- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Воздержание, действительно, является одной из важнейших добродетелей христианской жизни. Этой добродетелью отличались ещё ветхозаветные пророки, её Своею жизнью явил Сам Господь наш Исус Христос. Святой апостол Павел в послании к Галатам упоминает воздержание среди духовных плодов, то есть добродетелей человека (Гал., зач. 213).
Само слово «воздержание» свидетельствует о своём значении — это удерживание самого себя, как бы некой уздою, от каких-либо действий, слов, помыслов и желаний, как от греховных (плотских страстей, блуда и т. п.), так и от неумеренности в безгрешных «радостях жизни» (например, от объедения), а порою (в качестве особенной аскезы) даже и от умеренных (например, воздержание от пищи и супружеских отношений во время поста).
Добровольное самоограничение, чем и является воздержание, есть постоянный спутник христианина в его земной жизни, без него невозможно исполнять Божии заповеди. В самом деле, что такое известные десять заповедей, данные народу израильскому через Моисея, если не заповеди воздерживаться от всякого зла?
Надо подчеркнуть, что Господу угодно именно добровольное воздержание, а не по принуждению. Вспомним, например, что святой апостол Павел заповедует о воздержании супругов от брачного ложа:
Ибо «жена не владеет своим телом, но муж; также и муж не владеет своим телом, но жена» (там же, чуть выше). Заметим, что некоторые последнюю фразу, вырвав из контекста, используют как оправдание своей невоздержанности, принуждая супруга или супругу против его (её) воли к совокуплению вместо поста и молитвы; во избежание такого превратного понимания апостол и добавил слова «только по согласию».
В наше время, как и в любой другой период истории, человек имеет все возможности для того, чтобы «уклоняться от зла и творить добро» (Пс. 33, 15). Для этого нужно читать Святое Писание и труды святых отцов, чтобы знать, что такое грех и добродетель. Также нужно вести постоянную духовную брань против диавола, то есть молитвой прогонять греховные помыслы, не допуская уму на них задерживаться. Надо приучать себя к самоограничению, лечить свои старые грехи противоположными добродетелями (о чём и говорит вышеприведённая фраза из псалма): кто прежде присваивал чужое, пусть раздаёт нуждающимся своё; кто блудил, пусть живёт целомудренно и т.п. И во всех удовольствиях, даже безгрешных, надо, внимая себе, соблюдать меру.
Священнопротоиерей Вадим Коровин.