- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Испокон веков людей чрезвычайно волновал этот вопрос, о котором А. С. Пушкин поэтически сказал: «И гроба тайны роковые…».
«Земля ты, и в землю возвратишься». Эти Божии слова, сказанные падшему грехом Адаму, предопределили смертность всех «сущих из Адама». Смерть телесная есть временной рубеж, та черта, к которой мы должны подойти готовыми для перехода в вечную жизнь, если не хотим её (вечной жизни) лишиться. Смерть, которую мы видим вокруг себя в земном мире, — предупреждение для нас, напоминание об ответственности за всё, что мы здесь делаем, говорим и помышляем дурного, о необходимости очищения души от всякой скверны, ибо ничто нечистое не может войти в Небесное Царство.
Нам, находящимся в теле, на земле, трудно себе представить иной мир — мир духовный, ибо в нашем земном опыте нет ничего тождественного тому, что находится «по ту сторону». Мы можем лишь в некотором приближении, «как через мутное стекло» (св. апостол Павел), мысленным взором коснуться чего-то из духовного мира, благодаря писаниям древних святых, кому были приоткрыты эти тайны.
Попробуем краткими словами передать известное нам от святых. Смерть телесная есть разлучение души с телом. Тело разлагается в этом материальном мире, душа же остаётся неразрушаемой в мире духовном. Если человек жил вне Церкви Христовой, то есть не был крещён либо был крещён, но жил как попало, без покаяния, без церковных таинств, в смертных нераскаянных грехах, то после смерти душу захватывают бесы и уносят во адскую пропасть, где томятся в предчувствии вечных мук другие подобные души.
Они ещё не мучатся чувственно (телесно), поскольку отделены от своих тел, а после воскресения мёртвых и воссоединения душ с их телами нераскаянные грешники будут ввергнуты в «озеро огненное» (Апокалипсис), или «геенну огненную» (Евангелие), где будет «плач и скрежет зубов», «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9, 48).
Если же человек был крещён и жил по-христиански, исповедуясь в грехах и причащаясь Тела и Крови Христовых, то после смерти душу подхватывают два Ангела Божиих, посланных Богом за нею: Ангел-Хранитель и ещё один Ангел, сопровождающий души умерших (его иногда называют Грозным). Они возносят душу на Небо через воздух (земную атмосферу). Приходят и бесы и стараются обвинить душу в различных грехах, чтобы Ангелы отдали её в руки демонов. Святым отцам было открыто, что на пути души к Небу находятся два десятка «воздушных мытарств» — неких препятствий, на которых бесы предъявляют записанные ими грехи человека, чтобы обвинить его и объявить, что он принадлежит их власти и должен пойти во ад. Надо тут заметить, что за каждым христианином после крещения ходит невидимый демон, подстрекающий его мысленными внушениями ко грехам и записывающий каждый совершённый им грех. Если же человек исповедуется в таинстве Покаяния перед священником и несёт за свои грехи епитимию (духовное наказание), то исповеданные грехи стираются из списков Божией силой, так что на мытарствах они не могут быть предъявлены.
Ангелы, в противовес бесовским обвинениям, предъявляют добрые дела человека, а также молитвы, которые возносят за умершего люди, живущие на земле: священники, родственники и другие христиане. И как бы на неких духовных весах взвешиваются грехи и добродетели и молитвы, и если перевесят грехи — Ангелы выпускают из рук душу, и демоны хватают её с жадностью и уносят в преисподнюю, Ангелы же плачут. Если же перевесят добродетели и молитвы, бесы, постыжённые, умолкают, а Ангелы несут душу выше, до следующего мытарства.
Каждое из мытарств имеет свою, так сказать, «специализацию», то есть на нём испытываются грехи определённого рода. В «Поучении святого Кири́ла Филосо́фа об исходе души от тела и о мытарствах» читаем такое перечисление:
Если душа добродетельна и богобоязненна, она проходит через мытарства и страхом, который испытывает на них, и Божией благодатью, посылаемой ради молитв за неё земных людей, особенно же за совершаемые за неё бескровные жертвы (поминовения на литургиях), очищается от оставшихся мелких её грехов, и вводят Ангелы ту душу во врата Царства Небесного, где её с радостью встречают небесные Ангелы и души праведников. И приводится душа на поклонение к Престолу Божию, и Христос милостиво встречает её и повелевает показать ей обители, приготовленные для праведников, чтобы они вселились туда после Страшного Суда, а затем — места мучительные, приготовленные для грешников. И всё это осматривает душа до сорокового дня после смерти. На сороковой же день вновь приводится душа к Престолу Божию, и Христос определяет ей покойное место, в котором она будет находиться до Воскресения мертвых.
Итак, постараемся жить по Божиим заповедям, в деятельной любви к Богу и людям, в покаянии, не отлучаясь от Божиих храмов и церковных таинств, причащаясь Телу и Крови Христовых, попаляющих наши грехи и скверны, чтобы нам неосужденно предстать пред престолом Вышнего. А за умерших христиан будем молиться и дома, и в церкви поминать их на литургиях и панихидах, чтобы и им, и нам сподобиться Царства Небесного со всеми святыми, угодившими Богу от создания мира.
Священнопротоиерей Вадим Коровин.