Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Соблюдение постов научает христианина одной из добродетелей, а именно — воздержанию. Постились праведники и пророки ветхозаветных времён. Постился и Сам Господь, дав нам пример воздержания.
Требование о соблюдении христианами Великого поста и однодневных постов мы видим уже в Апостольских правилах: правило 69-е святых апостолов повелевает извергать епископов, священников и прочих клириков, если они не постятся в Великий пост и по средам и пятницам, а мирян за то же деяние отлучает от Церкви.
Пост также есть составная часть покаяния человека, его соблюдение заповедано нам ради прощения грехов, для подготовки ко святому Причащению Тела и Крови Христовых.
Маленькие дети, как известно, ещё не несут ответственности за свои грехи, потому и причащаются Святых Таин без исповеди. Потому и пост, казалось бы, для них излишен, но это только на первый взгляд. Детям необходимо готовиться к будущей взрослой христианской жизни, которая немыслима без соблюдения общепринятых постов.
В правилах Кормчей книги мы не находим конкретных указаний о том, с какого возраста ребенку следует обязательно соблюдать церковные посты, но в церковном документе тысячелетней давности «Заповеди (Киевского) митрополита Георгия» говорится, что младенец «два говения», то есть два Великих поста, сосёт грудь, а на третий Пост должен уже питаться вместе со всеми, постной пищей.
В наше время, когда по тем или иным причинам у матерей рано развивается нехватка грудного молока, детей выкармливают либо коровьим (или козьим) молоком, либо специальными молочными детскими смесями. Думаю, что и к этому кормлению из бутылочки можно подходить с теми же рекомендациями, что и относительно кормления грудью.
Младенец не имеет больших грехов, потому пост ему нужен преимущественно не для борьбы со страстями, а для привыкания к христианскому образу жизни — для того чтобы в будущем ему не пришлось с великим трудом приучать себя к соблюдению церковных постов.
Исходя из этого в нашей многодетной семье мы положили за правило: ребёнок вскармливается грудью до тех пор, пока её сосёт, а прикармливаем его той же пищей, которую едят все остальные домочадцы, то есть в посты — постной, в скоромные дни — скоромной. Если молока грудного кому-то из младенцев не хватало (либо была аллергия на него), то из бутылочки мы кормили его коровьим или козьим молоком (или простоквашей, при дисбактериозе), а прочий прикорм был в посты постный. Таким образом наши дети и получали все необходимые питательные вещества из грудного молока или его заменителей, и в то же время приучались к постной пище в постные дни. Вырастая и отказываясь от груди (бутылочки), они безболезненно переходили на общесемейную пищу, поскольку уже были приучены к ней.
При этом, конечно, в первые дни Великого поста, когда по строгим уставам положено полное воздержание от пищи и питья, для детей (лет до десяти) мы даём послабление, разрешая им вкушать неподогретую постную пищу (без масла) и пить воду. В «Уставе о христианском житии» разрешено малым детям, ослабленным больным и старикам в первый день Великого поста вкушать хлеб и воду, а преподобный Феодор Студит и всем инокам своего монастыря это разрешал, но в небольшом количестве, с воздержанием, по свидетельству Триоди Постной.
Священнопротоиерей Вадим Коровин.