- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Началось всё с желания царя Алексея Михайловича Романова реформировать Русскую Церковь руками патриарха Никона по тогдашним греческим и украинским образцам.
Реформа XVII века касалась не узкого круга знатоков-специалистов, а буквально каждого члена Церкви. Затрагивались такие вещи, которые были знакомы каждому: крестное знамение, имя Спасителя, Cимвол веры, тексты знакомых с детства молитв и книг, таких, например, как Псалтырь.
Реальные цели реформы были не церковными, а политическими. Т.е. задачей было не столько устранить и исправить ошибки в книгах, с чем русское общество было согласно, сколько поменять и унифицировать, т.е. привести в единообразие, все церковные чины и обряды Русской Церкви по образцу тогдашней Греческой и Малороссийской (Украинской) Церкви. Умом царя Алексея Михайловича овладела идея стать царём всех православных Востока, по образцу Византийских императоров.
Ни греки, ни жители Украины не имели в то время своей государственности. Одни находились под гнётом турок, другие под поляками. И чтобы они гармонично влились в состав единого государства, нужно было, чтобы никто не почувствовал какой-либо разницы с церковными традициями Русской Церкви. Но унификация была совершена не по образцу Русской Церкви, а по образцу тех, кто находился под влиянием еретиков. Что вызвало, естественно, протест в русском обществе. Греческая Церковь в 1439 г. подписала унию с католиками. Такая же уния была заключена в г. Брест-Литовске в 1596 г. С тех пор все пришельцы с этих территорий, будь то священнослужители или миряне-беженцы, подпадали под подозрение относительно чистоты своей веры. После Смуты начала XVII века в Москве был проведён ряд антилатинских Соборов. В Москве стали проверять, как были крещены переселенцы с Украины и из Белоруссии (погружением или обливанием), как молятся греки. И только после проверки греческое и малороссийское духовенство допускалось до службы в Русской Церкви. В это же время в России закрепилась идея «Москва — Третий Рим. Два Рима пали, а четвёртому не быть». Русская Церковь несла бремя хранительницы чистоты православия. И тут вдруг предлагается поменять всё в Русской Церкви по образцу тех, кого русские люди сами проверяли на предмет чистоты православия.
Но и это ещё не всё. Следуя реформе, нужно было не просто принять сомнительные образцы, но и непременно предать проклятию все чины и обычаи Русской Церкви как еретические. Реформаторами было заявлено, что в Русской Церкви, оказывается, всё не так. Оказывается, наши предки не умели правильно ни молиться, ни креститься, ни правильно произносить имя Божие и т. д. Сама идея Третьего Рима была отвергнута. Теперь всё, включая любую мелочь, необходимо было делать так, как это делают греки: те, кто совсем недавно приезжал в Москву за милостыней, вдруг стали церковными учителями. То же самое касалось и Украины. В течение всего XVIII века на епископскую должность ставились только выходцы с Украины. Поэтому, естественно, у кого осталась хотя бы капля совести, кто не испугался гонений, выступили против этой «реформы», а по сути, казни всей Русской Церкви. Как говорил свщмч. протопоп Аввакум:
В результате и возникло движение сопротивления уничтожению Русской Церкви, участников которого подвергали ожесточённым преследованиям. И когда не удалось заткнуть рот всем недовольным, они были объявлены раскольниками и государственными преступниками. Так и произошёл раскол в Русской Церкви.
Священноиерей Евгений Гуреев.