Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- К 135-летию прадеда
- На Рогожском открылась международная выставка детских рисунков «Краски нашей веры»
- Результаты конкурса детских рисунков «Краски нашей веры»
- Вступление митрополита Корнилия к антологии «Град невидимый. Древлее Православие в русской поэзии. XVII-XXI века»
- Живыи (сказ о Победе)
- Готово к печати впервые: антология Поэзии о древлем православии
- Запечатанные алтари на Рогожском — трагедия 19 века
Предчувствием, живописным пророчеством о возрождении Черемшан можно назвать живописный холст крупного формата, находящийся ныне в собрании хвалынского музея – картину 2009 года «Возвращение» Сергея Серова (29.05.1948 г. - 28.07.2014 г.).
На ней изображён вполне реальный момент: митрополит Корнилий в 2008 году вместе с единоверцами совершает молебен перед Поклонным крестом в Черемшане, а вокруг вьются дети и прохожие, скорее всего – обитатели санатория и туристы, для которых само явление таких людей, в таких одеяниях, да ещё и с древними песнопениями – как бы «полёт в машине времени».
На сайте черемшанского монастыря Серапион.РФ размещён рассказ и фоторепортаж об этом – «Хождение с крестом на Черемшане» – http://www.serapion.su/index.php/dela/29-khozhdenie-s-krestom-na-cheremshane.
Выполненная в размер оригинала, копия картины располагалась в центре выставки «Черемшан. Возвращение», которая проходила в Доме причта на Рогожском в 2016-17 гг., а затем стала украшением трапезной Дома причта.
Сам же хвалынский художник Сергей Серов считал эту картину своею лучшею. И недаром: в ней налицо и живописные достоинства, и благоговейное «чувство места», красивый пейзаж, и психологически яркие образы: контраст глубоко молящихся христиан и наивно их разглядывающих «детей поколения, которое выбрало Пепси»…
Афиша выставки «Черемшан. Возвращение».
Да, это явно тематическая, программная картина. И её смысл – в великом Возвращении.
Не отдельных людей, митрополита и его сопровождения на руины некогда славного Черемшана, нет – это Возвращение Древлего Православия в наши души, русского народа к своим корням, «опепсившихся» современников к почитанию предков и их святынь. Это и предчувствие и живописный призыв к Возвращению к своим корням.
Митрополит Корнилий на открытии выставки «Черемшан. Возвращение» в Доме причта на Рогожском, октябрь 2016 г. - фото протодиакона Александра Говорова.
Кто же такой автор? Вот что о нём писала Валентина Ивановна Бородина, заведующий художественно-мемориальным музеем К. С. Петрова-Водкина в Хвалынске. Она многие годы знала его и высоко ценит, как искусствовед:
«Сергей знал русскую литературу, и не столько «по должности» (он окончил Полиграфический институт в Москве), сколько по любви. Будучи прекрасным рассказчиком, не пренебрегавшим и словом написанным, он неслучайно выбрал специальность, связанную с книжным оформлением. Книга не только сформировала мировоззрение Сергея, но, будучи монолитным организмом, повлияла и на его живопись.
Сергей – один из немногих художников, кто писал картины – исчезающая форма в наше время. Он хотел показать мир не фрагментарно, а целостно. Своим творчеством он пытался склеить мир, идущий трещинами. Для него и маленькая родина – Хвалынск – была хотя и частью, но частью большего целого – страны.
Сергей – истинный певец своей земли, рассказавший в своих картинах о её прошлом, настоящем, но главное – узревший в ней вечность.
Он работал в разных жанрах и в каждом стремился к полноте и нераздельности. Сами необъятные пространства родного пейзажа сформировали широту его натуры. В Хвалынске Сергея знают и любят, называя его «хвалынским Антеем». Он каждую весну, как перелётная птица, стремился из Балакова, где он жил более 35 лет, в родные Пенаты».
… Рождённый в Хвалынске, он пожелал быть упокоенным там же – в Хвалынске.
«Возвращение» создано художником незадолго перед уходом в мир иной. И это своего рода «завещание». Так же это – контраст и полемика с Павлом Кориным. Если тот в начале революционного и воинственно-атеистического 20 столетия создал свою знаменитую «Русь уходящую», то через сто лет Серов ответил ему: нет, впереди «Возвращение».
Новое поколение на выставке «Черемшан. Возвращение» в Доме причта на Рогожском, октябрь 2016 г. - фото протодиакона Александра Говорова.
Глядя на «Возвращение» Сергея Серова
Прощаться с Русью! – так велел нам Пётр.
Петра с младенчества к тому ведь приучали
Реформы Никона и царь его отец,
Который возмечтал воссесть в Царьграде
На троне византийском и владеть
Всем православным миром. Но споткнулся,
И чужебесие проело, словно ржа,
Весь высший слой боярства, царский род
Был начат от Романовых, но немцы
Его лишили крови и своей
В него впустили – Рейн взаместо Волги!
И вот три века ищут на Руси… свои истоки…
Войны и гражданка… Погромы храмов, танцы у могил…
Вот Черемшан – урочище в пещерах –
Сюда откуда-то, как бы забытых в сне,
Митрополит ведёт молящихся. А рядом –
Смотрите лучше, слева за Крестом! –
Пришёл Серапион, сияет в нимбе…
Русь, ты вернёшься? Боже, нас простишь?
20 сентября 2016 года
Дар Черемшан
Зачем причудой Волги дан
Пещер тайник – дар Черемшан?
Что слышно здесь: проклятий стон,
Или от сосен струнный звон?
Что исповедать хочешь здесь:
Целенье плоти, сладость, спесь?
Ты помнишь, в танце средь могил,
Здесь сколько душ озноб сгубил?
Кто тут топтал цветник молитв,
Себя ж затаптывал без битв!
Что ж, с тех времён свят-Черемшаны
Всё не оправятся от раны?
Нет, в ранах ты, твоя семья.
Гниёт и корчится страна.
А в Черемшанах в небо взлёт -
Об этом здесь сосна поёт.
Не сгинет Китеж - ввысь уходит,
Когда на Русь вновь тьма приходит.
Так Черемшан – прыжок из тьмы
Здесь не достанет высоты.
Зачем причудой Волги дан
Пещер тайник – дар Черемшан?
Что слышно здесь: проклятий стон,
Или от сосен струнный звон?
Ночь с 22 на 23 сентября 2016 года
Сергей Маркус
Подробнее об истории, возрождении и современной жизни старообрядцев в Черемшане смотрите сайт Серапион.РФ (www.serapion.su).