- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Русская средневековая концепция имела несколько другую, более полную, форму. Кратко её смысл можно изложить так: первый Рим — православное царство — пал ересью, второй Рим (Константинополь) пал под завоеванием турок, теперь последнее православное царство — Москва, «Третий Рим». Если же и Москва падёт, то «четвёртого Рима» уже никогда не будет. Таким образом, русское царство несёт величайшую ответственность за сохранение истинной веры в падшем мире, а если оно впадёт в ересь или будет завоёвано иноверцами, это станет вселенской духовной катастрофой, преддверием прихода антихриста.
Эта концепция никак не говорит о том, что русские «лучше всех в мире», в ней не содержится никакого «русского шовинизма». Она возлагает на русских православных людей бремя ответственности за сохранение чистоты веры на земле, что можно уподобить сказанному в Апокалипсисе святого апостола Иоанна Богослова:
Именно так, духовно («то, что имеете, держите, пока Я приду» — Откр. 2, 25), наши православные предки понимали до никоновского Раскола слова «Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать». Но такое понимание этой концепции в середине XVII века правящие в России круги заменили другою, чисто земной, трактовкой. Начали проводить линию на создание огромной Восточной империи под скипетром русского царя, который объединил бы под своею властью греков, сербов, болгар (которых надо было отвоевать у Османской империи) и иные православные народы. Идея поставить «крест над святой Софией Константинопольской» на столетия овладела умами наших светских правителей. Ради достижения этого миража они оказались готовы принести в жертву чистоту православной веры, то есть разрушить духовный «Третий Рим» ради построения его чисто земной подделки, ведь чистота православия была уже оставлена теми народами, которых хотели присоединять. Хотели свою поместную Церковь реформировать по примеру прочих народов, чтобы безболезненно их присоединить к новой империи и русской Церкви.
Собственно, это и есть скрытая, но самая важная причина церковной реформы XVII века, которая закончилась полным фиаско реформаторов. Они не только не смогли освободить от турок и присоединить к России вышеуказанные народы, но и в богослужении единообразия с ними так и не добились. Зато своих христиан, верных древнему Церковному Преданию, казнили, мучили, гнали, ссылали, томили в заточении.
Однако Православная Старообрядческая Церковь, вопреки всем гонениям и невзгодам, выстояла в этом испытании. Она и есть до сих пор духовное продолжение разрушенного в середине XVII века «Третьего Рима» — не земное человеческое царство, а как бы посольство Царства Божьего на земле. И двери этого духовного посольства всегда открыты для всех ищущих Истины и Спасения, независимо от их расовой или этнической принадлежности.
Священнопротоиерей Вадим Коровин.