- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Крестное знамение является «тайным апостольским преданием», как об этом пишет преподобный Максим Грек. Мы веруем, что с самого начала крестное знамение имеет форму именно двоеперстия, как об этом говорят православные святые отцы: блаженный Феодорит, епископ Кирский, святой преподобномученик Петр Дамаскин, преподобный Максим Грек, святые отцы Стоглавого Собора, а также православные греки, составившие «Чин принятия от яковитской ереси», где утверждается происхождение двоеперстного крестного знамения от Самого Христа:
Переводится это на славянский язык так:
То же подтверждают и внешние писатели, такие как греческий канонист Никодим Святогорец, который пишет, что в своём 91-м правиле святитель Василий Великий говорит об апостольском происхождении именно двоеперстного крестного знамения. Приведём отрывок из правила и его толкования:
И далее святитель перечисляет многое другое из Предания: моление в сторону востока, чин евхаристии, троекратное погружение при крещении и т.п. Примечание Никодима Святогорца к толкованию этого правила:
В самом деле, если сравнить Апостольский Символ веры и толкование святыми отцами символики двоеперстного крестного знамения, оказывается: практически всё, что содержит этот Символ, отражено именно в двоеперстном крестном знамении. Это и вера в Единого Бога в трёх Лицах, Отца, и Сына и Святого Духа, и воплощение Христово, то есть два Его естества во одной ипостаси, и рождение Его от Девы, и распятие, и воскресение, и сидение одесную Отца, и будущее Второе Его пришествие на землю для суда над живыми и мертвыми. Таким образом, осеняя себя двоеперстным крестным знамением, христианин без слов зримо исповедует Символ веры, причем согласно с апостольской его редакцией, самой древней из всех. Для нас это является ещё одним несомненным свидетельством об апостольском происхождении двоеперстного крестного знамения. Кроме того, огромное количество древних памятников христианского изобразительного искусства свидетельствует о том, что именно двоеперстие является исконной формой крестного знамения (желающие подробнее изучить этот вопрос могут ознакомиться, например, с книгой С. И. Быстрова «Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности», в которой собраны материальные свидетельства о двоеперстии за все столетия до новообрядческого Раскола, начиная с древнехристианских изображений в Римских катакомбах первых веков).
Например, на иконе Спаса из Синайского монастыря, датируемой VI веком и сохранившейся без каких-либо позднейших переделок и дописей, мы воочию видим древнее двоеперстие (см. фото вверху).
Крест Христов почитается христианами как Жертвенник, на котором Господь наш принёс Себя в жертву за наше спасение. Свидетельства о почитании креста находим уже в посланиях святого апостола Павла. Само апостольское крестное знамение есть не что иное, как символическое изображение креста на своём теле.
Крест в разное время изображался христианами по-разному: в виде буквы Т, в виде равностороннего крестика (как на священных облачениях его изображают и до сих пор), и в виде 6-конечном (верхняя малая перекладина символизирует «пилатово титло» — табличку с надписью «вины» Христа), и в виде 7 или 8-конечном (с нижней малой перекладиной — «подножием»). К концу I тысячелетия по Рожестве Христовом именно 8-конечная форма символического изображения Креста (являющаяся именно исторически наиболее полной) стала самой распространённой на христианском Востоке и Западе. Постепенно у православных она полностью вытеснила 6-конечную форму. Стоглавый Собор 1551 года закрепил как правило, что на главах храмов должны устанавливаться именно 8-конечные кресты (Стоглав, глава 41, вопрос 8).
Православные старообрядцы почитают трисоставный Крест Христов как великую святыню, но не осуждают и другие исторические формы креста, в том числе 4-конечный крест, который может выступать и как ветхозаветный прообраз Христовой жертвы, ибо мы находим его образ уже у пророка Моисея, в книге «Исход». Нательные крестики старообрядцев имеют форму 4-конечного креста, в который вписан Голгофский крест, то есть осьмиконечный.
Священнопротоиерей Вадим Коровин.