4 октября 2017 г. 19:58 11066 8 2 1 фото 0 видео
Антихрист. Знамения, предваряющие Второе Христово пришествие
Апокалипсис толковый Андрея Кесарийского [рукопись]: лицевой. XVII в. Источник: rsl.ru

Господь наш Исус Христос пролил Свою бесценную кровь за избавление рода человеческого от тления и смерти, чтобы вознести падшего человека на первое блаженство. Он принес на землю Свое учение, в котором заключено всё, что нужно для спасения человеческой души. Если бы печать антихриста была более опасна, чем сам антихрист, то, мы веруем, Сам Господь сказал бы об этом в святом Евангелии. Но там об этом не сказано. Сказано же так: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24:4-5). В последние времена в мире явится множество обольстителей: лжепророков и лжехристов. Принимая их, род человеческий с лёгкостью сможет принять и последнего антихриста.

Все апостолы и святые отцы, говоря о последних временах, заостряют внимание на последнем испытании для верующих в Спасителя: пришествии противника Христа – антихриста. «Кто же есть сей, убо ли сатана? Никако же: но человек некий, всякое егово приемляй действо» (святой Иоанн Златоуст). «Родитбося воистину от жены скверны сосуд ему (диаволу), не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный, яко тать» (святой Ефрем Сирин, Слово 105).

Апостол Павел предупреждает: «Да никто же вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести во церкви Божией, аки богу, показующу себе, яко бог есть» (2 Сол. 2:3-4). Блаженный Феофилакт Болгарский разъясняет: «Некоторые соблазнители говорили, что пришествие Господа приблизилось и, что опаснее всего, выдумывали какие-то слова, будто бы сказанные Павлом, и послания, будто бы им написанные. Но это замыслил диавол, чтобы поколебать верующих. А так как верующие великим утешением считали надежду на воскресение, потому что ожидали, что они получат награду за добродетель, а гонителей своих увидят достойно наказанными, то диавол подпустил своих слуг учить, что настает уже пришествие Христово и суд, чтобы показать, что в будущем нет ни воздаяния, ни суда, ни наказания, чтобы таким образом уничтожить надежды святых и сделать более дерзкими врагов Евангелия; даже обвиняли во лжи и Самого Христа, сказавшего, что имеют быть некоторые признаки Его пришествия: если же этих признаков не было, а воскресение, как они лгали, было, то явно Христос оказывался лжецом. Поэтому-то Павел пишет это послание и говорит о пришествии Господа, не открывая самого времени, но указывая на признак этого времени – на антихриста».

Приведенные слова апостола вселяют в нас уверенность: мы не должны прельщаться какими-либо средствами контроля, электронными документами, картами и т.п., пока не наступит отступление и не откроется человек беззакония, то есть антихрист. «Отступлением он (апостол) называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению: яко же прельстити, как сказано, аще возможно, и избранных (Мф. 24:24). Называет его и человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и приготовит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет» (святитель Иоанн Златоуст «Толкование на второе послание к Солуняном»).

Святые отцы Церкви описали те события (знамения), которые будут предварять появление антихриста, а потом второй приход на землю Господа нашего Исуса Христа. Рассмотрим их по порядку, опираясь на книгу святителя Арсения Уральского «Об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих»:

  1. Разрушение римского царства и опустение самого города Рима.

  2. Восстанут лжехристы и лжепророки. По подобию св. Иоанна Крестителя появится некий предотеча антихриста, который волшебством и обманом будет делать всё для обольщения людей, чтобы они считали антихриста за Бога.

  3. Перед воцарением антихриста для утверждения верных Господь пошлет не землю святых пророков Илию и Еноха. «В те дни великая будет нужда от многой скорби, причиненной змием, от страха и землетрясения, и от шума морского, от голода и жажды, и угрызения зверей. И все принявшие печать антихристову и поклонявшиеся антихристу, как благому Богу, не будут иметь никакой части в царстве Христовом, но вместе с змием будут ввержены в геенну. Блажен, кто окажется всецело святым и верным, у кого сердце несомненно предано Богу, потому что бесстрашно отринет он все предложения змия, пренебрегая и истязаниями и мечтаниями его. Но прежде нежели будет сие, Господь, по милосердию Своему, пошлет Илию Фезвитянина и Еноха, чтобы они возвестили роду человеческому богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: «Это лесть, о человеки! Никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх, потому что он скоро будет приведен в бездействие. Вот, Святой Господь идет с неба судить всех поверивших знамениям его» (преподобный Ефрем Сирин «Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово»).

«О, пречудная Благодать Божия! Ибо она предлагает для раны равносильное врачество. Антихрист по действию диавола своими ложными знамениями и чудесами будет славнейшим из всех волхвов и обольстителей; также и Бог вооружит этих святых Своих силою истинных знамений и чудес, чтобы они светом и истиною отвергли мрак и ложь и обратили обольщенных на путь правды словом вразумления или наказанием: бездождием, огнем, изменениями стихий и подобным, а самого обольстителя обличили, не претерпев от него зла до окончания своей проповеди» (святой Андрей Кесарийский). Пока эти пророки не придут, антихрист не воцарится.

  1. Обращение части евреев к вере во Христа. Другая часть уверует и поклонится антихристу, которого они ожидают как Мессию. Илия Фезвитянин будет убеждать иудеев уверовать во Христа, чтобы, когда Христос придет второй раз, не все они совершенно погибли. «Потому-то и Христос, приводя им это на память, сказал: «устроит вся», т. е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени. Вот почему и пророк весьма точно сказал; он не сказал: «обратит …сердце сына ко отцу», но: «отца к сыну». Так как отцы апостолов были иудеи, то сказано: обратит к учению сынов, т. е. апостолов, сердца отцов, т. е. расположение народа иудейского» (святитель Иоанн Златоуст «Беседы на евангелие от Матфея»).

  2. Енох и Илия будут творить чудеса и знамения казни Божией. «Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Апок. 11: 4-6).

  3. Антихрист будет называться и казаться богом. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Он (антихрист) не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит покланяться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, – не в иеросалимском только, но и повсюду в церквах. Выдавая, – говорит, – себя за Бога. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но – что он будет стараться показать себя Богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения. Видите, что антихрист царем будет, и не только царем, но и богом прозовется, и великие знамения сотворит» (Беседа 3 на 2 послание к Солуняном).

«Попущением святого Бога получит он власть обольщать мир; потому что исполнилось нечестие мира, и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Посему-то Пречистый Владыка за нечестие людей попустил, чтобы мир был искушен духом льсти, потому что так восхотели человеки отступить от Бога и возлюбить лукавого… Бесстыдный же, прияв тогда власть, пошлет бесов во все концы смело проповедовать: «Великий царь явился во славе, идите и видите его…» (преподобный Ефрем Сирин «Слово на пришествие Господне…»).

  1. Престол антихриста будет в Иеросалиме. В этом городе антихрист утвердит свое царство и царский престол наподобие царя Давыда, сыном которого по плоти был Христос, истинный Бог наш. Этим он будет стараться показать, что он есть Христос, исполняющий пророчество: «Восставлю скинию Давыдову падшую и возгражду падшая ея» (Ам. 9:11), которое иудеи, заблуждаясь, относят к его пришествию (святой Андрей Кесарийский «Толкование на Апокалипсис»). И святой Ефрем Сирин пишет: «Поганые жиды сильно начнут почитать его и радоваться царству его, потому что антихрист будет воздавать честь и месту, и церкви их» (слово 105).

  2. Илия и Енох будут убиты антихристом и потом воскреснут (Апок. 11:3). «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Апок.11:7-8). «Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои, и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке» (Апок. 11:11-12).

  3. Мерзость запустения, стоящая на святом месте. «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:15-16). «Он (антихрист) обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Апок. 13:14-15). Святой Андрей Кесарийский толкует: «Предотеча и оруженосец антихриста при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, прикажет избивать всех не поклоняющихся ему».

  4. Наложение печати антихриста после его воцарения. «Всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Апок. 13:16). «Предотеча и оруженосец антихриста […] попытается всем наложить начертание гибельного имени отступника и обольстителя на правых руках, чтобы отнять силу для совершения добрых дел, а также и на челе, чтобы сделать прельщенных дерзновенными в обольщении и тьме. Но те, у которых лица запечатлены Божественным светом, не примут его. И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни». Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Апок. 13:18). «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим. Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге» (святой Андрей Кесарийский «Толкование на Апокалипсис»).

Это наложение печати будет происходить не насильно, вопреки желанию человека, но добровольно, согласно толкованию на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского: «Если кто покорится звероподобному антихристу и будет участвовать в беззаконной жизни, изображающей его, и словом или делом провозгласит его богом (ибо сие может означать начертание, делаемое на челе и руке), тот будет участвовать с ним и в питии чаши наказаний». Святой Ипполит Римский в «Слове об антихристе» пишет: «И вси тесноты ради пищныя к нему приидут и поклонятся ему. И даст им знамение на руце десней и на челе». Этот же святой пишет: «Та печать, которая будет гласить: Отрекаюсь от Творца неба и земли, отрекаюсь от крещения, отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую».

Святой Иоанн Златоуст так говорит о сознательном выборе человеком антихриста: «Для чего, ты скажешь, Бог попустил быть всему этому? И какое Его намерение? Какая польза от этого пришествия антихриста, если оно будет служить к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, но слушай, что говорит апостол: антихрист возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы. Какая же отсюда будет польза, ты скажешь? Та, что будут заграждены уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы сей антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их» («Об антихристе»).

Поучительно вспомнить житие святых преподобных отец Феофана и Феодора Начертанных — это святые исповедники, палестинские монахи родом из Иеросалима, известные церковные гимнографы, ученики Михаила Синкелла. Братья вместе со своим учителем прибыли в Константинополь в 813 г., где за свою верность иконопочитанию подвергались преследованиям в царствование императоров-иконоборцев Льва V (813-820) и Феофила (821-842). Их неоднократно высылали из столицы, истязали и бросали в тюрьмы. Братья успешно защищали святые иконы в споре с императором Феофилом, за что по его повелению получили по 20 ударов палками. На их лбах против их воли каленым железом были выжжены оскорбительные «ямбы» (стихи) собственного сочинения императора. Не похоже ли это на печать антихриста? Но на эти действия братья отвечали императору: «Пиши, пиши, царь, что тебе угодно; это будет прочитано перед праведным и страшным Судиею». И Святая Церковь прославила их в сонме святых исповедников, они не осквернились от того, что на них, против их воли, нанесли эти еретические надписи. Так и в наше время – если кому и будут наложены какие-либо «ямбы» (еретические надписи или печать) против его воли, то они нисколько не повредят ему, ибо сам человек не принимал этого и не будет осужден, согласно житию святых исповедников.

Отдельно следует упомянуть о ложных пророчествах относительно карточек и паспортов. Еще в XIX веке распространялось предсказание, якобы принадлежавшее Зиновию Мниху, жившему в XVI веке, ученику преподобного Максима Грека. В этих сочинениях, ранее XIX века не известных, содержится указание на то, что «что антихрист будет давать карточки, на которых будет писати имя свое тайно 666. И с оными карточками аможе пойдут, без беды минуют» (цит. по: Епископ Арсений Уральский «Книга об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих» - М. Панагия; Языки славянской культуры, 2005. С. 130). Комментируя сии слова «Зиновия Мниха», наш великий начетчик и святитель Арсений Уральский пишет, что книга Зиновия Мниха действительно существует, но Зиновий Мних писал больше против протестантов-лютеран, против их ересей. Он писал прежде всего о том, что эти еретики не поклоняются святым иконам. «Об антихристе же и о печати его ничего не писал, и нигде не упомянул, и сие ложно написано только в выписках, и сему верить не подобает» (там же. С. 130). Также очевидно, что слово «карточки» – вообще не церковнославянское слово, а более позднее современное русское. Таких слов нигде в литературе XVI-XVII веков на Руси не встречается. Справедливо святитель Арсений писал, что такому писанию верить нельзя.

Подобным образом нельзя доверяться «пророчествам» современных старцев, идущим вразрез со святоотеческим учением по этому вопросу. Уместно в связи с этим всегда помнить слова святителя Григория Паламы: «А то, что мы православно веруем в Бога, т.е. прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим относительно Него, каким образом это явить нам? – Тем, что мы единодушны, единомысленны и единоисповедны с богоносными Отцами нашими. Как неложно веровать Богу проявляется не только в противлении плотским страстям и лукавым тенетам, но и – в противлении одержимым страстями людям, обольщающим и соувлекающим в неблагородные услаждения; так и православно веровать в единого истинного Бога проявляется не только в противлении невежеству и внушениям супостата, но и – в противлении нечестивым людям, тайком похищающим и соувлекающим в свою погибель» (Омилия VIII. «О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания»).

Итак, согласно святоотеческому учению, наложение антихристовой печати, о которой повествует Апокалипсис, будет происходит после чувственного воцарения на всей земли оного. До этого времени совершенно необоснованно бояться присвоения государством каких-либо номеров своим гражданам. Хотя такие настроения были и столетия назад. Например, в XVIII веке против номеров выступали бегуны-странники (небрачные старообрядцы-беспоповцы, выделившиеся из филипповского согласия). Они бежали в леса, так как считали антихристом русского царя и его правительство. Бегуны прервали связь с гражданским обществом: они не записывались ни в какие ревизские списки, не платили податей государству, не имели недвижимого имущества, паспортов, постоянного места проживания.

Заблуждаются те, кто говорит о существовании некоей «предпечати» антихриста (будь то ИНН, биометрический паспорт и т.п.), об опасности присвоения номеров и те, кто считает возможным, что христиане получат печать незаметно и против своей воли. Те, кто так учит, выражают еретическую мысль и подпадают под 19-е правило VI Вселенского собора, которое предписывает толковать Священное Писание «не инако, разве как изложили светила и Учители Церкви в своих писаниях». А также осуждаются постановлением VII Вселенского собора, гласящим: «Прибавляющих что-либо к (учению) кафолической церкви, или убавляющих от него, мы предаем анафеме» (Деяние Седьмое).

  1. Антихрист воздвигнет великое гонение и скорби, каких не было от сотворения мира. «Антихрист придет на погибель человече­скую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в заме­шательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях – и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями» (святитель Иоанн Златоуст «Беседы на послание к Солуняном»).

«Тогда (антихрист) яко ангелом бесом заповесть творити повеления его со многим страхом и трепетом. Тогда послет в горы и в вертепы, и в пропасти земныя бесовския полки, во еже взыскати и изобрести скрывшияся от очию его, и тех привести на поклонение ему. И покаряющихся ему убо знаменает печатию своею. Нехотящих же того послушати томленьми и неисчетными муками лютыми и козньми изнурит, яже быша ниже, ниже слухом человеческим слышаны быша, ниже око виде человеческое» (святой Ипполит папа Римский).

Но и в самые лютые гонения Господь не оставит и сохранит уповающих на Него. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Мнози убо святии (верные Господу Исусу Христу) елико тогда обрящутся … и побегнут со тщанием великим в пустыню … и дастся им помощь от Бога, и наставит их в места нарочита, и спасутся крыющеся в вертепех и в пропастех».

  1. Антихрист будет царствовать три с половиной года, после чего его безбожному царству придет конец и придет во славе Господь Бог наш Исус Христос судить праведных и грешных. «Даниил (пророк) относительно конца последнего царства, т. е. десяти последних царей, между которыми разделится царство их и на которых придет сын погибели, говорит, что у зверя вырастут десять рогов и в средине их вырастет другой маленький рог, и что три рога из первых будут истреблены с его лица. Он говорит: «и вот глаза у этого рога, как глаза человеческие, и уста говорящие всякие вещи, и его вид больше прочих. Я видел, и этот рог поднял войну против святых и успевал против них, доколе не пришел Ветхий денми и дал суд святым Бога Вышнего, и настало время, и святые получили царство» (Дан. 7:8, 20-22, 23-25). Потом в изъяснении видений сказано ему: четвертый здесь будет четвертое царство на земле, которое превзойдет прочие царства, и пожрет всю землю и поперет ее и сокрушит. И десять рогов его - десять царей восстанут, и после них восстанет другой, который превзойдет злыми делами всех до него бывших и смирит трех царей; и будет говорить слова против Вышнего Бога и истреблять святых Вышнего Бога и задумает изменить времена и закон; и все дано будет в его руки до времени времен и половины времени, т. е. на три года и шесть месяцев, в продолжение которых он будет царствовать на земле» (священномученик Ириней Лионский).

«И приидет Господь с небеси таким же образом, как святые апостолы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:11), то есть придет совершенный Бог и совершенный человек, со славою и силою, и убиет человека беззакония, сына погибели, духом уст Своих (2 Сол. 2:8). Итак, никто не должен ожидать Господа от земли, но да ожидает всякий с небеси, как Сам Он подтвердил» (преподобный Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры»).

«Поэтому будь осторожен, человек. Знаешь признаки антихристовы; не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро. Имеешь ли чадо по плоти, наставь его; и если родил кого оглашением, предостереги и сего, чтобы ложного не принял он за истинное. Тайна бо уже деется беззакония (2 Сол. 2:7). Устрашают меня брани народныя; устрашают меня церковные расколы; устрашает меня взаимная ненависть братии. О, если бы, хотя и сказано это, но дал Бог, чтобы не исполнилось сие над нами! По крайней мере будем осторожны. И сего довольно об антихристе» (святой Кирилл Иеросалимский «Огласительное слово о втором пришествии Христове»).

 

Сие подготовил диакон Василий Андроников.

 

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (2)
А
Алексей Кураш 14 февраля 2018 г. 21:20

Благодарю Вас за труд !!!

А
Анна Кочеткова 13 октября 2017 г. 18:53

Очень хорошая статья. Не надо бояться страха там, где нет страха. Если полностью вверить себя Господу, то Он вразумит, умудрит и наставит: что происходит, как к чему-либо относиться и как поступить. И верить словам Его святых служителей. Но для этого не надо сильно доверять своему мнению, а вопрошать Бога и ждать Его ответа