23 января 2019 г. 7:26 3458 3 1 1 фото 0 видео
Хохлома – Волга – Персия
Деревянная шкатулка, украшенная персидской росписью в стиле Ислими. Материал: местная порода дерева орех. Размер: 10 см х 10 см. Высота: 7 см. В так называемом «цветочном стиле» восточные мастера видели возможность выражать мечты человечества о покое, красоте, счастье.

Сочетание трёх таких слов кому-то покажется или неприемлемым или, по крайней мере, непонятным. Пишу так, ибо при первой публикации стихов, где были даны лишь намёки, последовали упрёки, мол, причём тут Хохлома и старообрядчество и «персидские мотивы» (как у Есенина). Давайте разберёмся, тем более, что тема, действительно, интересная и даже яркая, поучительная.

Многие специалисты-искусствоведы считают, что истоки хохломского стиля – это синтез старинных навыков простонародья Поволжья с высоким и дорогим искусством столичной Москвы и Троице-Сергиева монастыря, который размещал ещё до Раскола заказы на деревянную утварь в Керженском крае. Староверы, бежавшие из Москвы, знали, что именно в Заволжье можно и скрыться от властей, и прокормиться, то есть иметь средства для заработка. Таким образом, не только иконопись, но и роспись посуды стала для художников естественным применением их таланта.

Кого-то, быть может, удивляют указания на персидское влияние? Это тоже тема, давно известная как историкам, так и искусствоведам. Почитайте материалы о русско-иранских связях. Особенно при шахе Аббасе и царе Феодоре Иоанновиче. Они обменивались не только грамотами, но и подарками. В их числе были и книги с иллюстрациями, и украшенные предметы быта.

То есть, искусство Ирана конца 16-го – первой половины 17 века и в саму эпоху Раскола было на Руси хорошо известно. Причём, не только кремлёвскому высшему сословию и художникам из Оружейной палаты и Троице-Сергиевой обители. Самые простые крестьяне «в лесах и на горах» с давних пор продолжали общие для индо-европейской, славяно-иранской Евразии идеи, сюжеты, орнаменты и приёмы. И об этом тоже есть множество прекрасных исследований.

А по Волге веками шла торговля с Персией и, естественно, обмен и взаимовлияния в искусствах.

В заключение этой заметки скажу ещё, что тот образ Райского сада, который видим в росписях Хохломы и в миниатюрах, рукописях, шкатулках из Персии, корнями уходит аж в культуру… Древнейшего Междуречья. К тем корням, когда ни славянства ещё не было, да и иранского государства. Это времена, описанные в Библии Ветхого Завета – тот Сад Эдем, куда первыми садовниками, возделывателями земли были назначены первые люди. Адам и Ева.

СПАСАЕТ ЖАРОМ ХОХЛОМА

Я подмастерьем был в Кремле московском,

В палату Оружейную ходил

Учиться, помогать… Теперь в лесах я,

Вдоль Керженца с коробочкой иду,

Да не с простой, с персидскою шкатулкой!

Она вся соловьями залита,

Да звонко-ярой спелой земляникой,

Увита ласкою извилистых листов. Вот диво!

Как я губами полюбил тебя, глазами…

Сам научился кистью пробегать,

Как белка шустрая, по алому приволью

Посуды деревянной – с Хохломой

Отныне связан я, мой род многострадальный.

Мы из Москвы бежали от царя.

Раскол он учинил над Русью, все старины

Вмиг заменить велел на выправку извне,

На польско-украинские причуды.

И мы, иконописцы, побрели…

Да, кто куда бежал, в леса да на гора.

А мы приткнулись здесь, в Заволжия укромы,

Здесь, мыслим мы, укрыться до зари –

До той поры, как полыхнёт над Волгой

Червонно-огненный, весь пламя, сам Исус.

Ему вострубят ангелы стозвонно,

Весь содрогнётся по-над Волгой лес,

И грянет Страшный Суд, что сажей и огнями

Мы станем рисовать, как алчущие пить,

На этих ложках, коробах, в посудах –

Чтоб не завяла всырь душа – горела б!

Да, хохломская искра – Божья весть,

Призыв к преображенью и к молитве

За Русь великую, за падшего царя,

За мучеников веры, за ГУЛАГи,

За кровь пред Зимним, где расстрелян был

Народ с иконами к царю с поклоном шедший.

Жар Хохломы – в руках как будто угль,

Тот самый, что пророкам положил

В уста Господь, сказав «зажги глаголом,

Зажги сердца угаснувших!» – а мы…

Мы безглагольны, но ласканьем цвета,

Но песней русскою в персидский самоцвет,

Всю жажду Светлояра, свет зеркальный

От Китежа спадающий с небес –

Сей древний свет кистями разукрасим,

Червонно с сажей в золото. Беги,

Беги, как белка в молниях – красиво,

Скажи: спасает жаром Хохлома!

Автор: Сергей Маркус, ноябрь 2018 г.

 
Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (1)
Георгий Неминущий 27 января 2019 г. 23:01

Сергей, а тему Райского сада в росписях Хохломы Вы распознали, хочется думать, не только в "реалистических" изображениях природы (растений и животных) на шкатулках? Ведь и шкатулочка, помещенная у заголовка Вашей статьи, не просто "мечты человечества о покое, красоте, счастье" передает, но именно - "райскую" символику. И вот такая-то символика и уходит корнями - да, в Междуречье, - но и глубже: в дописьменную культуру неолита и даже палеолита. То, что сохранялось в древнейшем предании из уст в уста, с течением тысячелетий стало фиксироваться, сперва в изображениях, затем и в письменности