Публикации

19 апреля 2017 г. 9:56 1691 2 0 1 фото 0 видео
Проповедь протодиакона Александра Говорова об исцелении от болезней
Икона «Исцеление гадаринского бесноватого», 19х24, яичная темпера, левкас, доска. Источник: Форум проекта «Христианство в искусстве».

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ПРИ ОСТОЖЕНСКОЙ ОБЩИНЕ РПСЦ

УРОК 27 ОКТЯБРЯ 2016 ГОДА

 

Диакон Александр Говоров: Мы с вами подошли к очень интересной теме: чудесам Христа. Чудеса эти не должны вызывать у кого-либо сомнения, потому что совершены самим Господом. Он совершил их великое множество. Но, по словам апостола Иоанна Богослова, «многое и другое сотворил Исус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Тем не менее, некоторые из этих чудес записаны в Евангелии. Это сделано не без цели.

Зачем Исус Христос творил чудеса? Почему он не учил о Царствии Небесном одним лишь словом? Потому что природа человека двойственна: он состоит как из видимого - тела, так и из невидимого - души. И болезнь первородного греха неразрывно распространилась на обе эти природы. Если наша душа здорова, то есть ее не окутывает пелена греха, то здорово и наше тело. Бывает, что Господь попускает Своим праведникам терпеть болезни для большего их прославления. Но, в основном, телесные болезни связаны с болезнью души.

Когда человек страдает от телесных болезней он, волей-неволей, терпит. При правильном терпении человек приближается к Богу. Однако очень часто люди неправильно терпят болезни: ропщут на Бога, жалуются, так как считают себя свободными от тяжких грехов. Этим люди уничтожают в себе всякую награду, только усиливают болезнь и дают место дьяволу. Потому что дьявол всегда очень радуется, когда люди ропщут на своего Создателя в страданиях и болезнях. Если же человек, наоборот, благодарит Бога за попущенные ему скорби, принимает их со смирением, то дьявол бессилен что-либо сделать с ним и бежит посрамленный.

Таким образом, и наше тело, и наша душа нуждаются в излечении. Конечно, Христос в первую очередь обращал внимание на душу. Потому что она является как бы корнем. Если корень будет хорош, то и дерево будет здорόво. Если фундамент надежен, то и здание прочно.  И наоборот: дерево с больным корнем умрет, здание с ненадежным фундаментом обрушится. Каждый раз, прежде чем явить очередное чудо, Исус испытывал веру человека. Если Он обретал в людях веру, то исцелял болезни, и даже воскрешал мертвых.

В Евангелии мы также видим примеры, когда Господь исцелял людей, которые не выказывали явной веры. Их приносили друзья, или за них просили родственники, начальники. Так, сотник просил Исуса исцелить его слугу, царедворец просил исцелить его сына. Здесь мы видим великую веру тех людей, которые приходили ходатайствовать за болящих. Но очевидно, что и сами болящие не были против того, чтобы за них пошли ко Христу и попросили им здравия. Расслабленный, если бы не хотел оказаться у Исуса, не разрешил бы своим друзьям свесить себя к Его ногам через дыру в разобранной крыше.

Многим людям не хватало должного понимания того, кто такой Христос. Его принимали за пророка, творившего чудеса не своей силой, но по воле Божьей. Даже апостолы до конца не понимали, кто такой Исус Христос. Он же ждал от людей веры в то, что Он – Сын Божий, Истинный Бог. Поэтому не получили исцелений фарисеи, саддукеи, книжники, хотя они и очень хотели увидеть чудеса. Они лицемерили, искушали Христа, подходили к Нему с лукавством. Господу об этом, конечно, было известно.

В то же время Христос исцелял тех людей, которые действительно изнемогали от своих болезней. Так, 38 лет страдал расслаблением больной у овчей купели, не имевший даже человека, который бы окунул его в воду, когда в нее сходил ангел. Одним из таких людей был прокаженный, который ждал Христа, когда Он наставлял людей во время Нагорной проповеди.

По иудейским законам, прокаженные считались изгоями. Их жизнь была крайне тяжела, люди гнушались ими. Об этом рассказывает св. Григорий Богослов в слове «О любви к бедным». Прокаженный не дерзал подняться на гору, тем самым помешав Христу проповедовать. Будучи благоразумным человеком, он не ставил свое здоровье выше учения Христа. Вот как описывает это событие евангелист Матфей: «Когда же сошел он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить» (Мф. 8: 1-2). В такой форме просьба об исцелении была обращена к Господу впервые. В ней прокаженный полностью уповает на волю Божью. Христос ответил ему: «Хочу, очистись» (Мф. 8: 3). Тем самым Господь как бы подтвердил правильность мыслей прокаженного: Господь хотел, чтобы тот очистился, потому что вера его была достойна здравия как телесного, так и душевного. Ведь Богу для исполнения чего-либо достаточно Его воли. Нам, например, для того чтобы сделать стол, недостаточно одного желания. Нам нужны материалы, силы, время, умение, инструмент. Богу же для создания чего-либо нужно лишь пожелать. Так появился мир, так появился человек. Так же слушается Его смерть и болезнь.

Вспомним рассказ о воскрешении Лазаря. Его сестра верила, что если Христос помолится, то Бог воскресит Лазаря. Она не понимала, кто такой Христос. Не осознавала, что Христос творит все по Своей воле. И за это он укорял ее. Прокаженного же он, наоборот, одобряет.

Исцеляя прокаженного, Христос коснулся его, хотя закон запрещал делать это. В общем-то, Он никогда не нарушал иудейского закона, но здесь нарушает его явно. Исполнением закона он угашал звериную ярость иудейскую, чтобы до времени их не растравить. На самом же деле Христос изначально выше этого закона, Он сам устанавливает новые, более совершенные законы. Уже пришла благодать, явился Сын Божий, Святой Дух сошел на землю. Теперь человек спасается не от дел закона, но верой в Сына Божия и соблюдением заповедей Нового Завета, т.е. добрыми делами. Касаясь прокаженного, он дает это понять окружавшим его людям.

После исцеления Исус велел бывшему прокаженному никому не рассказывать об этом и пойти показаться священнику, принеся положенные по закону Моисея дары. Дело в том, что засвидетельствовать исцеление человека от проказы по закону мог только священник. После свидетельства священника выздоровевший человек мог снова вступить в общение с людьми. На практике такое исцеление могло произойти только чудом. Подтверди это священник, и никто уже не смог бы сказать, что этого исцеления не было.

Сегодня на службе читался отрывок из Евангелия об исцелении Гадаринского бесноватого, из которого Исус изгнал легион бесов. Когда этот бесноватый исцелился и пришел в здравый рассудок, он попросился идти дальше вместе с Христом. Но Господь не разрешил ему идти с Ним и повелел: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8: 39). Таким образом, в одном месте Господь запрещает рассказывать о совершенном им чуде. Здесь же, наоборот, – повелевает рассказать о чуде всем.

Когда Христос повелевает рассказать о сотворенном чуде, он хочет научить нас тому, что при получении от Бога каких-то даров нужно быть благодарными. Пребывая в скорби, мы обращаемся к Богу с просьбой о помощи. Когда эта помощь приходит, мы зачастую забываем о Нем и продолжает грешить. Господь хочет, чтобы мы никогда не забывали Его: ни в болезнях, ни в скорбях, ни, тем более, в здравии.

Сколько пользы принес Господь, позволив легиону бесов вселиться в стадо свиней! Он показал нам величину той злобы, которую бесы готовы обратить на человека. Если бы Господь попустил бесам творить то, что они хотят, они разгромили бы весь мир в считанные мгновения. Не будем забывать о том, что бесы по происхождению ангелы и наделены соответствующей силой. Почему бесы так ненавидят человека? Потому что человек – наивысшее, самое любимое творение Бога. И поскольку сатана не имеет силы явно противодействовать самому Богу, он избрал лукавый способ досадить Ему – вести борьбу против любимого Божьего творения. Непримиримая борьба между человеком, поддерживаемым Богом, и темной силой продолжается всю историю этого мира.

Этот отрывок из Евангелия свидетельствует, что без воли Бога бесы не могут войти даже в свиней. Тем самым на примере бездушной твари нам показано, что Господь может не только миловать, но и карать. Так, если Бог видит в наших сердцах искреннее покаяние, Он нас прощает. Но если мы лукавим перед Ним, уподобляемся в своей жизни свиньям, Бог может попустить вселиться в нас бесам, которые низвергнут нас в бездну с высоты добродетели. Поэтому люди, одержимые различными страстями – гневом, сребролюбием, блудом и тому подобным, – подобно Гадаринскому бесноватому, как бы теряют рассудок. За таких людей нам следует молиться. Мы своей жизнью можем привлекать как благодать Божью, так и темные силы. Выбор за нами.

Расшифровку аудиозаписи в текст подготовил Евгений Хебнев.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)
Темы публикаций

Стихи Татьяны Феофановой: о церковной службе, о семье, о любви

Притча о гневе

Можно ли христианину пить алкоголь?

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 2 (вопросы 16-30)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 1 (вопросы 1-15)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 1

Семья как сверхценность. Научная статья И. А. Седаковой об отношении старообрядцев к семье. Избранное

Рисованный лубок старообрядцев "О добрых друзех дванадесятех"

Супруга о. Иоанна Кайрова из с. Глазово под Серпуховом получила орден «Материнская слава» за 10 детей!

Антихрист. Знамения, предваряющие Второе Христово пришествие

Лестовка — «от земли на небо»: устройство, символическое значение, использование

Отношение христианина к людям других вероисповеданий

Мальцевские чтения в Балаково — новое качество!

Впервые в Пакистане издан Православный календарь на языке урду

Мальцевские чтения в Балаково – «атомная энергия старообрядчества»

Поможем создать общину в столице Белоруссии

Своего епископа вновь обрела Самарская и Саратовская епархия, а возрождённый мужской монастырь в Черемшане – нового настоятеля

Под знаком древлеправославия: итоги Пятых Мальцевских краеведческих чтений

Приветствие митрополита Корнилия участникам Пятых Мальцевских краеведческих чтений

Программа крестного хода Верея-Боровск 2018

О старообрядчестве и его вкладе в развитие России и Поволжья расскажут на краеведческих Чтениях в Балакове

Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018

В Николо-Улейминском женском монастыре освящен придел во имя пророка Илии

Старообрядческие центры Балаково и Боровска восстанавливают связи

На старообрядческом храме в Балакове воздвигнут купол с крестом

В Балакове открылась старообрядческая выставка «Черемшан. Возвращение»

Приглашаем помолиться 24 декабря благодарственный молебен в честь возвращения Покрово-Успенского храма в Малом Гавриковом переулке нашей Церкви!

Старообрядцы Симферополя 4 декабря впервые отметили престольный праздник в освященном недавно храме Введения в церковь Пресвятыя Богородицы

Приглашаем к участию в Научно-практическом семинаре «Старообрядчество: история, культура и современность» в МСДУ на Рогожском

«Самое главное – какими вы станете христианами». В Казани прошла молодежная конференция

На Рогожском открывается курс огласительных бесед для готовящихся ко святому крещению: приглашаем всех желающих!

В Уфе начинается строительство старообрядческого храма

Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (Москва, 17–19 октября 2017 г.)

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2017 года

Древлеправославная архиепископия: историческая справка

Просветительский отдел сообщает об официальном открытии церковного сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви nashavera.com

Пресс-релиз: 1 октября пройдет торжественная церемония открытия III Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова

В старинном селе Лопатищи воздвигли часовню в честь святого священномученика протопопа Аввакума

Приглашение на Шамарский крестный ход

«Мы — русские, какой восторг!»: митрополит Корнилий выступил на конференции фонда «Русский мир»

«Интерес к старообрядчеству у людей есть»: Интервью с Юлией Валерьевной Масловой

Интервью митрополита Корнилия для информационного агентства URA.RU 18 августа 2018 г.

Интервью митрополита Корнилия телеканалу "Орехово-Зуево ТВ"

Правота старообрядчества

Беседа со священником о. Иоанном Курбацким на тему «Основы христианской жизни»

НОВОЕ ВИДЕО: Интервью с потомственным резчиком по дереву Валерием Сборновым

НОВОЕ ВИДЕО: Краткое руководство к христианской жизни

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с протоиереем Евгением Чуниным на тему «Основы христианской жизни»

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с преосвященным епископом Томским РПСЦ Григорием (Коробейниковым)

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с преосвященным епископом Казахстанским РПСЦ Савой (Чаловским)

Интервью митрополита Корнилия газете «Коммерсантъ» о нашей Церкви сегодня

Интервью митрополита Корнилия aif.ru

Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума. Намечен прорыв в организации образования в РПСЦ?

Зачем нужна Международная ассоциация ревнителей древлего православия

НОВОЕ ВИДЕО: Доклад Сергея Владимировича Маркуса (РПСЦ) на Всемирном старообрядческом форуме 2 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Доклад иерея Михаила Родина (РПСЦ, Балаково) на Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Выступление иерея Кирила Шахзада (РПСЦ, Пакистан) на Всемирном старообрядческом форуме 1-2 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Выступление митрополита Корнилия на Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г.

Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018

Впервые в России старообрядческое богослужение прошло не на церковнославянском языке, а на староанглийском

Экспедиция Института Африки РАН побывала в трех старообрядческих общинах Африки

Миссия РПСЦ в Пакистане

Президент России Владимир Путин впервые посетил Рогожский духовный центр

Фоторепортаж Владимира Саяпина: В Неделю святых Жен-мироносиц по традиции собрались русские люди в Рогожском поселке Москвы

Дети России – детям Пакистана

Материалы конференции «Дети в Церкви. Вопросы организации воскресных школ и детских лагерей»

Притчи-сказки и диалог как способ донесения до детей знаний о Боге: из преподавательского опыта Людмилы Киселевой

Воскресная школа Тольятти

Преосвященный епископ Киевский и всея Украины Никодим (Ковалев) делится своими мыслями об устройстве детской воскресной школы

Из опыта организации детского садика при храме Рожества Пресвятыя Богородицы и межсезонного лагеря «Никольское подворье» в Академгородке г. Новосибирска

Предложение по объединению воскресных школ РПСЦ от Анастасии Степановой (г. Москва, Рогожская община)

Детская воскресная школа при храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы г. Ижевска: опыт работы

Христианская просветительская деятельность в г. Томске: воскресная школа и детский христианский лагерь «Сибирский Радонеж»

Запечатанные алтари на Рогожском — трагедия 19 века

Сможем ли возродить былую славу Иргиза?

350 лет начала Соловецкого сидения

НОВОЕ ВИДЕО: Лекция на тему «Раскол Русской Церкви середины XVII века: Предпосылки и проведение реформы. Идеология и деятели раннего раскола»

Cерия новых публикаций о жертвах репрессий на официальном сайте митрополии rpsc.ru

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований на Книги Притчей и Премудрости Соломона] + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 5 + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 4

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 3

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 1

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа десятая [Беседа о наятых делателях]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа девятая [Толкование на 87-88 зачало Послания an. Павла к римлянам и 23 зачало Евангелия от Иоанна]*

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа восьмая [Об Аврааме]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа пятая [О внешней мудрости]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа четвертая [Об иконном писании]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа третья [Об иноческом чине]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа вторая [Об образе креста Христова]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа первая «Повесть о страдавших в России за древлецерковная благочестная предания»

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед»[1] святаго протопопа Аввакума. Введение

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 42

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 41

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 40

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 39

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 38

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 37

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 36

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 35

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 34

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 33

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 32

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 31

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 30

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 29

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 28

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 27

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 26

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 25

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 24

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 23

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 22

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 21

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 20

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 19

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 18

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 17

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 16

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 15

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 14

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 13

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 12

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 11

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 10

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 9

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 8

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 7

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 6

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 5

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 4

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 3

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 2

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 1

Календарь на сегодня

Цитаты о вере

«Тела многих святых сохраняются нетленными: это символ того будущего нетления, какое получает тело, здесь подчинившее себя духу и законам его».

Еп. Михаил (Семенов), Собрание сочинений: Т. 3, С. 39.

Поучение дня
Видеопроповедь дня
Последние публикации
Открытые лекции
Наши авторы
Наша группа ВКонтакте
БЛИЖАЙШИЕ ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ
СМОТРЕТЬ ВСЕ ЛЕКЦИИ