Публикации

6 августа 2019 г. 19:35 281 3 0 4 фото 0 видео
Максим Бражников передал нам пение Древней Руси
Бражников М. Лица и фиты знаменного распева: Исследование. 1984 г.

Как это ни странно, но многие ревнители Древлего Православия, поющие в хорах, и даже головщики не знают имени человека, благодаря которому в самые свирепые десятилетия государственного атеизма при советской власти сохранялись, изучались и даже публиковались рукописи с записями церковных песнопений Древней Руси. А потом на этой основе вновь зазвучали перед тысячами слушателей.

Как это могло случиться: и сам подвиг учёного, и то, что его знает и помнит лишь узкий круг специалистов консерваторского круга?

Начнём с последнего недоумения. Оно вполне объяснимо. Чем? Той средой, где вырос и где работал Бражников. Это не старообрядческое сообщество.

В Википедии читаем: «Максим Викторович Бражников (19 марта (1 апреля) 1902, Санкт-Петербург 24 октября 1973, Киев) русский музыковед, исследователь древнерусской музыки, профессор, основоположник научной школы русской музыкальной медиевистики, композитор».

И далее в той же Википедии: «Бражников один из основоположников науки о древнерусской музыке в современной России. К числу его выдающихся научных достижений относятся расшифровки многочисленных певческих рукописей XII-XIX веков и публикация памятников древнерусского музыкального искусства. Тем не менее, многие работы Бражникова остаются неизданными, архив рукописей хранится в Санкт-Петербурге».

В этой сухой энциклопедической справке всё точно, но не слышно «шума времени». А представьте себе: в 1917 году, в начале революционных бурь, Максиму 15 лет. Он устремляется в мир музыки, живёт в абсолютно прозападном по духу и архитектуре Петербурге, учится в основанной под немецким влиянием консерватории. Что же его вдруг так тянет к Древней Руси, к её знаменному пению? Почему он всю жизнь отдаёт именно им, неразгаданным, нерасшифрованным, немым рукописям Средневековья? Ведь получил он профессию композитора и вполне мог бы (как все его сверстники) реализоваться на этом поприще. Почему именно занятия у Антонина Викторовича Преображенского, который ещё с дореволюционных лет занимался историей церковной музыки, оказали на него решающее и буквально судьбоносное влияние? И он не побоялся продолжить его дело тогда, когда вокруг рушили храмы, сбивали колокола, сотни тысяч верующих преследовали и казнили. Большевики внедряли атеизм. Какая в те годы могла быть работа на тему «музыка Церкви»?!

Теперь представим себе другую дату: 1940 год, коллеги буквально гонят чудака, который не хочет заниматься ничем иным, кроме древнерусских рукописей. Что бы каждый из нас делал в таком положении? Сдался, затаился, переменил бы вектор занятий?

Бражников пишет письмо… к Сталину, аргументирует свою позицию и просит разрешить заниматься исследованиями древнерусской музыки. Каков мог быть ответ? Ответа на столь «мракобесную тему» вообще могло не быть, это первое. А второе: вполне реально можно было угодить после такого письма в места не столь отдалённые.

Но вот парадокс истории, судьба, или… воля Божия! Сталин (сам недоучившийся семинарист) отвечает положительно и фактически даёт Бражникову «охранную грамоту» на многие годы вперёд. Коллеги в шоке, но вынуждены дать ему и статус, и зарплату, и регулярный доступ в архивы. А во время войны он, уже в эвакуации в Вятке (тогда Киров), продолжает свои занятия, завершает кандидатскую диссертацию и успешно защищает её в 1943 году (!) в Московской консерватории.

Его статьи публикуются в узких специализированных журналах, его книги – малыми тиражами. Но (и это самое удивительное!) как только наступает «оттепель» и профессиональные государственные хоры в СССР хотят исполнять музыку Древней Руси, именно «расшифровки Бражникова» востребованы как практический материал для возрождения традиции. Или (скажем осторожнее) для реконструкции традиции.

Таким образом, упорство, безграничные трудолюбие и проницательность музыканта, слышавшего душу и дух Древней Руси возвращаются в легальное поле отечественной культуры, показываются на гастролях и в звукозаписях всему миру. Как назвать сделанное Максимом Викторовичем Бражниковым, если не подвигом? Его ученики говорят, что это был «колумб древнерусской музыки».

А вот первый вопрос – о взаимодействии «реконструкций Бражникова» с живыми традициями живых старообрядческих общин и их хоров (пересекаются ли они?) — давайте оставим для обсуждения на следующий раз.

В заключение хочу поделиться написанным мною летом 2010 года стихотворным осмыслением того, что и почему делал для России Максим Бражников:

 

БЛАЖЕННЫЙ СЛУХА

                Памяти Максима Бражникова

(резко, но мягче нельзя)

Крепчает злоба: не видать ни зги.

Уродством наполняются мозги.

Пока в устах нет знаменного пенья,

Народу не увидеть возрожденья.

Все звуки мира спутаны тревожно.

Неуж и ты глуха, о Русская земля!

Душа ведь не поёт, когда пуста, ничтожна.

Так кто исправит звук, властители Кремля?

Блаженный чуял Свет за древними крюками,

Он понял, что другим – Россию не пронять.

Он в сталинскую тьму рассветом жил. Ночами

Знаменьям предков он велел – восстать!

 

Автор: Сергей Маркус.

Постскриптум: В мою коллекцию попала статья М. В. Бражникова «Русские певческие рукописи и русская палеография» из академического журнала с автографом: «Милой Лидии Александровне Трудовой (?) на добрую память от Автора Ленинград 16.12.1949 г.» (смотрите на фото).

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)
Темы публикаций

Стихи Татьяны Феофановой: о церковной службе, о семье, о любви

Притча о гневе

Можно ли христианину пить алкоголь?

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 2 (вопросы 16-30)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 1 (вопросы 1-15)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 1

Семья как сверхценность. Научная статья И. А. Седаковой об отношении старообрядцев к семье. Избранное

Рисованный лубок старообрядцев "О добрых друзех дванадесятех"

Супруга о. Иоанна Кайрова из с. Глазово под Серпуховом получила орден «Материнская слава» за 10 детей!

Антихрист. Знамения, предваряющие Второе Христово пришествие

Лестовка — «от земли на небо»: устройство, символическое значение, использование

Отношение христианина к людям других вероисповеданий

Мальцевские чтения в Балаково — новое качество!

Впервые в Пакистане издан Православный календарь на языке урду

Мальцевские чтения в Балаково – «атомная энергия старообрядчества»

Поможем создать общину в столице Белоруссии

Своего епископа вновь обрела Самарская и Саратовская епархия, а возрождённый мужской монастырь в Черемшане – нового настоятеля

Под знаком древлеправославия: итоги Пятых Мальцевских краеведческих чтений

Приветствие митрополита Корнилия участникам Пятых Мальцевских краеведческих чтений

Программа крестного хода Верея-Боровск 2018

О старообрядчестве и его вкладе в развитие России и Поволжья расскажут на краеведческих Чтениях в Балакове

Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018

В Николо-Улейминском женском монастыре освящен придел во имя пророка Илии

Старообрядческие центры Балаково и Боровска восстанавливают связи

На старообрядческом храме в Балакове воздвигнут купол с крестом

В Балакове открылась старообрядческая выставка «Черемшан. Возвращение»

Приглашаем помолиться 24 декабря благодарственный молебен в честь возвращения Покрово-Успенского храма в Малом Гавриковом переулке нашей Церкви!

Старообрядцы Симферополя 4 декабря впервые отметили престольный праздник в освященном недавно храме Введения в церковь Пресвятыя Богородицы

Приглашаем к участию в Научно-практическом семинаре «Старообрядчество: история, культура и современность» в МСДУ на Рогожском

«Самое главное – какими вы станете христианами». В Казани прошла молодежная конференция

На Рогожском открывается курс огласительных бесед для готовящихся ко святому крещению: приглашаем всех желающих!

В Уфе начинается строительство старообрядческого храма

Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (Москва, 17–19 октября 2017 г.)

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2017 года

Древлеправославная архиепископия: историческая справка

Просветительский отдел сообщает об официальном открытии церковного сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви nashavera.com

Пресс-релиз: 1 октября пройдет торжественная церемония открытия III Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова

В старинном селе Лопатищи воздвигли часовню в честь святого священномученика протопопа Аввакума

Приглашение на Шамарский крестный ход

«Мы — русские, какой восторг!»: митрополит Корнилий выступил на конференции фонда «Русский мир»

«Интерес к старообрядчеству у людей есть»: Интервью с Юлией Валерьевной Масловой

Интервью митрополита Корнилия для информационного агентства URA.RU 18 августа 2018 г.

Интервью митрополита Корнилия телеканалу "Орехово-Зуево ТВ"

Правота старообрядчества

Беседа со священником о. Иоанном Курбацким на тему «Основы христианской жизни»

НОВОЕ ВИДЕО: Интервью с потомственным резчиком по дереву Валерием Сборновым

НОВОЕ ВИДЕО: Краткое руководство к христианской жизни

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с протоиереем Евгением Чуниным на тему «Основы христианской жизни»

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с преосвященным епископом Томским РПСЦ Григорием (Коробейниковым)

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с преосвященным епископом Казахстанским РПСЦ Савой (Чаловским)

Интервью митрополита Корнилия газете «Коммерсантъ» о нашей Церкви сегодня

Интервью митрополита Корнилия aif.ru

Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума. Намечен прорыв в организации образования в РПСЦ?

Зачем нужна Международная ассоциация ревнителей древлего православия

НОВОЕ ВИДЕО: Доклад Сергея Владимировича Маркуса (РПСЦ) на Всемирном старообрядческом форуме 2 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Доклад иерея Михаила Родина (РПСЦ, Балаково) на Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Выступление иерея Кирила Шахзада (РПСЦ, Пакистан) на Всемирном старообрядческом форуме 1-2 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Выступление митрополита Корнилия на Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г.

Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018

Впервые в России старообрядческое богослужение прошло не на церковнославянском языке, а на староанглийском

Экспедиция Института Африки РАН побывала в трех старообрядческих общинах Африки

Миссия РПСЦ в Пакистане

Президент России Владимир Путин впервые посетил Рогожский духовный центр

Фоторепортаж Владимира Саяпина: В Неделю святых Жен-мироносиц по традиции собрались русские люди в Рогожском поселке Москвы

Дети России – детям Пакистана

Материалы конференции «Дети в Церкви. Вопросы организации воскресных школ и детских лагерей»

Притчи-сказки и диалог как способ донесения до детей знаний о Боге: из преподавательского опыта Людмилы Киселевой

Воскресная школа Тольятти

Преосвященный епископ Киевский и всея Украины Никодим (Ковалев) делится своими мыслями об устройстве детской воскресной школы

Из опыта организации детского садика при храме Рожества Пресвятыя Богородицы и межсезонного лагеря «Никольское подворье» в Академгородке г. Новосибирска

Предложение по объединению воскресных школ РПСЦ от Анастасии Степановой (г. Москва, Рогожская община)

Детская воскресная школа при храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы г. Ижевска: опыт работы

Христианская просветительская деятельность в г. Томске: воскресная школа и детский христианский лагерь «Сибирский Радонеж»

«Брынская вера» брынского леса

Запечатанные алтари на Рогожском — трагедия 19 века

Сможем ли возродить былую славу Иргиза?

350 лет начала Соловецкого сидения

НОВОЕ ВИДЕО: Лекция на тему «Раскол Русской Церкви середины XVII века: Предпосылки и проведение реформы. Идеология и деятели раннего раскола»

Cерия новых публикаций о жертвах репрессий на официальном сайте митрополии rpsc.ru

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований на Книги Притчей и Премудрости Соломона] + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 5 + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 4

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 3

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 1

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа десятая [Беседа о наятых делателях]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа девятая [Толкование на 87-88 зачало Послания an. Павла к римлянам и 23 зачало Евангелия от Иоанна]*

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа восьмая [Об Аврааме]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа пятая [О внешней мудрости]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа четвертая [Об иконном писании]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа третья [Об иноческом чине]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа вторая [Об образе креста Христова]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа первая «Повесть о страдавших в России за древлецерковная благочестная предания»

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед»[1] святаго протопопа Аввакума. Введение

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 42

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 41

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 40

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 39

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 38

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 37

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 36

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 35

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 34

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 33

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 32

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 31

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 30

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 29

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 28

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 27

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 26

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 25

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 24

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 23

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 22

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 21

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 20

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 19

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 18

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 17

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 16

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 15

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 14

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 13

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 12

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 11

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 10

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 9

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 8

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 7

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 6

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 5

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 4

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 3

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 2

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 1

Календарь на сегодня

Цитаты о вере

«Тела многих святых сохраняются нетленными: это символ того будущего нетления, какое получает тело, здесь подчинившее себя духу и законам его».

Еп. Михаил (Семенов), Собрание сочинений: Т. 3, С. 39.

Поучение дня
Видеопроповедь дня
Последние публикации
Открытые лекции
Наши авторы
Наша группа ВКонтакте
БЛИЖАЙШИЕ ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ
СМОТРЕТЬ ВСЕ ЛЕКЦИИ