23 июля 2024 г. 5:57 497 0 0 1 фото 0 видео
Почему истинная Церковь может быть только одна?
Покровский кафедральный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Фотограф: Александр Говоров. Источник: photo.rpsc.ru
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

Мы веруем во «Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», как говорит Символ православной веры. Казалось бы, для каждого христианина должно быть достаточно этого догматического положения. Ведь мы не сомневаемся в других догматах, подобно тому как математик не сомневается в аксиомах той системы геометрии, в которой он работает.

Однако разуму человека свойственно стремление не к слепой вере в догматы, а к осмыслению их. Потому постараемся в меру сил и знаний дать ответ на этот вопрос.

Церковь (по-гречески «экклесиа») в дословном переводе значит «собрание». Церковь Христову некоторые представляют себе как некую совокупность людей, живущих в данный момент на земле и верующих во Христа, объединённых общими для всех них священноначалием и таинствами. Подобное определение в позапрошлом веке давали своей Церкви иерархи церкви Синодальной. И если считать это определение исчерпывающим, то и, в самом деле, непонятно, почему же Церковь истинная может быть только одна: ведь существует великое множество человеческих сообществ, отвечающих такому определению, каждое из которых претендует на свою истинность.

Но Предание Церкви учит нас по-другому. Церковь есть совокупность («собрание») не только ныне живущих на земле истинно верующих во Христа и любящих Его людей (земная часть Церкви, «Церковь странствующая», «Церковь воюющая», то есть борющаяся с диаволом), но и Ангелов Божиих, и прежде живших праведников, угодивших Богу верою и делами благочестия (Небесная Церковь, «Церковь торжествующая») во главе с Самим Христом. К Церкви во Христе принадлежат и те праведники, которые ещё на земле не родились, но будут жить в грядущие годы, поскольку Христос как Бог живёт вне времени, и для Него равно существуют и прошлое, и настоящее, и будущее нашего мира.

Церковь по своему существу едина и неразделима. Она объединена истинной верой христиан и освящающей и спасающей благодатью Святого Духа. В Небесной Церкви вера всегда едина и неизменна, ибо там нет места диавольским смущениям и искушениям, из-за которых-то и бывает на земле изменение веры среди части людей. Те люди на земле, которые изменяют веру, тем самым разрывают единство веры не только с другими земными людьми, но и с Небесною Церковью, с Самим Христом как Главой Церкви. О таких людях с горечью и негодованием говорит святой апостол Иуда, брат Господень:

«Сии суть отделяюще себе от единости веры, и суть телесни, Духа Святаго не имуще».
Иуд., зач. 78.

Итак, всякие «церковные реформаторы» и еретики, вносящие церковные и вероучительные новшества и отвергающие древние Предания Церкви, тем самым отделяются от Церкви и создают свои собственные земные сообщества, отделённые от Небесной Церкви. А ведь спасительная благодать Святого Духа подается на земле только пребывающим в духовном единстве с Небесной Церковью.

Христос создал одну, «Единую Святую и Апостольскую Церковь», являясь её Главою, а Церковь является Телом Христовым. Как у людей при одной голове не бывает два или более тел, это было бы уродством, так и Христос имеет одно только духовное Тело — Свою истинную Церковь.

Желающим лучше разобраться в этом вопросе рекомендую прочесть сочинения святых отцов: священномученика Киприана Карфагенского «О единстве Церкви», преподобного Викентия Лиринского «Памятные записки», святителя Арсения Уральского «Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви…».

Священнопротоиерей Вадим Коровин.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)