26 августа 2017 г. 13:44 12141 10 2 8 фото 0 видео
Лестовка — «от земли на небо»: устройство, символическое значение, использование
Лестовка работы Елены Суворовой

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26,41).

Непрестанно молитесь (1 Сол. 5,17).

Общее представление

Ле́стовка  уменьшительное от древнерусского слова лествица, то есть лестница. Это приспособление для счета молитв, являющееся обязательной принадлежностью и мирян, и духовных лиц, видимым образом выражает скрытое от взора окружающих непрерывное молитвенное общение человека с Богом. В общем смысле символизирует нравственное восхождение молящегося на пути спасения. Каждый элемент лестовки символичен, знаменателен и наполнен духовным содержанием. В IV веке св. Василий Великий в основанных им монастырях для правильного счета молитв ввел в обиход и́ноков первую лестовку, а точнее вервицу, — небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла (о количестве узлов см. Номоканон при Большом Потребнике, л.30). К семнадцатому столетию вервица украсилась, обогатилась и превратилась в лестовку, к непосредственному описанию которой мы переходим.

 

Устройство и символическое значение

Ле́стовка представляет собой замкнутый круг, состоящий из переплетенных между собой твердых ступенек — бобочков, начало и конец которого фиксируются между двумя парами треугольников, называемых лапостка́ми. Замкнутый круг знак непрестанной молитвы и вечности. Треугольная форма лапостко́в установлена в честь Пресвятой Троицы неразделимого и равночестного исповедания трех Божественных ипостасей единого Бога: Отца и Сына и Святаго Духа. Название лапосто́к происходит от слова ло́пасть. В «Словаре русских народных говоров» находим одно из значений: ло́пасть украшение на иконах клинообразные лоскуты материи, обшитые тесьмой.

В книге «Учение о богослужении Христовой церкви (Старообрядческой)» (издана в 1913 году Московским старообрядческим институтом в типографии П. П. Рябушинского), на стр. 9 читаем: «Две лопасти, оканчивающие лестовку, — символ двух скрижалей завета Божия (полученных пророком Моисеем), которые в Новом Завете раскрыты в четырех Евангелиях (четыре стороны двух лопастей, сшитые попарно). На лопастях изображаются часто евангелисты (либо пишутся их имена), благовестие которых должно руководить христианами в молитве и в жизни». Обшивка вокруг лапостков означает евангельское учение. Внутри, между верхними лапостками, вшиты семь небольших лоскутов (передвижек), которые, как правило, снаружи не видны. Они символизируют таинства святой Церкви: 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Священство; 4) Евхаристию (причащение); 5) Исповедь (покаяние); 6) Венчание (брак); 7) Елеосвящение (соборование).

 

Установленное число ступеней для лестовки сто и три, то есть 100 малых и 3 большие (если не учитывать шесть особых ступеней у верха лапостков). Как и всякая лестница, эта молитвенная лестница имеет начало: свободное место без ступеней, называемое «землею», после которого идут двенадцать первых малых ступеней, в честь двенадцати апостолов Христовых. Затем, после первой большой ступени, — тридцать восемь малых ступеней, в честь тридцати восьми недель и двух дней (согласно «Сказанию о лестовке»), в которые носила во чреве Младенца Христа Пресвятая Богородица. После второй большой ступени, означающей как бы половину пройденного пути, следуют тридцать три малые ступени, в честь тридцати трех лет земной жизни Господа Исуса Христа. После третьей большой ступени, еще 17 малых ступеней, означающих число ветхозаветных пророчеств о Спасителе. Далее расположено простое место, называемое «небом». Отдельным образом отстоят у верхнего края лапостков с двух сторон по три большие (условно) ступени, которые вместе с другими тремя большими, находящимися в самом кругу лестовки, составляют число девять. Они символизируют девять чинов ангельских, имеющих три иерархии (по степени своего служения и приближения к Богу) или лика: высший (серафимы, херувимы, престолы), средний (господства, силы, власти) и низший (начала, архангелы и ангелы).

Источник: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-272/460-1

Практическое применение

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40-ка, 30-ти, 50-ти или 12-ти кратном произнесении молитвы «Господи помилуй»), а также по ней совершается домашнее правило, которое у каждого свое, назначенное духовным отцом исходя из личных особенностей. Лестовка это еще помощник для малограмотных христиан, которые молятся дома не по книге, а по лестовке, а также для людей, которые плохо слышат, видят, и, будучи на службе в храме, творят Исусову молитву по лестовке втай, без поклонов, чтобы быть в молитвенном общении с присутствующими христианами.

Каждую лестовку следует молиться во всех случаях келейной (домашней) молитвы — следующим образом. Первые и последние три ступени (от верхнего края лапостков) — с молитвой: «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже», с земными поклонами.

Малые ступени с молитвой Исусовой, с поклонами земными или в пояс.

Первая великая ступень (после 12-ти) с молитвой: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Си»; поклон земной.

Вторая великая ступень с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си»; поклон земной.

Третья великая ступень с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си»; поклон земной.

В конце лестовки: «Господи помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веком, аминь». Посем начинаем следующую.

Так же в зависимости от назначенного правила или по личному желанию молятся Пресвятой Троице, Честному Кресту, Богородице, Ангелу Хранителю, святым, с соответствующими запевами.

Молитвами по лестовке можно заменить суточный богослужебный круг, чтение Псалтыри, подготовиться к исповеди и причащению (подробнее см. в книге «Молитвенник» современного издания). Мы, для примера, приводим здесь самое легкое правило с поклонами, употребляемое нужды ради, за церковные чины богослужения из книги «Молитвенник» (стр. 44). «За вечерню: сто поклонов. За павечерницу: пятьдесят поклонов. За полунощницу: сто поклонов. За утреню: двести поклонов. За первый час: пятьдесят поклонов. За часы: двести поклонов». Вся же сия поклоны поясные. Это же правило слово в слово мы находим в книге «Малый устав» (л. 146 обор.).

      

Аще же в Великий пост, то на всякой лестовке по 17 поклонов земных полагати, а по всякой лестовке: «Честнейшую херувим...» и молитву св. Ефрема Сирина с поклоны».

Во время молитвы лестовку принято держать в левой руке, складывая пальцы для отсчета ступеней практически так же, как и для совершения крестного знамения. В таком положении удобно отсчитывать количество произнесенных молитв большим пальцем.

Основная молитва по лестовке Исусова: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго(ую)». Она в виде свитка (символически) заключена в каждом бобочке. Эта молитва, подобно палице, сокрушает демонов, попаляет греховные помыслы и последовательно, шаг за шагом, постепенно возводит душу к нравственному совершенствованию.

Вместе с молитвой совершаем крестное знамение, «сраспинаясь» Христу. В книге «Старчество», Слове одиннадцатом, читаем:

«Полага́я ру́ку свою́ на главу́, рече́ш: Го́споди. Сим гласо́м пропове́дуем преве́чное и пребезнача́льное рожество́ Сы́на Бо́жия, от Отца́ без Ма́тере пре́жде век. И пото́м сно́сит ру́ку с высоты́ долу́, си́речь со главы́ на живо́т, или́ на пуп, глаго́лем: Ису́се Христе́. То́ есть схожде́ние Сы́на Бо́жия с небе́сных круг, от безнача́льных недр Оте́ческия сла́вы на́ землю и во пречи́стем чре́ве Своея́ Ма́тери, Де́вы Мари́и, безсе́менное зача́тие и воплоще́ние. А е́же па́ки от долу́, то́ е́сть от пу́па, возно́сим ру́ку на пра́вое ра́мо, или́ плече́, глаго́лем: Сы́не Бо́жии. То́ явля́ет па́ки от земли́ на́ небо пресла́вное Сыно́вне вознесе́ние и одесну́ю Отца́ седе́ние [...]. И отто́ле па́ки обно́сим ру́ку крестоообра́зно на ра́мо ле́вое, глаго́люще си́це: Поми́луй мя гре́шнаго, или́ Поми́луй нас (гре́шных). Сим про́сим, да́бы свободи́ли на́с шу́яго стоя́ния и со гре́шники муче́ния».

Книга «Старчество», Слово одиннадцатое

Статья ("слово") из книги "Старчество" о том, как креститься во время Исусовой молитвы, имеющая большое практическое значение для христианина в его повседневной жизни: "БУ́ДИ ЖЕ ТИ ВЕ́ДОМО И О МОЛИ́ТВЕ, КА́КО ЛИЦЀ СВОЀ ЗНА́МЕНАТИ КРЕСТООБРА́ЗНО И ЧЕСО̀ РА́ДИ. СЛОВО 11."

Слово из книги "Старчество"

[Прим. редакции: книгу «Старчество» Вы можете скачать на нашем сайте: Часть 1, Часть 2].

Лестовка необходимая принадлежность православного християнина

По учению святой Церкви, нам необходимо совершать молитвы и в храме, и дома, и в пути, поэтому лестовка неотъемлемая принадлежность православного христианина, а молитва по ней есть меч духовный, которого страшатся бесы, и которым уничтожаются злые мысли. Любая добрая вещь приносит пользу, когда ее используют по назначению; так, например, оружие смертельно для врага, когда находится в руках воина, в нашем случае воина Христова.

В храме православные христиане обязательно должны стоять с лестовками, изготовленными, исходя из возможности, из кожи, бисера или других материалов. Изготовление и художественное украшение лестовок, особенно в последнее время, стало весьма разнообразным; можно сказать, было и остается одним из традиционных ремесел православных христиан-старообрядцев.

 

О поясе

Да будут чресла ваши препоясани и светильницы горящи (Лк. 12,35).

Необходимо сказать также и об особом предмете одежды — поясе, которому христиане всегда усвоя́ли символическое значение благодатной силы, укрепляющей в борьбе с невидимыми врагами, как учит об этом апостол, говоря:

«Станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекитесь во броню праведности…».

Еф. 6, 14

В таинстве Крещения на каждого из нас надевается, после нательного креста, срачи́ца (сорочка, рубашка) с поясом, который никогда не снимается, как принадлежность святого Крещения. Мужчины опоясываются поясом сверху рубахи, а женщины носят пояс под сарафаном.

{{ object.name }}
Материал: шерсть, лен, пуговицы. Техника изготовления: ткачество. Религиозная принадлежность: старообрядцы. Датировка: 1920-е гг. Источник: http://etnografiavko.kz/museum2/museum149.html

Об обязательном ношении христианами пояса св. Василий Великий писал: «Что употребление пояса необходимо, доказывают прежде нас жившие святые: Иоанн, кожаным поясом стягивавший чресла свои (Мф. 3,4); а еще прежде его Илия, потому, что как отличие сего мужа описано: «Муж космат, и поясом усме́нным (т.е. кожаным) препоясан о чре́слех своих» (4 Цар. 1,8). Указывается, что и Петр употреблял пояс, как видно из слов Ангела, говорящего ему: «Препояши, и вступи в плесницы твоя» (Деян. 12,8). И блаженный Павел, по пророчеству о нем Агава, оказывается употребляющим пояс, ибо сказано: «Мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут в Иеросалиме» (Деян. 21,11). И Иову повелевает Господь препоясаться, как бы в ознаменова́ние мужества или готовности ему сказано: «Препоя́ши я́ко муж чре́сла твоя́» (Иов. 38,3). И у всех учеников Господних было в обыкновении употребление пояса, как видно из запрещения «не иметь меди при поясех» (журнал «Церковь», 1913, №42).

И далее тот же святой отец наставляет: «…ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то непременно повредим Евангелию в самом главном…».

Спаситель использовал пояс как символ деятельного служения, которого Он потребует от своих последователей: «Да бу́дут чре́сла ваши препоя́сани и свети́льницы горя́щи» (Лк. 12, 35). «Препоясанные по чреслам суть веду́щие деятельную жизнь. Ибо таково одеяние рабочих… Посему говорит: «да будут чресла ваши препоясани», то есть вы всегда являйтесь готовыми на дела́ своего Владыки, и «светильницы горящи», т.е. не живите во тьме и без рассуждения, но свет разума пусть указывает вам все, что до́лжно и не до́лжно делать…» (блаж. Феофилакт).

***

Итак, действия и внешний вид православного христианина имеют духовное значение и должны быть наполнены соответствующим содержанием. Нравственное символическое значение пояса: целомудрие, умеренность и самоограничение, а также готовность действовать (то есть вести борьбу с грехом). Нравственное значение лестовки: призванный постоянно молиться (см. Мф. 26, 41; 1 Сол. 5, 17), христианин не только душе́ю своею тяготеет к Богу, но и в руках имеет такой предмет, который напоминает ему о необходимости нравственного совершенствования, о восхождении через молитву к Богу, как бы по лестнице, от земли на́ небо. Таким образом, православный христианин, имеющий традиционный (православный) внешний вид, свидетельствует о наличии в душе Правой Веры, неизменной и истинной, и негласно проповедует еe.

Автор: Евгений Гудинов.

Редактор: архиепископ Донской и Кавказский Зосима.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (2)
М
Михайло Михайлович Домнич 25 сентября 2017 г. 4:54

Спаси Христос!

St Cheremis 26 августа 2017 г. 22:18

Спаси Христос!