Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Приглашаем стать участником дистанционного курса «Церковное знаменное пение»
- Постановка голоса с Владимиром Долговым: старообрядческая школа пения
- Максим Бражников передал нам пение Древней Руси
- НОВОЕ ВИДЕО: Выступление хора Московской Митрополии РПСЦ на Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г.
- НОВОЕ ВИДЕО: Запевы на Господи возвах на 8 гласов (обучение знаменному пению)
- НОВОЕ ВИДЕО: Самогласны (обучение знаменному пению)
Старообрядческий мужской хор «Параклит» расшифровал и сделал аудиозапись 6 евангельских стихер Федора Христианина (Крестьянина). Для расшифровки было взято 5 списков конца XVI в. и середины XVII в., но большее предпочтение было отдано нотированному списку 1630-х гг. (Ф. 379, N 23).
Аудиозаписи можно прослушать в группе хора «Параклит» ВКонтакте: https://vk.com/public202900173?w=wall-202900173_130
XVI век — время расцвета русской певческой культуры. Царь Иоанн Грозный являлся большим любителем знаменного пения. При нем существовал придворный хор царских певчих, который пел на торжественных богослужениях в Москве. Авторству самого Иоанна Грозного принадлежат несколько произведений знаменного распева, которые он сочинял на текст стихер Знамению Богородицы и митрополиту московскому Петру.
Для развития знаменного пения он искал по всей Руси талантливых «распевщиков» (композиторов), способных сочинить новые мотивы и мелодии, подчиненные знаменному распеву. Одним из таких распевщиков был новгородский священник Федор Христианин, который по указу царя был выслан в Москву и стал настоятелем кремлевского Благовещенского собора. Но его главной задачей являлось не священническое служение, а гармонизация богослужебных песнопений особенно торжественным распевом, с чем он успешно справлялся. Его произведения получили название большого знаменного распева, потому что были в 2-3 раза длиннее обычного, сложнее и витиеватее в своей музыкальной составляющей. Он «распел» многие славники двунадесятых праздников, воскресные стихеры на «блаженнах», стихеры святым Борису и Глебу, прп. Сергию Радонежскому. Но вершиной творчества Федора Христианина заслуженно считается цикл евангельских стихер.
В середине ХХ в. его изучением и расшифровкой занимался выдающийся исследователь знаменного пения М. В. Бражников, а затем Б. П. Кутузов. По материалам М. В. Бражникова в исполнении знаменитой Государственной хоровой капеллы Юрлова в 60-х гг. XX в. прозвучала первая и единственная стихера из указанного цикла. При содействии Фонда президентских грантов мужским хором «Параклит» была сделана собственная расшифровка и запись первых 6 стихер из цикла. Работа над остальными продолжается.
Хор «Параклит» на выступлении в ММДМ, 2022 г.
Представители хора отмечают:
Особого внимания заслуживает мелодическая составляющая этих песнопений. Смелая и революционная для своего времени обработка Федором уже устоявшихся знаменных мотивов изобилует множеством квартовых, квинтовых интервалов и даже октавных ходов, что для знаменного пения нехарактерно. Эта музыка для тех, кто хочет услышать, понять и проникнуться музыкальным мышлением и фантазией простого, но талантливого русского средневекового человека. И поразиться его мастерству творить шедевры богослужебного пения в строго очерченных канонических рамках церковного певческого искусства дораскольной Руси.