Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- К 135-летию прадеда
- На Рогожском открылась международная выставка детских рисунков «Краски нашей веры»
- Результаты конкурса детских рисунков «Краски нашей веры»
- Вступление митрополита Корнилия к антологии «Град невидимый. Древлее Православие в русской поэзии. XVII-XXI века»
- Живыи (сказ о Победе)
- Готово к печати впервые: антология Поэзии о древлем православии
- Запечатанные алтари на Рогожском — трагедия 19 века
СТИХИ О ЧЕРЕМШАНЕ
Я вновь стою в местах знакомых,
В виду уснувших Черемшан.
На соснах, снегом убелённых,
Лежит живительный туман.
Всё тихо. Словно на картине,
Предстала дивная краса —
Дома старинные в низине,
Вечнозелёные леса.
Вся местность горною грядою
Надёжно скрыта с трёх сторон,
С четвёртой — пруд с живой водою
Готовит недругам заслон.
Под плотным ледяным покровом
Давно недвижим старый пруд,
На нём рыбак удачным ловом
Вознаградит себя за труд.
Но! Рыболов, будь осторожен:
Лёд в марте очень ненадёжен.
Иду я далее дорожкой,
Вдыхаю хвойный аромат,
Вон там — охранника сторожка
И Жучка с кучею щенят.
Пролаяв пару раз беззлобно,
Она вернулась в конуру.
Еды в тарелке было по́лно,
А Жучке служба по нутру.
Гудит немолчно кочегарка,
Труба упёрлась в небосвод.
Зимой холодной в кельях жарко —
Здесь санаторий круглый год.
Поодаль — жёлтое строенье.
Его воздвигли неспроста —
Здесь был соборный храм Успенья
Любимой Матери Христа.
Собор был центром притяженья
Старообрядческих общин,
Но претерпел он униженья
Во времена лихих годин.
Ты в стенах бывшего собора
Икон глазами не ищи —
Где был алтарь, там ныне повар
Готовит вкусные борщи.
Не дрогнув, Божию обитель
Уничтожали в пух и прах.
Здесь новый душ людских властитель
Посеял ненависть и страх.
Прошли года, и всё затихло
До первозданной тишины.
Уже никто не помнил лиха
Той Богоборческой войны.
На плитах бывшего погоста
Плясали, радуясь всему,
Всем было весело и просто
И славословили ему.
А он стоял на возвышенье,
Направив свой орлиный взор,
На светло-жёлтое строенье —
На поругаемый собор.
...Блеснуло солнце из-за тучи
И осветило всё кругом.
Искрит в глаза снежок колючий,
Чуть-чуть подёрнутый ледком.
………………………………
Уже решил последней строчкой
Закрыть исписанный дневник —
Вдруг прозвучал весёлый крик:
Друзья растянутой цепочкой
Шли за водичкой на родник…
Далёкая и близкая история Хвалынская
В скатах гор вблизи Подлесной
Скрыто множество пещер.
От гонений власти местной,
Здесь укрылся старовер.
Ведь молиться запрещали
Ему «братья во Христе»:
Не так крестится перстами —
Времена уже не те.
Верен был заветам Бога,
Тятя с детства поучал:
«Бе́з Бога не до порога,
Свят обычай почитай!»
Но пришли другие «боги»,
Чтоб «построить коммунизм»,
Братья сгинули в остроге —
Вот что значит атеизм.
Крепко помнил изреченье:
«Бог терпел, да нам велел».
Ждал чудесного спасенья,
Но боец глядел в прицел.
Нет спасенья. Крест пробитый,
Окровавлен, входит в грудь.
Конвоир хмельной и сытый
Повернул в обратный путь.
Суд бесправный, скоротечный
Помнит матушка-река.
Завтра вновь боец беспечный
Хлопнет двух наверняка.
В зарешётчатой темнице
Хор запел «За упокой» —
Может, завтра на зарнице
Всех отправят в мир иной.
Отпевали себя сами
Православные чины:
В ночь осеннюю узнали —
Дни их жизни сочтены.
«Упокой душа́ усопших
Твоих, Господи, рабов…»
В рясах, от дождя промокших,
Всех столкнули в общий ров.
Много мирного народа
Полегло за просто так,
А всему виной порода
Человеческого рода:
Безалаберный «русак» —
Доморощенный наш враг.
Стародавние проблемы
Живы в памяти людей.
Не уйти от вечной темы:
«Жертвы пламенных идей».
Всех давно Господь Всевышний
Рассудил на свете том
По событиям давнишним
Своим праведным судом…
…………………………
…Купола блестят на солнце,
Над крестами в дымке синь.
Всех помянем богомольцев,
Все под Господом.
Аминь.
Келья №11
За окном моей светлицы
Ветви голые скрипят,
Сосны острые, как спицы
В небо серое глядят.
Я с тоскою наблюдаю
Солнца медленный закат.
Завтра вновь, я это знаю,
Будет так, как день назад.
На холодном небосводе
Звёзд алмазных карусель.
Я гадаю о погоде —
Ждать мороз или метель,
Или оттепель нагрянет
С дальних южных берегов,
И наполнит воздух пряным
Тонким запахом цветов.
Для моей души нет лучше
Солнца в небе голубом,
Чтобы жёг мороз колючий,
Чтобы дым стоял столбом,
Чтоб я звонкою дорожкой
Вкруг обители прошёл.
Пусть замерзну я немножко,
Но зато — мне хорошо.
...Треск стоит в сосновой чаще,
Хлопья падают с ветвей,
Небо в звёздах стало краше
И торжественно светлей.
С неба звездочка упала,
Зацепилась за сосну.
Доброй ночи пожелала
И дождаться всем весну.
..........................................
«Родник»,
или Тайна черемшанской тишины
1
В путь отправился я рано
С мыслью только лишь одной:
Насладиться в Черемшане
Вожделенной тишиной.
Растворюсь там в хвойной чаще,
Невидимкой поброжу,
В роднике водой журчащей
Пламень сердца остужу.
Подойду к руинам серым,
Что бурьяном заросли,
В этом месте староверы
На Голгофу с верой шли.
Укреплюсь душой и телом
У поклонного Креста,
В небесах увижу в белом
Всемогущего Христа.
2
Ну, ямщик, гони со свистом
Пару резвых скакунов.
Впереди светло и чисто,
Сверху синь без облаков.
Мчатся кони, ног не чуя,
Словно крылья на спине.
Не в ракете ли лечу я?
Замирает дух во мне.
Ох, силён же ветер встречный!
Замедляют кони бег.
За межою поперечной
Виден мне двадцатый век.
«Стойте, кони удалые!» —
Закричал ямщик, сердясь.
Вмиг застыли вороные,
Вбок испуганно косясь.
Дальше нам дороги нету —
Санаторий под замком.
Я прислушался к совету
И отправился пешком.
3
Вот они, красы земные, —
Горы, сосны, родники.
Всюду склоны меловые
И грибные уголки.
Там «орёл змею терзает»,
Рвёт добычу на куски.
«Львица» воду изрыгает,
Обнажив свои клыки.
На пруду посередине,
«Косолапый» помощь ждёт,
Утопает он в трясине.
Кто помочь ему придёт?
На пригорке «оленята»
И напуганная мать.
«Я не трону вас, ребята,
Смело можете гулять!»
Жизнью полнится долина.
Слышу говор, дружный смех.
Для печали нет причины —
Лето радостно для всех.
4
В даль ведёт меня дорога.
По пути встречаю Крест.
Помянул молитвой Бога
И его земных невест.
С преклонённой головою
Ветвь к подножью возложил,
И с ручья водой живою
Зелень дуба освежил.
Вижу клуб — очаг культуры
На потеху «господам».
Внешний вид его понурый,
Без души, признаюсь вам.
До прихода диктатуры
Процветал здесь Божий храм:
Фелицатин монастырь
Освящал окрестный мир.
У поверженного храма,
Словно в сердце острый нож,
Замер, вытянувшись прямо,
В гипсе вылепленный вождь.
Тут задался я вопросом:
Кем поставлен он сюда?
Взгляд лукавый и несносный
Был нацелен в никуда.
В память девы Фелицаты
Между зарослей густых
Сохранил Господь палаты,
Поселил бессмертье в них.
Опираясь на перила,
Одолел крутой подъём.
Дверь преградой послужила —
Не войти в пустынный дом.
Всё же терем с опасеньем
Оглядел со всех сторон.
Всё объято разрушеньем,
Никому не нужен он.
Есть ещё одно жилище
Точно вровень со землёй —
Монастырское кладби́ще.
Не тревожьте их покой.
Величавая дубрава
Разрослась на месте том.
Будь судьёй им, Боже правый,
Защити своим Крестом.
5
Небо тучки заслонили,
Ветер в травах шелестел,
Дерева вокруг ожили.
Показалось, кто-то пел:
«Вера предков погибает,
Молодёжь обряд не знает,
В душах смутный перелом,
Затухает бой со злом...»
Всё озвучивать не стану,
Что неслось из глубины.
Увезу с собой я тайну
Черемшанской тишины.
Облегчённо и со вздохом
Расстаюсь со стариной…
…Время я провёл неплохо.
Вновь наведаюсь весной.
За воротами «Нацпарка»
С нетерпеньем ждал ямщик.
Ему в качестве подарка
Прочитаю стих «Родник»…
Мчатся кони вороные,
По дороге пыль столбом…
Всюду горы меловые,
Освящённые Крестом.
О.В. Авг 2012
Об авторе:
Олег Михайлович Васин — преподаватель и поэт, родился в 1947 году в Баку. Образование высшее педагогическое. Проживает в селе Сосновая Маза Хвалынского района Саратовской области. В настоящее время работает преподавателем иностранных языков в Сосново-Мазинской средней школе.
Главное увлечение — русская классическая литература, история Саратовского края. Под впечатлением природных красот Черемшана и драматической истории православных старообрядцев написал ряд стихотворений и поэму.
Сергей Маркус
Черемшан. Глядя на «Возвращение» Сергея Серова
Прощаться с Русью! — так велел нам Пётр.
Петра с младенчества к тому ведь приучали
Реформы Никона и царь его отец,
Который возмечтал воссесть в Царьграде
На троне византийском и владеть
Всем православным миром. Но споткнулся,
И чужебесие проело, словно ржа,
Весь высший слой боярства, царский род
Был начат от Романовых, но немцы
Его лишили крови и своей
В него впустили — Рейн взаместо Волги!
И вот три века ищут на Руси… свои истоки…
Войны и гражданка… Погромы храмов, танцы у могил…
Вот Черемшан — урочище в пещерах —
Сюда откуда-то, как бы забытых в сне,
Митрополит ведёт молящихся. А рядом —
Смотрите лучше, слева за Крестом! —
Пришёл Серапион, сияет в нимбе…
Русь, ты вернёшься? Боже, нас простишь?
Москва, 20 сентября 2016 года
О картине Сергея Серова «Возвращение»: https://nashavera.com/publikacii/kartina-sergeya-serova-vozvraschenie/
ДАР ЧЕРЕМШАН
Волнуюсь, когда с кладбища уберут танцплощадку?
Зачем причудой Волги дан
Пещер тайник — дар Черемшан?
Что слышно здесь: проклятий стон,
Или от сосен струнный звон?
Что исповедать хочешь здесь:
Целенье плоти, сладость, спесь?
Ты помнишь, в танце средь могил,
Здесь сколько душ озноб сгубил?
Кто тут топтал цветник молитв,
Себя ж затаптывал без битв!
Что ж, с тех времён свят-Черемшаны
Всё не оправятся от раны?
Нет, в ранах ты, твоя семья.
Гниёт и корчится страна.
А в Черемшанах в небо взлёт —
Об этом здесь сосна поёт.
Не сгинет Китеж — ввысь уходит,
Когда на Русь вновь тьма приходит.
Так Черемшан — прыжок из тьмы
Здесь не достанет высоты.
Зачем причудой Волги дан
Пещер тайник — дар Черемшан?
Что слышно здесь: проклятий стон,
Или от сосен струнный звон?
Москва, ночь с 22 на 23 сентября 2016 года
СВЕТЛЯЧКИ СЕРАПИОНА
(Восхождение на гору к пещере монаха в Черемшане)
Брат говорил: «Ты в ночь не уходи
По той тропе, что приведёт в пещеру
К монаху — не боишься тьмы?
А кабана внезапно появленье
Тебя не испугает? Знай, змея,
Она не будет размышлять и мешкать.
Лишь днём увидишь — под ногами уж
Или гадюка — и ужалит в ногу,
Когда средь темноты сам поскользнёшься…»
Боже правый! Всё было верно сказано.
И брат, конечно, брат был прав.
Так я, его тревог послушав,
С надеждою на свет от ясных звёзд,
Пошёл тропой — так видеть мне хотелось
Ту самую пещеру, где монах
Сто лет назад с молитвою прожил
И в мир Иной ушёл, оставив святость,
Как светлый луч, в котором можно жить,
Как воду чистую, которой бы омыться.
Я шёл так трудно, под ногами резь,
Щёбенкой мощена терновая дорога.
Я понимал: Голгофа и Фавор —
Вот горы человеческих страданий
И искушений, восхожденья свет.
Всё здесь, всё будет вечно так — отрада
Рождается труженьем через боль.
Боль и отрада — словно вдох и выдох,
И кабаны, что прячутся во тьмах,
И змеи, что в любой момент под ноги
К тебе скользят… Но рядом — светлячки,
Что огоньками синими мигая,
Мне помогают в высоту взойти,
Преодолеть все щебни и препоны,
Найти пещеру, где белеет свод.
Когда войдёшь в прохладную пещеру
И, опустившись средь меловых стен,
Из-под земли увидишь снова небо,
Блестящее в прозрачных светлячках —
Молчание придёт, как пониманье…
Я много думал и сказать хотел,
Быть может, формул написать тома тугие —
Но понимание в молчанье снизошло…
Я умолкаю, мел и свет пещеры
Мне на рубахе оставляют след,
Как светлячки… Ни кабаны, ни змеи
Уж не страшат… Здесь тот монах в пещере.
25 июля 2018 года
Об авторе:
Сергей Владимирович Маркус — культуролог, журналист, поэт. Православный христианин-старообрядец (РПСЦ). Член Инициативной группы по возрождению монастырского старообрядческого комплекса в Черемшане (под Хвалынском Саратовской области).
Родился в 1955 году в Петропавловске-Камчатском. Живет в деревне в Жуковском районе Калужской области. Окончил класс филологии в спецшколе 16 при МГУ, затем исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Работал в музеях Коломенское (Москва) и Звенигород, на государственном «Радио России».
Подробнее об истории, возрождении и современной жизни старообрядцев в Черемшане смотрите сайт Серапион.РФ (www.serapion.su).
Сайт монастыря: https://www.chermon.com/, группа «ВКонтакте»: https://vk.com/club62586492.