Публикации

27 февраля 2019 г. 22:47 467 1 0 4 фото 0 видео
«Интерес к старообрядчеству у людей есть»: Интервью с Юлией Валерьевной Масловой
Юлия Валерьевна Маслова.

Интервью с нашей старообрядкой, заведующей отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве Юлией Валерьевной Масловой.

О музее, о старообрядческой выставке «Искусство благочестия», о современном благочестии.

— Юлия Валерьевна, Вы возглавляете отдел металла и камня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Для тех, кто еще не бывал в Вашем музее, объясните вкратце: в чём особенность такого музея и что означает «отдел металла и камня», ведь звучит это как-то в духе геологии, не правда ли?

Вкратце не получится (серьезно шучу). Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) сравнительно молодой, ему еще и сорока лет не исполнилось. Но это де-юре, а де-факто… Здание музея историческое. На этом месте было и имение Стрешнева, тестя царя Михаила Романова, и усадьба графа Ивана Андреевича Остермана, и «Третий Дом Советов». А вплоть до передачи исторической усадьбы музею в 1981 году ее занимали Правительство и Президиум Верховного Совета РСФСР.

Фонды музея можно сравнить с матрешкой. Вынимаешь одну, а там другая, краше прежней. Одной из самых драгоценных составляющих можно считать коллекцию Музея народного искусства (МНИ). Он был образован на базе Московского кустарного музея, созданного в 1885 г. В основу последнего вошли предметы кустарного отдела Всероссийской выставки 1882 г., купленные и переданные в дар музею его попечителем старообрядцем Сергеем Тимофеевичем Морозовым, братом Савы Морозова. В этом, на мой взгляд, главная особенность музея. Таких музеев больше нет. Предметы в наш музей передавались из Союзов художников РСФСР и СССР, Росизопропаганды, Государственного исторического музея, от дарителей и коллекционеров и других.

По поводу названия отдела была забавная история. Однажды в поликлинике медсестра, просматривая мою анкету и увидев должность «зав. отдела металла и камня», спросила: «На стройке работаете?». Самое смешное, что у меня незаконченное высшее образование строителя. Мы и впрямь строим российскую культуру, где я всего лишь «мастер бригады» из трех человек. Правда, все по-разному относятся к делу: кто-то камни возит, кто-то семью кормит, а кто-то строит дворец. Вам вот геологией от названия отдела повеяло… Мы, музейные сотрудники, глубоко копаем, – вглубь веков. А если серьезно, то отдел хранит очень разные предметы, выполненные из разнообразных видов металла: бронзы, чугуна, меди, олова, латуни и т.п. Также в отделе хранятся предметы из камня: агальматолита, малахита, мрамора, сердолика, яшмы, янтаря и даже белого камня. Нередко музейные предметы состоят одновременно из металла и камня. Например, письменные приборы, подсвечники. Мы храним самовары и кабинетную скульптуру, валдайские колокольчики и осветительные приборы, расписные подносы Жостова и Нижнего Тагила, анималистику, старообрядческие меднолитые иконы. Есть даже немного археологических предметов из бронзы XI-XIII вв.

— Год назад Вы сформировали тематическую выставку «Искусство благочестия», которая была явно связана с наследием старообрядчества. Правильно ли я понимаю, что в этом проекте соединились Ваши вера и профессиональные наработки за многие годы? И каков результат выставки?

— Тоже коротко не получится. Этот проект, действительно, был посвящен истории и культуре старообрядчества. Шла я к нему всю предыдущую профессиональную жизнь. Сделать выставку о старообрядчестве мечтала еще со студенческих лет. В 2001 году защитила дипломную работу, которая так и называлась «Старообрядчество в истории России». Пятерку получила. Диплом фактически был о старообрядческой книжности и периодике. Этого добра было вдоволь в Государственной исторической библиотеке, куда мы ходили конспектировать работы при подготовке к источниковедению. Только через 17 лет мне представилась возможность сделать выставку, позволяющую посмотреть на старообрядчество в трехмерном пространстве «вера — человек — предмет».

Знание старообрядчества изнутри, а не со стороны, помогло прийти к научному открытию. Работая в отделе печатных источников и изобразительных материалов музея в качестве хранителя, я наткнулась на папку с фамилией «Большаков». Фамилия мне показалась знакомой. Через два года, создавая проект «Искусство благочестия», вернулась к этой папке. Таким образом было вызвано из исторического небытия имя старообрядца, антиквара и ученого – Николая Сергеевича Большакова, внука знаменитого на всю Россию библиофила и книготорговца Тихона Федоровича Большакова. Николай был сотрудником Научного института художественной промышленности (НИИХП), закрытого в 1992 г. Фонды института тоже попали в ВМДПНИ. После выставки мной были сделаны доклады на конференциях и о Н. С. Большакове, и о старообрядцах Алтая, точнее, о тех материалах, которые создали в ходе экспедиций на Алтай сотрудники НИИХП в 1950-х гг. и которые мы впервые показали на выставке.


Афиша выставки.

Есть один неожиданный результат выставочного проекта. У нас параллельно шел «Загадочный Иран: прогулка в сады воображения». Иранский художник-миниатюрист и каллиграф Хосейн Новрузи зашел на «Искусство благочестия», увидел, видимо, копии иллюстраций поморских рукописей, сделанные художниками НИИХП под руководством Н. С. Большакова. Он оставил автограф в виде петуха в книге отзывов, передав привет через века от мусульманского искусства современной миниатюры древлеправославному искусству книги. Язык культуры — наднационален.

— Эту выставку удалось показать не только в столичном Музее, но и в Егорьевске. Почему именно там? И живы ли в этом городе традиции старообрядчества?

— Изначально выставка проектировалась для Егорьевска. С Егорьевским историко-художественным музеем наш музей связывает многолетнее сотрудничество. Я сама предложила им сделать выставку, тем более, что Егорьевск является неким центром старообрядческой подмосковной Палестины. В фондах наших коллег тоже были интересные предметы, например, старообрядческие рисованные лубки, певческие книги со знаменитым гуслицким орнаментом. Совместная работа получилась интересной. Настолько, что егорьевцы еще захотели сотрудничать, сделать расширенную выставку о старообрядчестве, благо дело, что у них есть что показать, да и у нас фонды далеко не исчерпаны.


Экспонат выставки: старообрядческий лубок «Церковь и Ноев ковчег».

А в Москве выставка получилась случайно: сорвался какой-то выставочный проект, и чтобы не пустовал музейный зал, предложили сразу после демонтажа в Егорьевске сделать подобный проект в ВМДПНИ. К сожалению, егорьевцы за два-три дня не успели бы получить разрешение от Минкультуры на вывоз предметов, поэтому пришлось в пожарном порядке добирать экспонаты в фондах родного музея. Это позволило сделать немного другой проект с тем же названием, но с другим составом экспонатов. Так появились алтайские материалы НИИХП, так появились вещи отца Алексея Лопатина, который позволил мне еще и документами из личной коллекции воспользоваться для выставки и научного доклада о Н. С. Большакове.


Экспонат выставки: старообрядческая икона «Деисус соловецкий с припадающими святыми Зосимой и Саватием Соловецкими». 19 век.

О традициях старообрядчества в Егорьевске. За два ударных дня монтажа выставки сделать мониторинг ситуации трудно. Скажу лишь о том, что бросилось в глаза. В Егорьевске был эпизод в автобусе: водитель подождал бегущую пассажирку и услышал от нее не «спасибо», а «спаси Христос». И еще одно косвенное свидетельство христианского фундамента егорьевцев.  После монтажа надо было где-то поужинать. Был пост, не хотелось нарушать. Пришла в местную дешевую столовую, спрашиваю: «Девочки, вы до которого часа работаете?» Они: «До пяти». «Ой, — говорю, — не успею». «А что такое?». Я рассказала про работу до шести, про срочность. «Мы Вас подождем. Скажите, что будете кушать, отложим и подождем». Как подождем? Где в Москве могли бы меня подождать после работы? Девушка из столовой предложила взять выпечку. Спрашиваю: «А она постная?». «Да, постная, но такая вкусная, прямо в грехе себя чувствую, когда съем».

— Имеет ли смысл показывать эту выставку в других городах России? Возможно ли это организационно-административно и финансово? Будет ли интерес у публики?

— И в Егорьевском, и в нашем музее есть экспонаты, которые можно и нужно показывать, и которые не попали на прошедшую выставку. У меня был даже задуман некий «Венок протопопу Аввакуму» — выставка внутри выставки. Хотелось привлечь к сотрудничеству Музейно-библиотечно-архивный отдел митрополии РПСЦ. Но… наш музей не захотел в Москве делать еще один проект о старообрядчестве. В принципе, подобную выставку может принять любой государственный музей или галерея. Конечно, нужны средства, ведь выездная выставка — это перевоз экспонатов, страховка, витрины. Многие прибегают к помощи спонсоров музея (постоянных или временных).

Выставка в Москве показала, что интерес к старообрядчеству у людей есть. Если написать грамотный этикетаж и сопроводительные тексты, на простом языке объясняющие историю и культуру старообрядчества, то проект становится не просто выставочным, а образовательным и, не побоюсь этого слова, миссионерским, несущим людям весть об их исторических и культурных корнях, об их предках не только по плоти, но и духовных предках. А духовное родство выше родства по крови. Тем более, что старообрядцы были почти везде: на Русском Севере, в Поволжье, на Алтае, в Сибири. Про зарубежных староверов я уже и не говорю.

— Ушли ли в прошлое, канули ли в Лету те искусства и то благочестие, которые зафиксированы в памятниках выставки «Искусство благочестия»? Иначе говоря: мы в 21 веке смотрим на это отчуждённо, как некие инопланетяне, — или всё-таки в нас живут те традиции?

— Ушло ли благочестие? То благочестие, которое было присуще нашим духовным предкам, пожалуй, ушло. Изменилось время. Теперь для христиан среда обитания, по-моему, стала еще агрессивней, чем во времена гонений. Поэтому те усилия, которые прикладывают нынешние христиане-староверы, наверное, можно считать благочестием.

Кануло ли в Лету искусство? Иконы до сих пор льются и пишутся, правда, почти ушло из практики искусство переписывания книг. Еще Н. С. Большаков сетовал, что не было создано гуслицких артелей наподобие палехских или мстерских, появившихся в 1920-30-е гг. Однако на смену искусствам идет наука. Раньше писали иконы, переписывали книги, но не рефлексировали по поводу их создания. Теперь защищаются диссертации, пишутся докторские. Есть, конечно, и среди ученых «инопланетяне», которые пишут о старообрядчестве так, что невольно думаешь — «откуда вас принесло?» Но даже если ты не родился в староверии, а пришел к вере, то в процессе воцерковления старая вера, ее религиозная культура становится родной, неотъемлемой частью жизни. Во всяком случае, я верю в то, что Церковь врата ада не одолеют. А что такое «Церковь», как не мы с вами?

 
Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)
Темы публикаций

Стихи Татьяны Феофановой: о церковной службе, о семье, о любви

Притча о гневе

Можно ли христианину пить алкоголь?

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 2 (вопросы 16-30)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Ответы святых отцов Церкви на вопросы мирян. Часть 1 (вопросы 1-15)

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Древний патерик. Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве. Часть 1

Семья как сверхценность. Научная статья И. А. Седаковой об отношении старообрядцев к семье. Избранное

Рисованный лубок старообрядцев "О добрых друзех дванадесятех"

Супруга о. Иоанна Кайрова из с. Глазово под Серпуховом получила орден «Материнская слава» за 10 детей!

Антихрист. Знамения, предваряющие Второе Христово пришествие

Лестовка — «от земли на небо»: устройство, символическое значение, использование

Отношение христианина к людям других вероисповеданий

Впервые в Пакистане издан Православный календарь на языке урду

Мальцевские чтения в Балаково – «атомная энергия старообрядчества»

Поможем создать общину в столице Белоруссии

Своего епископа вновь обрела Самарская и Саратовская епархия, а возрождённый мужской монастырь в Черемшане – нового настоятеля

Под знаком древлеправославия: итоги Пятых Мальцевских краеведческих чтений

Приветствие митрополита Корнилия участникам Пятых Мальцевских краеведческих чтений

Программа крестного хода Верея-Боровск 2018

О старообрядчестве и его вкладе в развитие России и Поволжья расскажут на краеведческих Чтениях в Балакове

Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018

В Николо-Улейминском женском монастыре освящен придел во имя пророка Илии

Старообрядческие центры Балаково и Боровска восстанавливают связи

На старообрядческом храме в Балакове воздвигнут купол с крестом

В Балакове открылась старообрядческая выставка «Черемшан. Возвращение»

Приглашаем помолиться 24 декабря благодарственный молебен в честь возвращения Покрово-Успенского храма в Малом Гавриковом переулке нашей Церкви!

Старообрядцы Симферополя 4 декабря впервые отметили престольный праздник в освященном недавно храме Введения в церковь Пресвятыя Богородицы

Приглашаем к участию в Научно-практическом семинаре «Старообрядчество: история, культура и современность» в МСДУ на Рогожском

«Самое главное – какими вы станете христианами». В Казани прошла молодежная конференция

На Рогожском открывается курс огласительных бесед для готовящихся ко святому крещению: приглашаем всех желающих!

В Уфе начинается строительство старообрядческого храма

Постановления Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (Москва, 17–19 октября 2017 г.)

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2017 года

Древлеправославная архиепископия: историческая справка

Просветительский отдел сообщает об официальном открытии церковного сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви nashavera.com

Пресс-релиз: 1 октября пройдет торжественная церемония открытия III Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова

В старинном селе Лопатищи воздвигли часовню в честь святого священномученика протопопа Аввакума

Приглашение на Шамарский крестный ход

«Мы — русские, какой восторг!»: митрополит Корнилий выступил на конференции фонда «Русский мир»

«Интерес к старообрядчеству у людей есть»: Интервью с Юлией Валерьевной Масловой

Интервью митрополита Корнилия для информационного агентства URA.RU 18 августа 2018 г.

Интервью митрополита Корнилия телеканалу "Орехово-Зуево ТВ"

Правота старообрядчества

Беседа со священником о. Иоанном Курбацким на тему «Основы христианской жизни»

НОВОЕ ВИДЕО: Интервью с потомственным резчиком по дереву Валерием Сборновым

НОВОЕ ВИДЕО: Краткое руководство к христианской жизни

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с протоиереем Евгением Чуниным на тему «Основы христианской жизни»

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с преосвященным епископом Томским РПСЦ Григорием (Коробейниковым)

НОВОЕ ВИДЕО: Беседа с преосвященным епископом Казахстанским РПСЦ Савой (Чаловским)

Интервью митрополита Корнилия газете «Коммерсантъ» о нашей Церкви сегодня

Интервью митрополита Корнилия aif.ru

Православный старообрядческий гуманитарный институт им. протопопа Аввакума. Намечен прорыв в организации образования в РПСЦ?

Зачем нужна Международная ассоциация ревнителей древлего православия

НОВОЕ ВИДЕО: Доклад Сергея Владимировича Маркуса (РПСЦ) на Всемирном старообрядческом форуме 2 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Доклад иерея Михаила Родина (РПСЦ, Балаково) на Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Выступление иерея Кирила Шахзада (РПСЦ, Пакистан) на Всемирном старообрядческом форуме 1-2 октября 2018 г.

НОВОЕ ВИДЕО: Выступление митрополита Корнилия на Всемирном старообрядческом форуме 1 октября 2018 г.

Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018

Впервые в России старообрядческое богослужение прошло не на церковнославянском языке, а на староанглийском

Экспедиция Института Африки РАН побывала в трех старообрядческих общинах Африки

Миссия РПСЦ в Пакистане

Президент России Владимир Путин впервые посетил Рогожский духовный центр

Фоторепортаж Владимира Саяпина: В Неделю святых Жен-мироносиц по традиции собрались русские люди в Рогожском поселке Москвы

Дети России – детям Пакистана

Материалы конференции «Дети в Церкви. Вопросы организации воскресных школ и детских лагерей»

Притчи-сказки и диалог как способ донесения до детей знаний о Боге: из преподавательского опыта Людмилы Киселевой

Воскресная школа Тольятти

Преосвященный епископ Киевский и всея Украины Никодим (Ковалев) делится своими мыслями об устройстве детской воскресной школы

Из опыта организации детского садика при храме Рожества Пресвятыя Богородицы и межсезонного лагеря «Никольское подворье» в Академгородке г. Новосибирска

Предложение по объединению воскресных школ РПСЦ от Анастасии Степановой (г. Москва, Рогожская община)

Детская воскресная школа при храме во имя Покрова Пресвятыя Богородицы г. Ижевска: опыт работы

Христианская просветительская деятельность в г. Томске: воскресная школа и детский христианский лагерь «Сибирский Радонеж»

Запечатанные алтари на Рогожском — трагедия 19 века

Сможем ли возродить былую славу Иргиза?

350 лет начала Соловецкого сидения

НОВОЕ ВИДЕО: Лекция на тему «Раскол Русской Церкви середины XVII века: Предпосылки и проведение реформы. Идеология и деятели раннего раскола»

Cерия новых публикаций о жертвах репрессий на официальном сайте митрополии rpsc.ru

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований на Книги Притчей и Премудрости Соломона] + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 5 + СЛОВАРЬ

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 4

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 3

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 2

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Из «Книги толкований» святаго протопопа Аввакума. [Из толкований псалмов]. Часть 1

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа десятая [Беседа о наятых делателях]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа девятая [Толкование на 87-88 зачало Послания an. Павла к римлянам и 23 зачало Евангелия от Иоанна]*

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа восьмая [Об Аврааме]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа пятая [О внешней мудрости]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа четвертая [Об иконном писании]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа третья [Об иноческом чине]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа вторая [Об образе креста Христова]

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед» святаго протопопа Аввакума. Беседа первая «Повесть о страдавших в России за древлецерковная благочестная предания»

ЧТЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: «Книга бесед»[1] святаго протопопа Аввакума. Введение

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 42

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 41

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 40

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 39

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 38

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 37

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 36

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 35

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 34

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 33

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 32

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 31

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 30

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 29

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 28

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 27

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 26

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 25

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 24

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 23

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 22

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 21

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 20

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 19

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 18

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 17

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 16

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 15

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 14

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 13

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 12

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 11

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 10

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 9

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 8

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 7

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 6

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 5

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 4

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 3

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 2

Евангелие и Апостол за 90 дней. День 1

Календарь на сегодня

Цитаты о вере

«Тела многих святых сохраняются нетленными: это символ того будущего нетления, какое получает тело, здесь подчинившее себя духу и законам его».

Еп. Михаил (Семенов), Собрание сочинений: Т. 3, С. 39.

Поучение дня
Видеопроповедь дня
Последние публикации
Открытые лекции
Наши авторы
Наша группа ВКонтакте
БЛИЖАЙШИЕ ОТКРЫТЫЕ ЛЕКЦИИ
СМОТРЕТЬ ВСЕ ЛЕКЦИИ