удел Богородицы» и находится под Ее особым покровительством. Конечно, такое убеждение не могло не перейти к нам от Византии, вместе с ее церковным строем, с ее гимнами, в которых Божию Матерь величали:
Радуйся, Церкви непоколебимый столпе,
Радуйся, Царству нерушимая стено…
а себя, обращаясь к Небесной Царице, называли: «достояние Твое», «град Твой», «людие Твои». Но не содержится ли в выборе нашими предками именно Успения и Покрова – еще какое-то знамение? Не скрыт ли здесь окончательный смысл истории Руси, ее Церкви и Царства, который в полноте проявится в ее грядущих судьбах?
Дай, Господи, нам, служителям Твоим на Русской земле, познание Твоей воли, – как о нас самих, так и о всем нашего Отечестве, – дай нам разум истинный, чтобы разуметь «знамения времен» (Мф. 16, 3) и не оказаться во «время посещения» (Лк. 19, 44) недостойными и неготовыми. Ища, всегда и повсюду, прежде всего, «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), будем непрестанно утверждать и просвещать свои души благочестием, по сказанному Апостолом: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и песнями духовными, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3, 16). А Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и Ее верных служителей, наших учителей, – святых песнотворцев, обогативших Церковь запечатленными в гимнах возвышенными созерцаниями, – будем просить не оставлять нас, недостойных, своею молитвою.
Выражаю глубокую благодарность инокине Нине (Ларионовой) за важные и ценные замечания, а Сергею Леонидовичу Лещеву и Антону Викторовичу Хрусталеву – за прекрасное художественное оформление этой работы.
Священноинок Симеон
Язык:
Русский
Год издания:
2006
Cтраниц:
55
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
455 Кб
Тематика:
Богослужебные книги, Домашние молитвы, Толкование Священного Писания
Название:
Молебен Святителю Николе Чудотворцу
Описание:
Святителю Николе Чудотворцу молятся о путешествующих, о благополучном замужестве дочерей.
Описание:
Святителю Николе Чудотворцу молятся о путешествующих, о благополучном замужестве дочерей.
Язык:
Русский
Cтраниц:
7
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
24,5 Кб
Тематика:
Богослужебные книги, Домашние молитвы
Название:
О Петре Мытаре. Слово святителя Иоанна Милостиваго
Автор:
Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский
Описание:
О Петре Мытаре. Слово святителя Иоанна Милостиваго

Иоанн Милостивый (греч. Ιωάννης ο Ελεήμων; умер по разным версиям между 616—620 годами) — александрийский патриарх. Память совершается в день его смерти — 25...
Описание:
О Петре Мытаре. Слово святителя Иоанна Милостиваго

Иоанн Милостивый (греч. Ιωάννης ο Ελεήμων; умер по разным версиям между 616—620 годами) — александрийский патриарх. Память совершается в день его смерти — 25 ноября (12 ноября по юлианскому календарю).


Был сыном Епифания, сановника (губернатора) на острове Кипр. Родился в Амафунте (Лимасол). Потеряв жену и детей, начал вести аскетическую жизнь, заботился о бедных. Не будучи ни монахом, ни клириком был избран, по желанию народа на патриарший престол. Решение было утверждено императором Ираклием. Став патриархом в 610 году, он сосчитал всех нищих в Александрии и роздал им всё своё имущество. Иоанн послал милостыню ко Гробу Господню, давал у себя приют и помощь бедствующим, выкупал пленных. Его благотворительная деятельность нашла своё отражение в житийной литературе. Боролся с ересью монофизитов.

Когда персы, вторгшись в Египет, угрожали Александрии, и её жители стали разбегаться, Иоанн отправился в Константинополь ходатайствовать о немедленной присылке войск для защиты города, но на пути, остановившись в своей родине, городе Амафунте, скончался около 619 года.

Данное сочинение святителя посвящено важной хирстианской добродетели - заботе о нуждающихся и страждущих.

Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Cтраниц:
5
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
15 КБ
Тематика:
Христианская жизнь
Название:
О Сервуле,разбитом параличом
Автор:
Святитель Григорий Двоеслов
Описание:
"О Сервуле, разбитом параличом" - поучение иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы древнего Рима.

В этом произведении святитель Григорий показывает, как должен себя вести тяжело больной человек во в...
Описание:
"О Сервуле, разбитом параличом" - поучение иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы древнего Рима.

В этом произведении святитель Григорий показывает, как должен себя вести тяжело больной человек во время своего недуга.

Это поучение очень важно для каждого христианина, ибо жизнь человеческая коротка, и в конце ее многие тяежло страдают от телесных болезней.

Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Год издания:
2013
Cтраниц:
4
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
12,4 КБ
Тематика:
Христианская жизнь
Название:
О любви. Святитель Иоанн Златоуст
Автор:
Святитель Иоанн Златоуст
Описание:
О любви.


Сочинение святителя Иоанна Златоустаго, патриарха Царя-града.

Иоа́нн Златоу́ст (Златоу́стый) (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος Иоанн Хризостом; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольск...
Описание:
О любви.


Сочинение святителя Иоанна Златоустаго, патриарха Царя-града.

Иоа́нн Златоу́ст (Златоу́стый) (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος Иоанн Хризостом; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Это нравоучительное сочинение святителя-проповедника очень важно прочесть для правильного понимания вопроса о том, что такое истинная любовь во Христе и как мы должны стремиться жить по-христиански.

Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Cтраниц:
10
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
40 КБ
Тематика:
Христианская жизнь
Название:
О молитве. Из письма преподобного Феодора Студита.
Автор:
Преподобный Феодор Студит, исповедник
Описание:
О молитве.

Фео́дор Студи́т (Феодор Студийский]; греч. Θεόδωρος ο Στουδίτης; 759—826) — византийский монах, аскет, церковный деятель и писатель. Канонизирован в лике преподобных. Дни памяти: 26 января (8 февраля...
Описание:
О молитве.

Фео́дор Студи́т (Феодор Студийский]; греч. Θεόδωρος ο Στουδίτης; 759—826) — византийский монах, аскет, церковный деятель и писатель. Канонизирован в лике преподобных. Дни памяти: 26 января (8 февраля) и 11 (24) ноября.

Поучение о том, как следует молиться дома наедине, из письма преподобного Феодора Студита.
Оно отвечает, в частности, на вопрос о том, можно ли и нужно ли молиться Богу "своими словами", не по готовым молитвенным текстам.

Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Cтраниц:
5
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
14 КБ
Тематика:
Домашние молитвы
Название:
О неосуждении. Преподобный авва Дорофей
Автор:
Авва Дорофей, преподобный
Описание:
О неосуждении. Преподобный авва Дорофей

Дорофей, авва Палестинский (Дорофей Газский, греч. Δωρόθεος τῆς Γάζης; 505—565 или 620) — христианский святой. Почитается как преподобный, память совершается 18 июня (5 ...
Описание:
О неосуждении. Преподобный авва Дорофей

Дорофей, авва Палестинский (Дорофей Газский, греч. Δωρόθεος τῆς Γάζης; 505—565 или 620) — христианский святой. Почитается как преподобный, память совершается 18 июня (5 июня по юлианскому календарю),

Авва Дорофей знаменит своим литературным наследием: поучениями (числом 21), посланиями (числом 10) и записью ответов старцев Варсонофия Великого и Иоанна Пророка на вопросы преподобного Дорофея (числом 87). Труды аввы Дорофея являются классикой аскетической литературы, изучаются монашествующими и мирянами как источник анализа помыслов и движений души христианина. Сочинения аввы Дорофея включены в 88-й том Patrologia Graeca.

Данное поучение святого Дорофея очень важно для каждого христианина, желающего спастись.

Источник: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Год издания:
2011
Cтраниц:
7
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
27 КБ
Тематика:
Христианская жизнь
Название:
О русалиях (играх, плясках и скоморошестве).
Описание:
Слово о русалиях 91-я глава книги №Златоуст") - отрывок из жития преподобного Нифонта. Святой воочию лицезрел мир, видел бесов, которые соблазняли людей на злые дела.

В данном отрывке его жития рассказывается ...
Описание:
Слово о русалиях 91-я глава книги №Златоуст") - отрывок из жития преподобного Нифонта. Святой воочию лицезрел мир, видел бесов, которые соблазняли людей на злые дела.

В данном отрывке его жития рассказывается о душепагубности игр, плясок и скоморошества.

Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Год издания:
2012
Cтраниц:
2
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
19,6 КБ
Тематика:
Христианская жизнь
Название:
ПРИХОДНЫЕ И ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ (смысл, история происхождения)
Автор:
протоиерей Вадим Коровин
Описание:
ПРИХОДНЫЕ И ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ (смысл, история происхождения)

Уставно-исторический очерк о так называемом "малом начале".

В очерке рассказывается о том, что представляют собою приходные и исходные поклоны, ка...
Описание:
ПРИХОДНЫЕ И ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ (смысл, история происхождения)

Уставно-исторический очерк о так называемом "малом начале".

В очерке рассказывается о том, что представляют собою приходные и исходные поклоны, какова история их происхождения, как их правильно совершать, когда они бывают земными, а когда поясными.

Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Год издания:
2011
Cтраниц:
9
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
27 КБ
Тематика:
Домашние молитвы, Учебные материалы, Церковный устав
Название:
Памятные записки
Автор:
Преподобный Викентий Лиринский
Описание:
Вике́нтий Лери́нский, либо Лири́нский (лат. Vincentius Lerinensis vel Lirinensis; ?, Туль, Белгика — до 450, Леринский монастырь, Галлия) — священноинок, известный раннехристианский автор Галлии.

Почитается в ли...
Описание:
Вике́нтий Лери́нский, либо Лири́нский (лат. Vincentius Lerinensis vel Lirinensis; ?, Туль, Белгика — до 450, Леринский монастырь, Галлия) — священноинок, известный раннехристианский автор Галлии.

Почитается в лике преподобных в Православии (память 24 мая /6 июня).


Викентий родился в городе Туль на северо-востоке современной Франции. Был родным братом святого Лупа. После службы в армии (лат. secularis militia) поступил в Леринский монастырь святого Гонората, где принял монашеский постриг. В 434 году под псевдонимом Перегрин написал своё самое известное сочинение «Памятные записки»[Скончался в царствование императоров Феодосия II и Валентиниана III, то есть в 450 году или ранее]. Викентий был высоко оценён своими современниками, так святитель Евхерий Лионский назвал его святым мужем, выдающимся в красноречии и знаниях.

Данное сочинение преподобного Викентия говорит о том, как отличить истинную апостолькую веру от новшеств еретиков. Древлеправославные начётчики 19 века высоко ценили эту книгу и использовали в своей полемике с никонианскими миссионерами.


Источник файла: https://vk.com/docs-62586492
Язык:
Русский
Год издания:
2012
Cтраниц:
47
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
291 КБ
Тематика:
Апологетика, Вероучение
Название:
Положение о монастырях
Описание:
Развитие монастырей и иночества является одним из основных путей развития и укрепления, и миссионерской деятельности всей РПСЦ.
Целью настоящего Положения является определение общих форм, понятий, решений:
- о ...
Описание:
Развитие монастырей и иночества является одним из основных путей развития и укрепления, и миссионерской деятельности всей РПСЦ.
Целью настоящего Положения является определение общих форм, понятий, решений:
- о иноческой жизни в монастырях РПСЦ;
- о управлении монастырями, их статусе;
- о поступлении желающих в монастырь;
- о подготовке к иночеству;
- о монастырской дисциплине;
- и существования обителей в современных условиях.
Язык:
Русский
Cтраниц:
11
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
97,5 Кб
Тематика:
Материалы Соборов и съездов
Название:
Поэма «Протопоп Аввакум» и «Сказание об иноке Епифании» М. А. Волошина
Автор:
М. А. Волошин
Описание:
Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) — русский поэт Серебряного века, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, общественный деятель. Произведения М. А. Волошина «Протопоп Ав...
Описание:
Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) — русский поэт Серебряного века, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, общественный деятель. Произведения М. А. Волошина «Протопоп Аввакум» и «Сказание об иноке Епифании» воспроизведены здесь по сборнику автора «Средоточье всех путей...» (Москва, 1989).
Язык:
Русский
Год издания:
1918
Cтраниц:
11
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
104 Кб
Тематика:
Художественная литература
Название:
Проект Устава женского монастыря
Описание:
Женский монастырь – есть общество единодушных лиц свободных от обязательств перед мирянами жен, девиц и вдовиц, которые последовали слову Господа: “Кто хочет идти за мной, отвергни себя и возьми крест свой и след...
Описание:
Женский монастырь – есть общество единодушных лиц свободных от обязательств перед мирянами жен, девиц и вдовиц, которые последовали слову Господа: “Кто хочет идти за мной, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за мной” (Ев. Марк, глава 8, стих 34) Для пребывания в постоянной молитве и христианской любви: “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.” (Деяния, глава 4, стих 32)
Язык:
Русский
Cтраниц:
6
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
1,48 Мб
Тематика:
Материалы Соборов и съездов
Название:
Рассказы из Истории Русской Церкви
Автор:
Граф М. В. Толстой
Описание:
Предисловие.
История Церкви — это прежде всего история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Вспомним слова евангельские: “Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем же сделаешь ее соленою...
Описание:
Предисловие.
История Церкви — это прежде всего история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Вспомним слова евангельские: “Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем же сделаешь ее соленою?” (Мтф. 5:13). Именно поэтому в основу “Истории Русской Церкви,” подготовленной Издательским Отделом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, положен труд известного русского агиографа графа М. В. Толстого “Рассказы из истории Русской Церкви.”
Сравнивая труд М. В. Толстого с подобными ему трудами, мы не найдем в этой книге каких-либо редких фактов, не известных в той или иной степени церковно-исторической науке. Однако, несмотря на это, книга М. В. Толстого была куда более любимым чтением по истории Русской Церкви, чем многие иные, имевшие на титуле имена прославленных историков. Причина здесь только одна: “История Русской Церкви” М. В. Толстого написана церковно и научает церковности. История Церкви — это описание ее святости и благочестия, открывающихся в ее подвижниках. Естественно поэтому нам и от церковного историка ожидать “по тщательном исследовании всего сначала,” как пишет евангелист Лука (Лк. 1:3) прежде всего благочестивого повествования о событиях, чтобы мы узнали твердое основание церковного учения (Лк. 1:4). Такие повествования Церковь преимущественно заключала в круг Четий-Миней, подчеркивая равноценность различных временных отрезков пред вечностью. Но и хронологическое (“от сотворения мира”), по годам (“полетное”) изложение всегда признавалось Церковью имеющим свой смысл и значение. Именно поэтому преподобный Нестор, монах Киево-Печерской Лавры, составлял “Летопись.” М. В. Толстой в своей “Истории” следует традициям как церковного летописания, так и житийного повествования, и потому читатель получает от его книги и исторические познания, и благочестивое назидание.
Естественно, что М. В. Толстой, опиравшийся на доступные в середине XIX века источники и литературу, заимствовал из них данные, некоторые из которых, по мере развития церковно-исторической науки были уточнены. Именно поэтому не изменяя авторского текста, редакция сочла необходимым внести некоторые уточнения и дополнения фактического характера, которые оговариваются. Кроме того, книга снабжена справочным материалом, часть которого подготовлена специально для данного издания и публикуется впервые — это Хронологический список Русских святых и подвижников благочестия IХ-ХХ вв. Даты кончины святых по тексту книги приведены в соответствие с более выверенным “Хронологическим списком.”
История Русской Церкви неотделима от истории Российского государства, народа. Недаром среди святых, прославленных Русской Православной Церковью, — великие благоверные князья Владимир, Александр Невский, Димитрий Донской и многие другие русские государственные люди. Недаром же и в Акафисте преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу, назван этот святой подвижник “данным России воеводою,” “светозарным светилом в православной Российской державе.” Поэтому и в данном издании читатель найдет сведения по истории русской государственности, жизнеописания великих князей, царей, императоров Российских, историю народных движений.
Предлагаемый том охватывает период с начального времени устроения Русской Православной Церкви и до учреждения Святейшего Синода. Десятилетия открытых гонений на Церковь после 1917 года заставляют нас теперь пристальнее вглядеться в предысторию второй российской смуты и более глубоко оценить целый ряд исторических явлений. Всего этого, конечно, нет в настоящем томе, но может быть восполнено в будущем.
Прориси икон Пресвятой Богородицы и святых выполнены иконописцем священником Вячеславом Савиных.
Язык:
Русский
Cтраниц:
340
Тип файла:
Текстовый файл .docs
Размер файла:
2,59 Мб
Тематика:
История Церкви
Тематика
Все книги (609) Апологетика (217) Сочинения старообрядческих начётчиков (180) Труды святых отцов (1) Богослужебные книги (119) Апостол (8) Каноны (51) Минеи (13) Октай (2) Певческие книги (16) Псалтырь (2) Службы (29) Триодь (2)
Показать все
Вероучение (40) Иконопочитание (10) Труды святых отцов (3) Демественное пение (3) Домашние молитвы (91) Каноны (55) Молитвословия (3) Павечерница (5) Поучения о молитве (1)
Показать все
Жития святых (53) Пролог (31) Знаменное пение (18) Интервью и беседы (2) История России (228) История Церкви (260) История Церкви до 17 века (202) История старообрядчества (244) Каноническое право (170) Канонические вопросо-ответы (151) Канонические правила (5) Правила Церкви (11)
Показать все
Литература для детей (1) Материалы Соборов и съездов (38) Поучения богослужебные (9) Проповеди (6) Священное Писание (Библия) (23) Святое Евангелие (18) Справочники и словари (7) Толкование Священного Писания (33) Толкование на Апокалипсис (4) Толкование на Евангелие (24) Учебные материалы (28) Литургика (2) Научные труды (3) Христианская жизнь (329) Календари церковные (69) Периодические издания (203) Поучения (41) Сборники для христианского чтения (17) Святоотеческие поучения (5)
Показать все
Художественная литература (15) Церковнославянский язык (1) Учебники и самоучители (1) Церковный устав (28) Уставные указания (3)
Самое популярное
Словарь-раскраска «Азбука веры» (615) Учебное пособие «Богослужебный устав»: детальный разбор воскресной службы (399) Апостол (386) Псалтырь (373) Библия в современной обработке (301) Апостол (печать И. Федоров и П. Т. Мстиславец) (286) Малый домашний устав (247) Псалтырь (231) Правильные каноны (219) Часослов (211)
Последнее добавленное
Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №52 Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №51 Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №50 Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №49 Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №48 Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №47 Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №46 Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №45 Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №44 Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1911. №43
Авторы
А. В. Вознесенский (1) А. Панкратов (1) Авва Дорофей, преподобный (1) Александр Дворкин (1) Александр Мезенец (1) Алексей Кирилин (1) Андрей Вознюк, иерей (1) Арменополь (Арменопул) Константин Севаст (1) Архиепископ Аверкий (Таушев) (1) Блаженный Иероним Стридонский (1) Блаженный Петр Хрисолог (1) Блаженный Феофилакт Болгарский (4) В. В. Шамарин (1) В. И. Мартынов (1) В. О. Ключевский (1) Валентин Распутин (1) Виталий Наумов (1) Владимир Алексеевич Яковлев (1) Выговские книжники 18 века (1) Г. А. Ильинский (1) Граф М. В. Толстой (1) Григорий архиепископ Константина града (1) Григорий, ученик прп. Василия Нового (1) Е. Григорьев (2) Е. М. Юхименко (1) Евгений Гудинов (1) Евфимий Зигабен (2) Епископ Зосима (Еремеев) (2) Епископ Кирилл (1) Епископ Михаил (Семенов) (2) Епифаний (Славинецкий), священноинок (2) И. С. Абрамов (1) И. У. Ваконья, Т. Ф. Макаров (1) Иерей Александр Панкратов (1) Иеромонах Алипий (Гаманович) (1) Инокентий (Усов), митрополит Белокриницкий (6) Иоанн Екзарх Болгарский (1) Иоанн Зонара (1) Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (1) Карлович В.М. (2) Кирил Философ, преподобный (1) Кирилл Митрополит Белокриницкий (1) Князь Мышецкий Симеон Дионисиевич (1) Коллектив авторов (290) Константин Преславский (предположительно) (1) Л. Ф. Калашников (5) Лаврентий Иванович Зизаний (1) М. А. Волошин (1) М. Озорнов (1) Мазунин А.И. (2) Мельников Федор Ефимович (1) Н. М. Карамзин (1) Н. С. Сырников (1) Преподобный Викентий Лиринский (1) Преподобный Ефрем Сирин (2) Преподобный Иоанн Дамаскин (2) Преподобный Иоанн Лествичник (1) Преподобный Максим Грек (2) Преподобный Павел Белокриницкий (1) Преподобный Феодор Студит, исповедник (1) Протоиерей Валерий Шабашов (2) С. А. Зеньковский (1) Св. свщмч. и исп. протопоп Аввакум (1) Святитель Андрей Кесарийский (2) Святитель Арсений Уральский (10) Святитель Григорий Богослов (1) Святитель Григорий Двоеслов (1) Святитель Иоанн Златоуст (8) Святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский (1) Святитель Кирилл Иерусалимский (1) Святой Епифаний, архиепископ Кипрский (1) Святой Нифонт (1) Симеон (Дурасов), священноинок (4) Т. Л. Миронова (1) Феодор Гусляков, священноиерей (1) Феодор, епископ Пафский (1) Ц. Бароний (1) Царь Иоанн IV Васильевич (1) Юрий Крижанич (1) неизвестный автор (8) протоиерей Вадим Коровин (19) чтец Виталий Иванович Москвичев (1)
Язык издания
English (1) Греческий (5) Русский (185) Русский дореформенный (215) Украинский (1) Церковнославянский (242) Церковнославянский (русским гражданским (15)
Последние публикации
Наша группа ВКонтакте
Видео дня