Публикации

3 марта 2018 г. 16:06 1441 4 1 2 фото 0 видео
Правота старообрядчества
Ученый-старообрядец Никола Пачежерцев.

Ученый-старообрядец Никола Пачежерцев, студент заочного отделения Московского старообрядческого духовного училища РПСЦ рассказывает о том, как он стал христианином-старообрядцем и почему, а также делится интересными фактами о старообрядческом предпринимательстве.

--

Магистр истории Никола Пачежерцев в бытность свою старшим научным сотрудником Института гуманитарных исследований ТюмГУ и занимаясь исследованием в области сравнительного религиоведения избрал темой магистерской диссертации «Инакомыслие в становлении христианской церкви». К тому времени он, по его собственному признанию, «пришел к осознанию истинности старообрядчества как религиозного направления, которое и есть сохраненное русское православие, принятое Древней Русью в 988 году». Кстати, он принимал посильное участие в организации прихода в Тюмени в рамках юрисдикции Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Приход благословил епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян. 

 

ОБ ИСТИННОСТИ СТАРОЙ ВЕРЫ ПО-НАУЧНОМУ И ПО ПРАВУ РОДСТВА 

Мой собеседник рассказывает, что рос в семье, хоть и не со старообрядческими традициями, но с консервативным духом, потому что все его родственники уходят корнями в Исетский район – традиционное место жительства приверженцев старой веры. «В частности, – говорит он, – троюродная сестра мамы, Костыгина Васса Семеновна, была коренной старообрядкой, имела много старых рукописных книг и твердо держалась старой веры. Она, как мне помнится, была сестрой Терентия Семеновича Мальцева, известного хлебороба и дважды Героя Социалистического Труда. В той же исетской стороне в селе Солобоево, в котором жили до 60-х годов прошлого века мои дедушка Иван Евтропьевич и бабушка Елена Ивановна, было четкое разделение на «мирских» и «двоедан». Так вот, мой дедушка мне говорил, что мы из «мирских». По традиции, сложившейся в сельской местности и характерной среди крестьян-старообрядцев, бабушка не разрешала меня фотографировать от момента рождения и до достижения почти трехлетнего возраста. Поэтому мои первые снимки и датируются соответственно». 

Тем не менее осознанно, «по-научному» подошел к теме, только будучи студентом истфака Тюменского университета, а именно – в ходе археографических экспедиций после второго курса. «Мы побывали в домах крестьян- старообрядцев в Исетском районе и в соседней Курганской области. Многие из них, в частности, в селе Солобоево, находили во мне схожесть с моим дедушкой Иваном Евтропьевичем, то есть, по сути, оказывались мне родственниками либо хорошо знавшими моих бабушку и дедушку. Сие обстоятельство почти сразу располагало к нам староверов и открывало двери в их дома, позволяло нам, студентам, вести необходимые археографические изыскания. К студенческому периоду относится мое знакомство с научными трудами исследователей старой веры новосибирской и екатеринбургской научных школ. Мое понимание правоты старообрядчества пришло тогда же, практически сразу, как только я окунулся в старообрядческое бытие, в изучение исторических источников. Вполне логичным было начать и изучение истории христианства с момента возникновения его как исторического явления». С дерзновением, свойственным юным, Никола Пачежерцев взялся за изучение исторического источника “Церковная история” первого официального церковного историка Евсевия Памфила (епископа Кесарийского) и в рамках изучения его церковной истории подготовил по окончании университета дипломную работу по теме «Церковная история» Евсевия Кесарийского как источник по истории раннего христианства», которую защитил на «отлично». 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ ПРЕДКОВ АКТУАЛЕН И СЕГОДНЯ 

Углубляясь в исследования, казалось бы, далекого прошлого, пытливый ум вдруг приходит к мысли: не такое уж оно и далекое, а опыт предпринимательства, явленный староверами, вполне актуален и может служить толчком в развитии России сегодня. 

Напомним для начала известные исторические факты. С конца XVIII – начала XIX веков текстильная промышленность в России, как в Москве, так и на периферии, а также значительная часть хлеботоргового бизнеса и организация нижегородских и московских ярмарок были в руках старообрядцев. Эта социальная группа внесла значительный вклад не только в экономику, но и в культуру Российской империи. Наиболее известными своей деятельностью в этой сфере являлись династии Морозовых, Рябушинских, Гучковых, Солдатёнковых, Хлудовых, Коноваловых. Современный исследователь старообрядчества Д. Урушев также отмечает, что «к старообрядчеству принадлежали крупнейшие предприниматели, в чьих руках были сосредоточены основные промышленные и банковские капиталы страны. Имена многих у всех на слуху: текстильные фабриканты Морозовы, промышленники и финансисты Рябушинские, владельцы фарфорового производства Кузнецовы…». Дореволюционный историк старообрядчества И. Кириллов пишет, что «старообрядцы… благодаря своему трудолюбию и трезвости, своим экономическим благосостоянием выделялись из общей массы крестьянства», что, в конечном счете, приводило их на промышленные предприятия и казенные заводы Урала и Сибири в качестве наемных рабочих, управляющих и старост. И именно через старообрядческую систему ценностей, через старообрядческий социум получало сибирское крестьянство подготовку для дальнейшего обращения к другим сферам деятельности, в частности, к предпринимательству.


Старообрядческий писатель Димитрий Урушев.

«Действительно, среди российских промышленников значительную часть составляли представители старообрядчества, – продолжает Н. Пачежерцев. – В частности, начиная с XVIII века они вкладывали свой потенциал в торговые отношения, поскольку Манифест Екатерины II от 1762 года, призывавший староверов вернуться из рассеяния на родину, а также ряд указов, улучшавших их положение, дал толчок к быстрому росту старообрядческих общин в России и активному участию их в развитии экономики страны. Исторически так сложилось, что старообрядчество являло собой некий закрытый социум, вектором развития которого явилось предпринимательство. Старообрядцы как подлинные христиане понимали, что их деятельность должна служить во благо народу, поскольку «коммерсант – не только тот, кто торгует без обмана и продукцией хорошего качества, но и тот, кто стремится учитывать подлинные потребности своих современников, а не использовать их легковерность и дурные наклонности. Он заводит новые производства и новый сервис, он изобретателен и эффективен в своей деятельности». 

О представителях старой веры иногда говорят: мол, прижимистые, жадные.… Но можно сказать и по-другому. Мирской аскетизм, который выражается в хозяйственности, бережливости, неприхотливости и трудолюбии. Вот что, в частности, говорил по этому поводу российский предприниматель старообрядец Владимир Рябушинский: «Да, аскетизм есть и у нас, но он не постоянный, а периодический, связанный с постами». Таким образом, выстраивая свое экономическое благополучие, старообрядцы- коммерсанты исходили из несколько иных оснований, чем те, которые были заложены протестантизмом. В этом смысле традиционный российский производственный бизнес, практически полностью принадлежавший этому сообществу, вскормленный на старообрядческой этике предпринимательства, был характерен и для Западной Сибири. В частности, в Тюмени предпринимателем, воспитанным староверами, впитавшим их традиции и этические нормы поведения, был Николай Чукмалдин. Он, в частности, говорил, что «мы, люди имущие, обязаны, кроме заповеди, преподанной нам Спасителем мира, помогать бедным, поступаем как раз наоборот и не возвышаем голоса против существующей системы, помогающей богатому и забывающей бедного. Пора нам прислушаться к голосу нашей совести и сказать во всеуслышание корпоративно, что все налоги должны быть несены людьми имущими и что налогом прямым и косвенным должен быть обложен не бедняк и его насущные потребности, а капитал, крупный промысел и роскошь». 

ВОЗЬМИ СВОЙ КРЕСТ 

Старообрядчество – мощный пласт российской духовной культуры. Благодарное дело – постигать его с рвением и благоговением. Так считает и тюменский старообрядец Никола Пачежерцев. По благословению священника отца Павла он поступил на заочное отделение Московского старообрядческого духовного училища РПСЦ в Москве. Весной студенты-заочники будут сдавать комплексный экзамен, который включает в себя знание Устава Церковной службы, знаменное пение, а также историю старообрядчества и ещё ряд предметов. После получения дипломов – дальнейшее служение в избранной духовной сфере в качестве уставщиков либо преподавателей воскресных школ в старообрядческих общинах по месту жительства. Собеседник говорит, что для него в зимнюю сессию знаковой была встреча в Москве с писателем-старообрядцем Димитрием Урушевым, который подарил тюменцу свою книгу «Звезда Альтаир» (художественное осмысление феномена старообрядчества). А несколько лет назад он познакомился с писателем заочно, прочитав его книгу «Возьми свой крест»… 

Тодор ВОИНСКИЙ

Источник: tyum-pravda.ru.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (1)
А
Алексей Кураш 13 апреля 2018 г. 19:37

Благодарю Вас !!!

Темы публикаций

Стихи Татьяны Феофановой: о церковной службе, о семье, о любви

Притча о гневе

Можно ли христианину пить алкоголь?

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 2 (вопросы 16-30)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 1 (вопросы 1-15)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 1

Семья как сверхценность. Научная статья И. А. Седаковой об отношении старообрядцев к семье. Избранное

Рисованный лубок старообрядцев "О добрых друзех дванадесятех"

Супруга о. Иоанна Кайрова из с. Глазово под Серпуховом получила орден «Материнская слава» за 10 детей!

Антихрист. Знамения, предваряющие Второе Христово пришествие

Лестовка — «от земли на небо»: устройство, символическое значение, использование

Отношение христианина к людям других вероисповеданий

Впервые в Пакистане издан Православный календарь на языке урду

Мальцевские чтения в Балаково – «атомная энергия старообрядчества»

Поможем создать общину в столице Белоруссии

Своего епископа вновь обрела Самарская и Саратовская епархия, а возрождённый мужской монастырь в Черемшане – нового настоятеля

Под знаком древлеправославия: итоги Пятых Мальцевских краеведческих чтений

Приветствие митрополита Корнилия участникам Пятых Мальцевских краеведческих чтений

Программа крестного хода Верея-Боровск 2018

О старообрядчестве и его вкладе в развитие России и Поволжья расскажут на краеведческих Чтениях в Балакове

Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018

В Николо-Улейминском женском монастыре освящен придел во имя пророка Илии

Старообрядческие центры Балаково и Боровска восстанавливают связи

На старообрядческом храме в Балакове воздвигнут купол с крестом

В Балакове открылась старообрядческая выставка «Черемшан. Возвращение»

Приглашаем помолиться 24 декабря благодарственный молебен в честь возвращения Покрово-Успенского храма в Малом Гавриковом переулке нашей Церкви!

Старообрядцы Симферополя 4 декабря впервые отметили престольный праздник в освященном недавно храме Введения в церковь Пресвятыя Богородицы

Приглашаем к участию в Научно-практическом семинаре «Старообрядчество: история, культура и современность» в МСДУ на Рогожском

«Самое главное – какими вы станете христианами». В Казани прошла молодежная конференция

На Рогожском открывается курс огласительных бесед для готовящихся ко святому крещению: приглашаем всех желающих!

В Уфе начинается строительство старообрядческого храма

Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (Москва, 17–19 октября 2017 г.)

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2017 года

Древлеправославная архиепископия: историческая справка

Просветительский отдел сообщает об официальном открытии церковного сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви nashavera.com

Пресс-релиз: 1 октября пройдет торжественная церемония открытия III Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова

В старинном селе Лопатищи воздвигли часовню в честь святого священномученика протопопа Аввакума

Приглашение на Шамарский крестный ход

«Мы — русские, какой восторг!»: митрополит Корнилий выступил на конференции фонда «Русский мир»

«Интерес к старообрядчеству у людей есть»: Интервью с Юлией Валерьевной Масловой

Интервью митрополита Корнилия для информационного агентства URA.RU 18 августа 2018 г.

Интервью митрополита Корнилия телеканалу "Орехово-Зуево ТВ"

Правота старообрядчества

Беседа со священником о. Иоанном Курбацким на тему «Основы христианской жизни»

НОВОЕ ВИДЕО: Интервью с потомственным резчиком по дереву Валерием Сборновым

НОВОЕ ВИДЕО: Краткое руководство к христианской жизни

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с протоиереем Евгением Чуниным на тему «Основы христианской жизни»

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с преосвященным епископом Томским РПСЦ Григорием (Коробейниковым)

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с преосвященным епископом Казахстанским РПСЦ Савой (Чаловским)

Интервью митрополита Корнилия газете «Коммерсантъ» о нашей Церкви сегодня

Интервью митрополита Корнилия aif.ru

Зачем нужна Международная ассоциация ревнителей древлего православия

НОВОЕ ВИДЕО: Доклад Сергея Владимировича Маркуса (РПСЦ) на Всемирном старообрядческом форуме 2 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Доклад иерея Михаила Родина (РПСЦ, Балаково) на Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Выступление иерея Кирила Шахзада (РПСЦ, Пакистан) на Всемирном старообрядческом форуме 1-2 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Выступление митрополита Корнилия на Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г.

Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018

Впервые в России старообрядческое богослужение прошло не на церковнославянском языке, а на староанглийском

Экспедиция Института Африки РАН побывала в трех старообрядческих общинах Африки

Миссия РПСЦ в Пакистане

Президент России Владимир Путин впервые посетил Рогожский духовный центр

Фоторепортаж Владимира Саяпина: В Неделю святых Жен-мироносиц по традиции собрались русские люди в Рогожском поселке Москвы

Дети России – детям Пакистана

Материалы конференции «Дети в Церкви. Вопросы организации воскресных школ и детских лагерей»

Притчи-сказки и диалог как способ донесения до детей знаний о Боге: из преподавательского опыта Людмилы Киселевой

Воскресная школа Тольятти

Преосвященный епископ Киевский и всея Украины Никодим (Ковалев) делится своими мыслями об устройстве детской воскресной школы

Из опыта организации детского садика при храме Рожества Пресвятыя Богородицы и межсезонного лагеря «Никольское подворье» в Академгородке г. Новосибирска

Предложение по объединению воскресных школ РПСЦ от Анастасии Степановой (г. Москва, Рогожская община)

Детская воскресная школа при храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы г. Ижевска: опыт работы

Христианская просветительская деятельность в г. Томске: воскресная школа и детский христианский лагерь «Сибирский Радонеж»

Сможем ли возродить былую славу Иргиза?

350 лет начала Соловецкого сидения

НОВОЕ ВИДЕО: Лекция на тему «Раскол Русской Церкви середины XVII века: Предпосылки и проведение реформы. Идеология и деятели раннего раскола»

Cерия новых публикаций о жертвах репрессий на официальном сайте митрополии rpsc.ru

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований на Книги Притчей и Премудрости Соломона] + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 5 + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 4

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 3

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 1

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа десятая [Беседа о наятых делателях]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа девятая [Толкование на 87-88 зачало Послания an. Павла к римлянам и 23 зачало Евангелия от Иоанна]*

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа восьмая [Об Аврааме]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа пятая [О внешней мудрости]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа четвертая [Об иконном писании]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа третья [Об иноческом чине]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа вторая [Об образе креста Христова]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа первая «Повесть о страдавших в России за древлецерковная благочестная предания»

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед»[1] святаго протопопа Аввакума. Введение

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 42

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 41

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 40

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 39

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 38

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 37

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 36

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 35

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 34

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 33

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 32

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 31

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 30

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 29

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 28

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 27

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 26

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 25

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 24

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 23

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 22

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 21

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 20

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 19

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 18

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 17

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 16

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 15

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 14

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 13

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 12

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 11

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 10

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 9

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 8

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 7

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 6

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 5

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 4

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 3

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 2

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 1

Календарь на сегодня

Цитаты о вере

«Рыба спешит убежать от удочки; а душа сластолюбивая отвращается безмолвия».

Лествица прп. Иоанна, игумена Синайской горы, Слово 15. О чистоте и целомудрии

Поучение дня
Видеопроповедь дня
Последние публикации
Открытые лекции
Наши авторы
Наша группа ВКонтакте
БЛИЖАЙШИЕ ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ
СМОТРЕТЬ ВСЕ ЛЕКЦИИ