Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Анимационный видеоролик о протопопе Аввакуме и старообрядцах уже можно увидеть на YouTube
- Старообрядчество и великая схизма. Опыт соборности в условиях «царства кесаря»
- «Брынская вера» брынского леса
- Сможем ли возродить былую славу Иргиза?
- 350 лет начала Соловецкого сидения
- НОВОЕ ВИДЕО: Лекция на тему «Раскол Русской Церкви середины XVII века: Предпосылки и проведение реформы. Идеология и деятели раннего раскола»
Фотоискусство — это не просто «щёлк и вылетела птичка» и не ширпотреб бездарных «селфи»… но проникновение в некие тайны. Так, тайной для меня стало удивительное состояние неба на фото Александра Говорова «Покровский собор на Рогожском» в ночь на 18 февраля 2019 года. Сколько раз мы видим этот храм, сколько раз видим полнолуние или иные переливы света-тени-неба-луны… Но искусство пронзает — и высекает подчас что-то забытое.
Этот кадр заставил меня вспомнить о трагедии запечатанных алтарей. Погрузиться в горькие размышления о судьбах нашей страны, о богоотступничестве масс народа в 1917 году и о корнях этого в веке 17-м… Об алтарях на Рогожском в веке 19-м… Напомню.
Почти шесть десятилетий в своей же (!) стране своими же (!) единокровными братьями алтари действующих храмов были закрыты от входа священнослужителей — опечатаны 7 июля 1856 года по ложному обвинению иерарха господствующей «церкви» митрополита Филарета. Иначе говоря — людям перекрыли доступ к святыне, к алтарю, где совершается Евхаристия… по сути — постарались лишить людей таинства Причастия.
И сколько людей не дожили до даты 16 апреля 1905 года, когда произошло долгожданное распечатание алтарей старообрядческих храмов на Рогожском, на основании царского Манифеста о веротерпимости… Бог знает…
Историк Е. М. Юхименко пишет: «В алтарях за печатями остались священные предметы. В одном из прошений на имя императора Александра II старообрядцы писали: «...По распоряжению местной администрации алтари при часовнях были запечатаны со всеми хранившимися в них священными драгоценностями, с иконами, серебряною и золотою утварью, Евангелиями в богатых окладах и ризницею. Один из алтарей, именно алтарь тёплого храма, отапливавшийся изнутри двумя печами, теперь <„> остаётся без отопления, храм подвергается сырости, святыя, редкия по своей древности иконы и другие вещи — порче, и старообрядцы, сбираясь в часовни на молитву, осуждены с невыразимо тяжким чувством скорби созерцать ежедневно постепенное разрушение своей заветной святыни». В прошении также подчёркивалось, что без распечатания алтарей «не могут ни сохраниться наши храмы, ни спастись от гибели и порчи накопленные в них сокровища святыни и древнего русского благочестия». И. И. Шибаев в обращении к министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову от 1 апреля 1881 г. писал: «Созерцаем мы не престол Всевышнего, а полицейскую печать, положенную на наши алтари»; «нам тяжко смотреть на полицейские печати, положенные на наши святыни».
В наши дни дату распечатания алтарей вспоминают ежегодно. Но главным становится не столько печаль или негодование, сколько радостное духовное делание. Распечатание в 1905 году случилось в день Жен-мироносиц, вот почему сейчас в этот день (когда совпали евангельский и сугубо российский контекст «смерти и воскресения») проходят, в дополнение к богослужениям, разнообразные культурные и детские мероприятия, ярмарка традиционных ремёсел и фермерских продуктов, концерты духовной музыки в светских залах столицы.
Трагедию важно помнить. Но ещё важнее — понять её корни, изжить и не допустить вновь.
ЛУНА, ЛУНА... ТЫ НЕ БЫЛА ТАК БЛИЗКО НИКОГДА...
Плач по запечатанным алтарям на Рогожском
Как запечатанный алтарь — то каменное небо,
Та грозно-грозовая немота — дары без крови,
Дары священные… Как можно было так
Кощунствовать над Русью? Чья та воля?
Когда античные дымились времена — то было дико,
А ныне, в перезвонах, средь своих..?
Своих же братьев да сестёр — в сургуч с печатью
Сковать тюремно Царские врата,
Которые всем Небо открывали, Свете Тихий
Сходил незримо, знаменно тепло…
А сердце воскрыляли серафимы,
Многоочитые, всекрылые… Скажи,
Какой любовью, силой трисвятою
Простить их смогут стражи Царских врат?
Иль всё же гнев от правды пеплом сдует
Страну, царя, священство и народ,
Посмевшие сургучной липкой тьмою
Вход запечатать в лунное окно?
Автор: Сергей Маркус.