Публикации

28 декабря 2017 г. 17:41 176 2 0 1 фото 0 видео
Притчи-сказки и диалог как способ донесения до детей знаний о Боге: из преподавательского опыта Людмилы Киселевой
Дети на уроке Людмилы Киселевой.

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он...» (Мр., 4:26-27)

«Как долог путь от быстрых зерен сева

До мига золотого торжества!» К. Бальмонт.

Начну с примера, очень, на мой взгляд, показательного. Я веду духовные христианские уроки в обычной мирской школе города Ржева, то есть, беседую с очень разными детьми, большинство из которых, понятно, из невоцерковленных семей. И вот, прозвенел звонок, завершаю разговор с детьми, и на перемене ко мне подходит мальчик:

- А, знаете, я во все это верю, в то, что Вы про Бога рассказываете.

- Что же, ты меня порадовал...

- А знаете, почему я в это так верю?

- Ну, почему?

- А потому, что у моей мамы есть соседка, она по святым местам поездила, а потом машину выиграла.

Такой вот вышел разговор. Конечно, я этого дела так не оставила, и уже на следующий день в разных классах я, не называя имени мальчика, пересказывала этот диалог, вызывая детей на беседу, и дети общими усилиями, с моей небольшой подсказкой, приходили вот к такому пониманию: Если кто-то заверяет меня в своей дружбе и тут же говорит: «А дай на твоем велосипеде покататься! А дай на твоем компьютере поиграть! А это твой мячик? Дашь? А это дашь?» То, конечно, я задумаюсь: «А сам то я нужен этому другу? Или только мои вещи? Дай! Дай! Дай! - это же не дружба».

Нам приятно чувствовать, что любят нас самих, что нужны мы сами. Значит, будет честно и к Богу обращаться не потому только, что Он может ответить на наши просьбы, а ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОТОМУ, ЧТО ОН САМ ДОРОГ НАМ. ПОТОМУ ЧТО ЛЮБИТЬ ЕГО И ЗНАТЬ ЕГО - ЭТО И ЕСТЬ СЧАСТЬЕ. Любить Его ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ОН ЕСТЬ.

Выступление Людмилы Киселевой на конференции «Дети в Церкви. Вопросы организации воскресных школ и детских лагерей»

Вот уже двадцать восемь лет я обращаюсь к детям со словом Христовой веры и перед каждой беседой спрашиваю себя: что для меня важнее всего дать детям, какова моя цель?

Есть знания о Боге и знание Бога, реальное ощущение Его во всем мире и в глубине своего существа. Бог касается всегда всех сердец, но кто-то его слышит и ощущает, а кто-то - нет.

И моя главная цель не в том, чтобы передать побольше христианской информации, а в том, чтобы пробудить способность к чувствованию Бога, к слышанию Бога. Цель - поработать с детьми таким образом, чтобы само слово «Бог» наполнилось для них особым светом, чтобы на звучание этого слова их душа отзывалась приливом тепла. Проще говоря, цель моих бесед - рождение любви к Богу. Любви к Нему, просто потому, что Он есть.

Кто-то скажет: «Ну что Вы, детям бы надо что-то попроще...». А я помню себя в четыре года. Стою в огороде, красный закат, вечерняя прохлада, кусты цветущей картошки кругом. Чувствую, что все это во мне, и во всем этом Кто-то живой, и душа напрягается, силится, чтобы открыться навстречу невместимому.

 

Почти за тридцать лет духовного преподавания сколько только я выслушала таких откровений от семи-восьми-десяти-семнадцатилетних людей. Бог познается не интеллектом! Ребенок еще в таблице умножения путается, а его душа радуется удивительным открытиям о бесконечном.

Это как в песне «С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет». Внезапно, вроде бы по совсем незначительному поводу, настигает чувство великой реальности Того, кто реальнее меня, Кого я не могу представить, но Кто прямо сейчас смотрит на меня. И понимаешь, что нет ничего лучше, как узнавать Его, расти в этом знании, расширяться душой, ведь он всегда нов и открывает Себя всегда в чем-то новом.

Я написала и издала для детей и взрослых книгу «Рассуждай-ка», это книга сказок-притч, она помогает понять глубокие духовные истины через простые примеры. В ней есть сказка о муравье, который хочет увидеть весь мир и забирается по стволу сосны, как по лесенке. На первой ступеньке ему кажется, что мир - это его муравейник и трава вокруг, на второй - что кроме муравейника и травы, это еще и кусты, выше еще и деревья, на каждой новой ступеньке рождалась новая большая радость и не было жаль предыдущего, оставленного несовершенного знания. Наконец, муравей понял, что для него нет окончательной высоты и окончательного знания, есть только радость восхождения. Это как раз и подобно тому, как ребенок, да и взрослый человек, словно по лесенке, поднимается, переходя от менее совершенных знаний к более совершенным. В моей книге каждая сказка сопровождается разговором мальчика и его мамы. Послушав сказку о муравье, мальчик вспоминает, как изначально он думал, что Бог - это икона, потом, что Бог - это человек на небе, потом узнал, что Бог - Дух, но оказалось, что не воздух, а Любовь. Потом удивлялся тому, как Бог может быть одновременно во всех местах, как Он один, но в трех Лицах…

Так же как беседы мамы и ее маленького сына из книги, так и я строю беседы с классом ради совместного пути восхождения.

И еще возражу на удивление: «Но ведь Бог непостижим. Он - Тайна, над которой трудятся в тысячелетиях самые высокие умы… А тут дети...».

Невозможно постичь непостижимое, кстати, такой цели я в работе с детьми, конечно, и не ставлю, но именно по причине непостижимости и нет предела и конца движению к Богу, сам этот путь и является целью.

Что ж… Значит, надо научиться просто говорить о сложном, стать рядом с ребенком на его ступеньку и идти вместе.

Главный же способ простого донесения таких сложных вопросов указал нам сам Господь Исус Христос. Этот способ - ПРИТЧА.

Мы знаем, что Спаситель учил притчами. Это самый лучший способ объяснения духовных истин. Духовное познается через сравнение с чем-то близким, хорошо знакомым по жизни. Ребенок сам обнаруживает одну и ту же суть, заключенную в различном внешнем выражении. Он как будто отгадал загадку, и это дает ему чувство окрыленности и радости. А то, что добыто самостоятельным открытием, человек сбережет в уме и в сердце, ведь знание только тогда действенно в жизни, тогда дорого человеку, когда он добыл его усилием своей души, работой собственной мысли, а не просто запомнил. Именно в таком самостоятельном открытии и совершается личностный рост.

Это невидимое великое строительство в детских душах становится явным, видимым по тому, как изменяется выражение детских лиц, лица облагораживаются рождением мысли, блестят интересом глаза.

Даже когда я мою посуду или иду по улице, я ищу для серьезных философских мыслей простые приточные сравнения. Спрашиваю себя, даст ли детям найденный образ, найденное подобие воодушевление, радость открывшегося смысла. Я и сама переживаю самое большое счастье в жизни, когда вот так могу передать, сделать ясными те истины, которыми дорожу.

Притчи, которые выдержали проверку практикой, действительно были восприняты детьми с интересом и пониманием, я собрала в книгу «Рассуждай-ка».

Вот какие в ней притчи. Например, через сказку об отражении солнца в росинках, как во множестве зеркал, объясняю про отражение Духа Божьего в совести, в духовном ядре человеческой личности.

Примером того, как один рабочий не успевал обслуживать одновременно все станки в цеху, пробуждаю изумление пред вездеприсутствием Бога в мире.

Говорю о том, как стиральная машина работает и без человека, но тем самым стирает тот, кто такой ее сделал, и детям становится понятно, что Бог творит природой. То, что растение рождается из семечка, и есть то же самое, что его творит Бог.

Вот так и получилась книга, расшевеливающая душу, подталкивающая ее к самостоятельным догадкам, к самостоятельным обретениям.

Обычно книги бывают или взрослые, или детские, эта книга - и для тех, и для других, ведь в ней взрослое содержание вложено в форму, понятную детям.

Книга рассказывает ПРОСТО о жизненных, мировоззренческих, философских вопросах, которые в глубине души волнуют взрослых людей. Но мы не решаемся и не успеваем в повседневной суете искать на них ответы, читая серьезные, толстые книги.

И сразу, когда душа обрадована и окрылена новым открытием, пока обретенный смысл нов и рвется из груди, старший может составить с ребенком интересный, роднящий диалог. Книга поможет ответить на многие вопросы, которые задают дети.

Для этого есть не только притчи-сказки, а еще яркие картинки, простые понятные диалоги-рассуждения, поясняющие притчи.

Узнать подробнее о книге можно на сайте http://www.crespea.ru/, а заказать по электронной почте katexio@rambler.ru

Я выбрала принцип преподавания, состоящий в том, чтобы не давать готовых выводов, а предлагая притчи, побуждать, подталкивать души детей к самостоятельному поиску, самостоятельной работе, самостоятельным открытиям, к интуитивному озарению, и руководствуясь этим принципом, я, конечно, избегаю монолога, когда я вещаю, а они пассивно слушают. Уроки - действительно беседы, действительно диалоги. Чтобы диалог не угасал, чтобы их души работали, необходимо, чтобы по ходу разговора у детей рождались новые и новые вопросы. Чтобы они не ждали, пока ответит учитель, а высказывали свои догадки. Слышали не только взрослого, но и друг друга.

Душа ребенка начинает работать, когда у него рождается свой, личный вопрос, которым он сам тянется к Богу, когда он осуществляет свое усилие, узнает, находит в себе самого себя, себя такого, каким его Бог хочет видеть. И от учителя ребенок берет ту информацию, к чему есть интерес, то, о чем опять же есть вопрос. А если вопроса пока нет, надо дать ощутить проблему, подвести к рождению вопроса, чтобы предлагаемое готовы были взять.

Задастся ребенок вопросом: «Для чего же Бог сотворил всех нас: от песчинки до Ангела, ведь Он же - Сама Полнота, в Нем Самом все есть?». А потом сам озарится светом уверенности, что Бог-Любовь создал нас всех, чтобы любить, и научить ответной любви к Нему и друг к другу, в этом смысл и окончательное счастье нашей жизни».

«Господь Христос – Бог, но как же Он мир сотворил, если Сам родился от Девы Марии?» «Почему мы не видим Бога?» «Откуда зло?»

Когда я принимаю, что основная ЦЕЛЬ - ПРОБУЖДЕНИЕ, то ЦЕЛЬ задает и СПОСОБ, которым она может быть достигнута. Этот способ - диалог, в котором обязательны притчи, сравнения, уподобления. Учителя радеют о том, чтобы дети на уроке их слушали, но в настоящем диалоге учителю необходимо самому чутко слышать детей. В диалоге от учителя требуется улавливание душевной потребности детей, готовность откликнуться на эту потребность, постоянное наблюдение за детской реакцией, создание взаимопонимания, связи, умение ощущать то, что происходит в душе ребенка, и по этому ощущению выстраивать направление дальнейшей работы.  

Для поддержания интереса, говорения самих детей, превращения урока в настоящий диалог я использую не только притчи-подобия, которые я сама придумывала. Как притча могут быть поняты многие родные нам с детства, знакомые до последнего слова сказки и рассказы тех авторов, кого мы привыкли считать совсем мирскими и не искать у них богословских откровений. Эти книги - настоящие «знакомые незнакомцы», как драгоценный камень вдруг блеснет искрой неожиданного цвета, так и эти произведения, кроме очевидного нравственного смысла, вдруг являются нам настоящим иносказанием на богословскую тему.

Например, «Дикие лебеди» (Ганс Христиан Андерсен). Элиза приносит жертву за спасение братьев, превращенных колдуньей в птиц, ее жертва - вытерпеть боль, сплетая рубашки из крапивы, не нарушить обет молчания в ответ на клевету, наконец, взойти на костер. Хорошо, разговаривая с детьми, опираться на подобия: «Вот, в сказке мачеха хочет погубить принцев, а Элиза спасает своих братьев. А в жизни на самом деле диавол пытается погубить, а Бог Христос спасает нас, принося Жертву…».

«Снежная королева» (Г. Х. Андерсен). Герда и Снежная королева - два полюса: добро и зло, между ними происходит битва за душу Кая. Вот такое художественное изображение битвы за душу человека между Богом и диаволом. Победа в поединке Герды и королевы достается не тому, кто сильнее, а тому, на чью сторону склонится воля Кая. И сражается Герда за Кая, спасает его не материальной силой, не оружием, не хитростью, а принесением себя в жертву за него. Сказка охватывает и иносказательно передает всю суть христианства и действительное главное содержание жизни человека и жизни человечества: Бог борется против диавола за наши души, Спасение совершается тем, что Сын Божий приносит Себя в Жертву, каждый человек принимает или же отвергает даруемое Богом Спасение своей волей, показывая свой выбор жизненным поведением.

«Волшебник изумрудного города» (А. Волков). Идут за мозгами, сердцем, храбростью. Но Страшила и так находит выход из трудных ситуаций, Дровосек жалеет, сострадает, Лев защищает друзей от саблезубых тигров. Оказывается, то, что они желают получить, - невидимо.

Вот повод поговорить с ребенком о невидимом, невещественном. Об отличии этого от материальных носителей.

Соединив дороги Страшилы (ум), Железного Дровосека (чувства), Льва (воля), Элли возвращается домой. Мы тоже идем ДОМОЙ, в Вечную Жизнь, и нам нужна гармония мыслей, чувств, воли.

Вот Незнайка хочет получить волшебную палочку, и для этого ему нужно совершить три хороших поступка подряд (чтобы между ними не было ни одного плохого), и притом все бескорыстно. Но почему же сразу за хорошим поступком Незнайка сразу же совершает плохой? Почему же он делает то, что не хочет делать? Оказывается, нашим хозяином становится мысль, которую мы не замечаем, сливаемся с ней, она подменяет наше «Я».

Как быть хозяином своих мыслей?

И ничего не удается поделать с тем, что добрые поступки не бескорыстны. Все эти поступки — набирание очков для получения волшебной палочки.

А как делаем добро мы? Набираем баллы для дальнейшего награждения раем? Или делание добра необходимо нам самим как дыхание, без мыслей о награде, пусть даже райской?

И что такое бескорыстие? Это все только другим? Или бескорыстие - это мое счастье от того, что хорошо всем, а не одному мне?

И такие глубочайшие нравственные вопросы поставлены в книге Н. Носова про Незнайку, в книге, которую мы привыкли считать младенческим развлекательным чтением.

Не только у детей, но и у взрослых будет праздник открытия, если помочь им увидеть истины веры на примере известных, добрых сказок, опираясь на подобия. Сколько раз я видела, как взрослые радуются тому, что близкие с детства произведения сверкнули этой неожиданной, но такой яркой искрой.

  

  

Работа по детским произведениям не означает подмену духовного урока уроком литературы, это не занижение христианской беседы, это говорение с детьми на их языке, это ступень. Встав на нее и поняв на ней христианскую идею, ребенок узнает эту же идею в чтении Евангелия, в святоотеческом высказывании, в примерах из житий святых.

Как конкретно осуществляется такое восхождение, я покажу вам на примере беседы о радости добротворения, милосердия. Обращаюсь к книге В. Катаева «Цветик-семицветик». Но сначала рассказываю о случае, происшедшем со мной.

  • Однажды ехала я в подмосковный город Орехово-Зуево. Ехать надо через Москву. Всю нашу семью подвозил на своей машине наш знакомый. Перед въездом в Москву он сказал нам: «Вот здесь половину лета сохраняли прошлогодний снег, подвели холодильные установки, уложили на снег соломенное покрытие, были истрачены огромные деньги…». Я с удивлением смотрела на рассказчика. Нет, он не шутил. «Потом те, кто затратились на это, в июле стали на лыжи и проехались по лыжне в жару.
  • Из Орехово-Зуево ехали уже на автобусе, в салон вошла продавщица газет, предлагала купить местные газеты, говорила об их содержании. В частности, она сказала, что в газете говорится о мальчике, который умрет, если ему не будет сделана дорогостоящая операция. Купите газету,- говорила она,- может, среди ваших знакомых есть состоятельный человек, который пожертвует деньги и мальчик будет спасен. Мне стало очень горько, я подумала… Вы, наверное, догадываетесь, о чем я подумала.

Дети горячо отзываются, говорят, что вот бы деньги, истраченные на растаявший без следа снег, да на спасение этого мальчика. Вместе с учителем дети вспоминают, что не только этому мальчику нужна помощь, что боль и отчаяние всегда есть в мире, есть раны, к которым надо приложить любовь, участие, силы, средства.

  • А давайте представим, что у нас с вами сейчас появится возможность поговорить со всеми богатыми людьми и рассказать им о всех тех, кто нуждается в помощи. Много ли найдется тех, кто отзовется, поможет, пожертвует своими средствами? Почему?

Я помогаю детям понять и выразить, что люди считают отданное, истраченное, пожертвованное на других, потерей. Это же мое. Мне принадлежит, на меня должно быть израсходовано. А беды других – это же их проблемы.

На самом деле часто бывает наоборот. Теряет человек то, что жадно подгребает себе, а по-настоящему приобретает, когда отдает ради любви. Как это может быть, мы увидим, если сейчас вспомним сказку В. П. Катаева «Цветик-Семицветик».

  • Что отдала Женя за то, что побывала на Северном полюсе? (Два волшебных лепестка, один за то, чтобы попасть туда, другой за то, чтобы вернуться обратно).
  • Что же в результате у нее осталось? Есть ли какое приобретение? (Результат нулевой, у нее в руках пусто. А ведь заплачено-то волшебными лепестками, сколько действительно хорошего можно было бы пожелать и приобрести. Риторический вопрос в ходе диалога: Только что же оно по-настоящему хорошее и нужное?)
  • Жене казалось, что Северный полюс она, конечно же, желает для себя, но мы уже знаем, что в нашей душе есть страсти-паразиты, они свои хотения выдают за наши. Чье же это было желание: самой Жени или какой-то ее страсти? (Конечно, здесь заговорило ее тщеславие. Всякая страсть – это дырка, бочка без дна,сколько в нее не вкладывай, все пропадет, вот и пропали два лепестка. Этим страсти похожи на ад. 
  • К чему же привело желание заполучить все игрушки на свете? (К потере еще двух волшебных лепестков, к тому, что взамен ничего не получено. Почему? Потому что желает не действительная человеческая личность, а жадность, страсть-паразит).
  • Какое же желание дало Жене настоящее пробретение, которое не потеряется никогда?

Большинство детей уже знает сказку, они будут торопиться рассказать об исцелении Вити. Но этот эпизод – вершину произведения надо не только прочесть, но и очень хорошо посмотреть соответствующий фрагмент из мультфильма «Последний лепесток», там действительно чувствуется, какова радость доброго дела и для дарящего, и для принимающего.

  • На себя или на другого истратила Женя последний лепесток? (На себя именно тем, что на другого). Когда богатые люди больше приобретут для себя: если потратят деньги на сохранение снега или на операцию для мальчика?

В Святом Евангелии Спаситель говорит:

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Матф.6:19-21)

Что означают эти слова?

В этом уроке очень уместно далее поработать над притчей о безумном богаче, задав, в частности, вопросы: Богач думал, что все, что он имеет, всегда будет составлять его богатство, будет ему принадлежать… А как получилось? А можно сделать так, чтобы богатство пригодилось после смерти? (Да, помочь нуждающимся, и душа приобретет для вечности любовь к этим людям и радость доброго дела).

Лучшее же завершение этой беседы – притча о том, как Ангел спас от вечной погибели жадного человека, придя к нему за три часа до смерти и сказав: «Вот, тебе осталось жить три часа, накопленные тобой миллионы достанутся другим, может быть, за оставшееся время ты успеешь истратить их на себя? Выбежав на улицу, богач заметался… Что купить? Дорогую машину? Роскошный дом? Все уже не для себя, все достанется другим. И вот своими деньгами он выручил из беды человека и узнал радость, приобретенную для своей души.

На моем сайте «Вместе с детьми...» http://crespea.ru/ есть много подобных разработок уроков, где христианское содержание раскрывается на примере светских произведений. Также на этом сайте есть фильм, в котором зафиксированы моменты живого общения с детьми, вглядываясь в детские лица, глаза, слыша их высказывания, можно понять, как строится с ними духовный диалог. На сайте много подробно разработанных уроков «от здравствуйте до до свидания». Есть два мастер-класса и подробные программы на разные учебные сроки. Приглашаю на мой сайт «Вместе с детьми...» http://crespea.ru/.

Людмила Киселева (г. Ржев).

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)
Темы публикаций

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 2 (вопросы 16-30)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 1 (вопросы 1-15)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 1

Семья как сверхценность. Научная статья И. А. Седаковой об отношении старообрядцев к семье. Избранное

Рисованный лубок старообрядцев "О добрых друзех дванадесятех"

Супруга о. Иоанна Кайрова из с. Глазово под Серпуховом получила орден «Материнская слава» за 10 детей!

Антихрист. Знамения, предваряющие Второе Христово пришествие

НОВОЕ ВИДЕО: Духовная беседа о пользе церковных песнопений и вреде агрессивной музыки

Лестовка — «от земли на небо»: устройство, символическое значение, использование

Отношение христианина к людям других вероисповеданий

Приглашаем помолиться 24 декабря благодарственный молебен в честь возвращения Покрово-Успенского храма в Малом Гавриковом переулке нашей Церкви!

Старообрядцы Симферополя 4 декабря впервые отметили престольный праздник в освященном недавно храме Введения в церковь Пресвятыя Богородицы

Приглашаем к участию в Научно-практическом семинаре «Старообрядчество: история, культура и современность» в МСДУ на Рогожском

«Самое главное – какими вы станете христианами». В Казани прошла молодежная конференция

На Рогожском открывается курс огласительных бесед для готовящихся ко святому крещению: приглашаем всех желающих!

В Уфе начинается строительство старообрядческого храма

Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (Москва, 17–19 октября 2017 г.)

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2017 года

Древлеправославная архиепископия: историческая справка

Просветительский отдел сообщает об официальном открытии церковного сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви nashavera.com

Пресс-релиз: 1 октября пройдет торжественная церемония открытия III Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова

В старинном селе Лопатищи воздвигли часовню в честь святого священномученика протопопа Аввакума

Приглашение на Шамарский крестный ход

«Мы — русские, какой восторг!»: митрополит Корнилий выступил на конференции фонда «Русский мир»

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований на Книги Притчей и Премудрости Соломона] + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 5 + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 4

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 3

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 1

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа десятая [Беседа о наятых делателях]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа девятая [Толкование на 87-88 зачало Послания an. Павла к римлянам и 23 зачало Евангелия от Иоанна]*

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа восьмая [Об Аврааме]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа пятая [О внешней мудрости]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа четвертая [Об иконном писании]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа третья [Об иноческом чине]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа вторая [Об образе креста Христова]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа первая «Повесть о страдавших в России за древлецерковная благочестная предания»

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед»[1] святаго протопопа Аввакума. Введение

Календарь на сегодня

Цитаты о вере

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Евангелие от Матфея 5:48.

Поучение дня
Видеопроповедь дня
Последние публикации
Открытые лекции
24 Янв 2018 (Ср)
19:00
Вход свободный!

История и вероучение Христовой Церкви.

  • Организатор: Курс огласительных бесед для готовящихся ко святому крещению на Рогожском
  • Адрес: Москва, ул. Рогожский поселок, д. 29, строение 10
31 Янв 2018 (Ср)
19:00
Вход свободный!

История и вероучение Христовой Церкви.

  • Организатор: Курс огласительных бесед для готовящихся ко святому крещению на Рогожском
  • Адрес: Москва, ул. Рогожский поселок, д. 29, строение 10
Наши авторы
Наша группа ВКонтакте
БЛИЖАЙШИЕ ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ
24 Янв 2018 (Ср)
19:00
Вход свободный!

История и вероучение Христовой Церкви.

Организатор: Курс огласительных бесед для готовящихся ко святому крещению на Рогожском
Адрес: Москва, ул. Рогожский поселок, д. 29, строение 10
31 Янв 2018 (Ср)
19:00
Вход свободный!

История и вероучение Христовой Церкви.

Организатор: Курс огласительных бесед для готовящихся ко святому крещению на Рогожском
Адрес: Москва, ул. Рогожский поселок, д. 29, строение 10
СМОТРЕТЬ ВСЕ ЛЕКЦИИ