5 сентября 2019 г. 21:50 2992 1 0 2 фото 0 видео
«Брынская вера» брынского леса
Река Брынь Калужской области. Источник: librica.ru.

Как только не пытались обозвать ревнителей Православия их гонители с середины XVII века! Наряду с главным негативным словом «раскольники», употребляли словечки, связанные с местами, где скрывались верующие от гонений. К примеру, всем известны «кержаки», «ветковцы», но было ещё и понятие «брынская вера», ибо здесь, в дремучих брынских лесах, прятались от властей неподчинившиеся реформам Никона.

Брынь – название села в Думиничском районе Калужской области, в её западной части, примыкающей к Смоленщине и Брянщине. Брынь — река в Калужской области, левый приток реки Жиздры. На её берегу расположен земляной вал высотой до 17 м, остатки укреплений древнего города Дебрын (1146 год). Вокруг реки шумели дремучие леса, носившие название брынских и упоминающиеся ещё в былинах Древней Руси. Поскольку именно здесь скрывались в скитах старообрядцы, их иногда официально (!) называли последователями «брынской веры». Также всем известный областной ныне город Брянск, очевидно, имел в своём имени тот же корень: в разных списках летописей он именуется «в Брыну», стоит «на реке Брыне».

А понятие «брынская вера», нелепое богословски, полемическое и просто оскорбительное, появилось вследствие широкой пропаганды сочинения Димитрия Ростовского «Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их небогоугодна». Оно снискало автору звание «искоренителя раскола». Горько сказать, но и по сей день в службе на день памяти «святителя Димитрия, митрополита Ростовского», принятом никонианами, он именуется «православия ревнителем и раскола искоренителем». Он, заметим попутно, так «искоренил раскол», что никониане были вынуждены позднее… учредить единоверие, а затем в 1971 году снять проклятия и признать правомерность старого обряда.

Итак, с середины XVII и весь XVIII век в лесах вокруг Брыни формировалась своеобразная «лесная цивилизация Древлего Православия», своего рода «духовно-партизанский край». Знали о нём и хранили в секрете все его тайны сами обитатели лесных дебрей да их гонители, каратели, вынужденные исполнять «волю государеву». Однако, он стал широко известен всей стране благодаря автору первых в России исторических романов, М. Н. Загоскину, который при жизни имел славу «русского Вальтер Скотта». Его исторический роман «Брынский лес» читают и издают и в наши дни. Наряду с книгами Мельникова-Печерского, он стал «окном в мир старообрядчества» для миллионов, ищущих чистое Православие. Да, это «взгляд со стороны», цели у авторов вовсе не миссионерски-просветительские, немало ошибок… и всё же они рисуют картину, в которую так хочется вглядеться.

Захотелось вглядеться в ушедший мир брынского леса и мне. Так стали рождаться стихи-размышления.

ЛУКОВКИ БРЫНСКОГО ЛЕСА

М. Н. Загоскин в историческом романе «Брынский лес» пишет, что около деревни Хотисено среди леса стояла одинокая избушка святого старовера Павла. Перед окнами хижины на жердях висели луковки, обмазанные глиной. В них он собирал «божественную воду, данную Богом с неба». Всех прохожих крестил этой водой.

Гонители страшились в лес войти,

Хотя там люди были безоружны.

К примеру, Павел всех встречал водой:

Её он собирал на каждый дождик.

Развесил перед хижиной своей

Всего лишь… луковки, обмазанные глиной.

Кропил входящих, мимо проходящих,

Шептал молитву в духе огневом,

Молился о спасении России,

Которую подмял лукавый царь,

А прозван Алексием, да «Тишайшим»!

Какой «тишайший»? Так разбил народ

На три столетия вперёд, а может доле?

Какой «тишайший»? Боровских людей

Отправил на кострище, а боярынь…

Боярыню Морозову сгубить,

Аввакума, и Лазаря… всю древность,

Всю рать Христовых воинов – в костёр!

… Вот отчего близ Брыни та избушка,

Тот Павел, что отшельничал, молясь,

Отныне – Китеж… Кто ж его увидит,

Услышит шёпот, брызги разглядит?

Лишь тот, кто сам – ко Богу устремленьем,

С моленьем покаянным о Руси,

Развесит вновь здесь луковки из глины,

Кто в Брынский лес священствовать уйдёт.

В собратья к Павлу, за водой-обновой.

 

ЗАГОСКИН – НАШ ВАЛЬТЕР СКОТТ

- из песен калик перехожих

Автор первых в России исторических романов Загоскин при жизни имел славу «русского Вальтер Скотта». В первом своём бою под Полоцком 6 октября 1812 г. был ранен в ногу и получил орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Автор исторического романа «Брынский лес».

- Что ты, братец, прочитал

Про русскую историю?

 

- Вальтер Скоттом увлекал

Загоскин адиторию.

Время Смутное списал,

Про Юрья Милославского.

С Напольоном воевал,

Раненье в ногу – адское!

 

- Рана та его болит,

Словом отзывается,

В книгах огненно кипит,

Да силой заливается.

Кто не любит знать про Русь –

Не крути, не жульничай,

Брось Загоскина под куст,

Вали в загранку умничать!

 

- Ты мне так не говори,

Люблю я всю историю,

Много света, много тьмы,

Читаю всё до корня я.

Вот, к примеру, «Брынский лес»:

Соловей-разбойничек

Сидит тихо на дубах,

Не ходи, не вольничай!

Илья Муромец там вскачь

По речке по Смородинке,

И медведей лес густой –

Вот Брынь какая Родина!

 

- Знай, в семнадцатом веку

В лесе пополнение:

Рядом с волком, прям в бору,

Набилось население.

От гонений, от царя,

Чтоб спасти обычаи,

Прибежала люда тьма,

Хотели жить привычно ведь!

Богу кланяться сполна,

С метаньем да поклонами,

Чтобы было два перста,

С любовью книжной, звонами…

 

- Эх, не сладко, не легко

Жить, в лесах скрываючись…

 

- Что же делать, ежли царь

Антихристу в товарищах?

 

- Тот Романов был второй,

Потом сыночек с немкою

Русский род на нуль извёл,

Гогенцоллерн – вот он кто!

Русь под корень извели б

Да в том году – семнадцатом.

Немцы дважды нас пожгли…

 

- Ну как смогли ж остаться мы?

 

- Вот загадка всех времён,

Спроси-ка у Загоскина:

Бьют то камнем, то ремнём,

Да в гроб колотят досками.

Всё никак и в никуды –

Русь не добивается.

Заколотят нас опять –

Вновь мы поднимаемся!

 

Автор: Сергей Маркус, лето 2019 года.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)