12 мая 2018 г. 22:14 33424 2 0 1 фото 0 видео
Евангелие и Апостол за 90 дней. День 40
Притча о злых виноградарях. Книжная миниатюра. Болгария. Тырново. Памятник: Четвероевангелие царя Иоанна Александра, 1356 г. (Add MS 39627). Местонахождение: Англия. Лондон. Британская библиотека (The British Library). Источник: ruicon.ru.

Евангелие и Апостол на русском и церковнославянском языках с тематическим делением и толкованием святых отцов:

•    Евангелие от Марка, Глава 12.
•    Послание Апостола Павла к Римляном, Глава 7.

Евангелие от Марка, Глава 12

ПРИТЧА О ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЯХ И КАМНЕ, ОТВЕРГНУТОМ СТРОИТЕЛЯМИ

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. 2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. 3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. 4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. 5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. 6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: «постыдятся сына моего». 7 Но виноградари сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше». 8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 9 Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. 10 Неужели вы не читали сего в Писании:

 

«камень, который отвергли строители, 
тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, 
и есть дивно в очах наших»?

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

ПОДАТЬ КЕСАРЮ

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. 14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? 15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. 16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. 17 Исус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

САДДУКЕИ И ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: 19 Учитель! Моисей написал нам: «если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему». 20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. 21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. 22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. 23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.

24 Исус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? 25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. 26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? 27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Исус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? 29 Исус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет. 32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; 33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. 34 Исус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

ЧЕЙ СЫН ХРИСТОС?

35 Продолжая учить в храме, Исус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давыдов? 36 Ибо сам Давыд сказал Духом Святым:

«сказал Господь Господу моему: 
седи одесную Меня, 
доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

37 Итак, сам Давыд называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ КНИЖНИКОВ

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, — 40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

ДВЕ ЛЕПТЫ ВДОВЫ

41 И сел Исус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. 42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. 43 Подозвав учеников Своих, Исус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, 44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Церковнославянский текст:

https://nashavera.com/media/uploads/2018/05/12/evangelie-ot-marka-na-cerkovnoslavyanskom-yazyke_staroobryadcheskaya-knigopechatnya_22.jpg

https://nashavera.com/media/uploads/2018/05/12/evangelie-ot-marka-na-cerkovnoslavyanskom-yazyke_staroobryadcheskaya-knigopechatnya_23.jpg

https://nashavera.com/media/uploads/2018/05/12/evangelie-ot-marka-na-cerkovnoslavyanskom-yazyke_staroobryadcheskaya-knigopechatnya_24.jpg

КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 10-12 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших (Пс. 117: 22-23) И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли

Чрез все это Господь показывает, что иудеи отвержены, а язычники приняты. «Камень» есть Сам Господь, а «строители» суть учители народа. Таким образом, Кого пренебрегли эти учители, Тот и «сделался главою угла», соделавшись Главою Церкви; ибо угол означает Церковь, которая совокупляет и соединяет всех - иудеев и язычников, подобно как и угол соединяет две стены, сводя их в себе вместе. Этот угол, то есть Церковь, «от Господа и дивен в очах наших», верных, тогда как для неверных и самые чудеса кажутся ложью. Итак, Церковь дивна, потому что она основана на чудесах «при Господнем содействии» апостолам «и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16: 20).

Блж. Августин

Ст. 17 Исус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему

Кесарю - монеты, Богу - самих себя.

Трактат на Евангелие от Иоанна.


Кесарь ищет образ свой - возвращайте! Бог ищет образ Свой - возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою. Они же не нашлись, что ответить: ведь посланы были, чтобы оклеветать Его. И ушли, говоря, что никто не смог Ему отвечать. Почему так? Потому что обломились зубы во рту их (ср. Пс. 3:7).

Толкование Псалмов.

Тертуллиан

Ст. 17 Исус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему

Господь просил показать Ему монету и спросил, кто на ней изображен. Когда же услышал, что это был кесарь, сказал: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Значит, кесарю, который изображен на монете, - монету; а Богу, образ Которого в человеке (ср. Быт. 1:26-27, 9:6, 1 Кор. 11:7), - самого себя.

Об идолопоклонстве.

Тертуллиан

Ст. 23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою

Христианам, покинувшим мир сей, в день воскресения не обещается восстановление брака: приобретя состояние и святость ангелов (ср. Мф. 22:30, Мк. 12:25, Лк. 20:36) они не будут иметь забот, происходящих от ревности плоти. Так и эта женщина, на которой друг за другом женились семь братьев, в день воскресения не пострадает ни от кого из своих мужей и ни один из них не будет ожидать ее для воссоединения.

К жене.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 28-34 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Исус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его; какая первая из всех заповедей? Исус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот, первая заповедь! (Втор. 6:4-5) Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. (Лев. 19:18). Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Исус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его

Матфей говорит, что книжник подошел (ко Христу) «искушая», а Марк замечает о нем, что он «разумно отвечал». Не противоречат ли евангелисты друг другу? Нет; сначала, вероятно, он спрашивал как человек искушающий, а потом вразумился ответом Христовым и отвечал разумно, и таким образом был похвален. Впрочем, заметь, что и похвала свидетельствует о нем, как еще о несовершенном, ибо Христос не сказал: ты находишься в самом Царствии Божием, а — только «недалеко». Для чего же законник так смело предлагает Христу свой вопрос? Он думал показать себя Христу совершенным в Законе и для того обращает к Нему такую речь, как будто бы касался только Закона. Но Господь, желая показать, что без любви, при ненависти к ближним, нет исполнения закона, отвечает на вопрос законника, что первая и большая заповедь есть — любить Бога, а вторая, подобная — любить ближнего. Почему же подобна? Потому, что они обе тесно связаны между собой. Ибо любящий Бога любит и создание Его, а ближайшее к Богу из созданий есть человек; следовательно, любящий Бога возлюбит и всех человеков. И наоборот, кто любит ближнего, тот тем более любит Бога; ибо если он любит людей, которые часто бывают виной соблазнов и ненависти, тем более любит Бога, всегда благодеющего. Услышь и Господне слово: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Видишь, что от любви к Богу зависит исполнение заповедей Его, а все заповеди Его сходятся к одному предмету — взаимной любви. И в другом месте (Господь говорит): «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Видишь ли опять, как любовью друг к другу держится и любовь ко Христу и познаются Его истинные ученики и други! Обрати внимание и на то, как Он в ответе законнику исчислил все силы души. В душе есть сила животная; на нее указывает словами: «всей душею», ибо Христос повелевает, чтоб сила раздражения и вожделения совершенно были подчинены любви к Богу. Есть и другая сила души, называемая растительной, а иначе она называется силой питания и возрастания. И эту силу должно предать вполне Богу. Есть, наконец, в душе и сила разумная, которую Закон назвал «мыслию». Итак, все силы души должны быть устремлены к любви.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 43 Подозвав учеников Своих, Исус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу

Когда приходится давать милостыню, ничего другого не требуется, как иметь надлежащий строй мыслей. Если ты говоришь, что у тебя нет денег, домов, одежд и сандалий, вспомни слова Христа, которые Он сказал о вдове (ср. Лк. 21:3-4), и перестань беспокоиться. Даже если ты очень беден и нищенствуешь, но принесешь два обола, сделаешь все, что в твоих силах, дашь хотя бы ячменную лепешку, не имея ничего другого, - ты до конца исполнишь все, что необходимо.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Блж. Августин

Ст. 43 Подозвав учеников Своих, Исус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу

Что может быть величественнее того, братья, что и Закхей войдет в Царство Небесное за половину своего состояния (ср. Лк. 19:1-10), и вдова за две лепты, и оба равно станут владеть им? Что может быть значительнее того, что одно и то же Царство для богатого измеряется сокровищами, а для бедного - сосудом холодной воды (ср. Мф. 10:42)?

Толкования Псалмов.

Послание Апостола Павла к Римляном, Глава 7

ОСВОБОЖДЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО ОТ РАБСТВА ЗАКОНУ

1 Разве вы не знаете, братия, — ибо говорю знающим закон, — что закон имеет власть над человеком, пока он жив? 2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. 3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.

4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. 5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.

ДУХОВНАЯ БРАНЬ ВЕРУЮЩЕГО

7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. 8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. 9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. 12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.

13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. 14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. 15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. 16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? 25 Благодарю Бога моего Исусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

Церковнославянский текст:

https://nashavera.com/media/uploads/2018/05/11/poslanie-apostola-pavla-k-rimlyanom-na-cerkovnoslavyanskom-yazyke_staroobryadcheskaya-knigopechatnya_7.jpg

https://nashavera.com/media/uploads/2018/05/12/poslanie-apostola-pavla-k-rimlyanom-na-cerkovnoslavyanskom-yazyke_staroobryadcheskaya-knigopechatnya_8.jpg

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)