- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Десятина — это десятая часть от всего дохода, которую каждый христианин жертвует Богу. Десятина является установлением Господним и была обязательна для каждого иудея.
Она предназначалась на содержание ветхозаветного священства и храма. Ветхозаветные иудеи платили не только десятину, а дополнительно жертвовали ещё и на помощь бедным. Вдобавок многие давали особые обеты и, следовательно, в совокупности жертвовали до трёх десятин от своего дохода.
После Своего прихода на землю Христос десятину не отменял.
Некоторые ветхозаветные заповеди Христос, наоборот, усилил: например, запретил не только убивать, но и гневаться на брата своего, запретил разводиться и смотреть на женщину с вожделением и т. д. Когда Христос обличает фарисеев, то говорит им:
Он укоряет их за то, что они исполняли заповеди лишь формально, слепо, не замечая того, для чего заповеди были нужны. Десятину Он не отменяет, а, наоборот, говорит, что «сие надлежало делать».
Если Ветхий Завет регламентировал земную жизнь, то с приходом Нового Завета человек призывается к вечной небесной жизни. Но это не значит, что всё земное становится ненужным. Человек по-прежнему нуждается в одежде и пропитании.
Теперь во главу угла ставится не Закон, а любовь. Христианам стали не нужны строгие регламентации, кому и сколько жертвовать. Каждый призывается к тому, чтобы любить ближнего, как самого себя. Поэтому, «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20). А книжники и фарисеи, напоминаю, жертвовали порой гораздо больше одной десятины. Христианские храмы и духовенство нуждаются в содержании, а кто их будет содержать, если не сама христианская община? Поэтому десятину должен отдавать каждый христианин. Священник и епископ тоже жертвуют десятую часть от своего дохода, как было в ветхозаветные времена (Числ. 18, 26).
В разных общинах существуют разные традиции жертвования десятины. Где-то висит специальный ящик для таких сборов, куда можно анонимно опустить нужную сумму. В других же общинах, особенно небольших, часто десятину отдают в руки священнику или специально предназначенному для этого сбора человеку под роспись, чтобы знать, кто материально участвует в жизни общины.
Можно ли считать десятиной милостыню, данную не на храм? Если исходить из текста Священного Писания, то нет, нельзя. Милостыня — это отдельная добродетель, а десятина — обязанность каждого христианина. Если кто-то не может пожертвовать на храм десятую часть своего дохода, то можно пожертвовать свои силы и умения: помогать в уборке и украшении храма и территории и т. д., можно узнать у настоятеля, какие посильные для вас труды будут полезны для храма.
Что будет, если каждый будет отдавать меньше, чем десятую часть? На эти пожертвования в том числе живет священник каждого храма и его семья, которая тоже трудится в храме. Если священник не сможет прожить на пожертвования общины, он вынужден будет где-то зарабатывать деньги, тем самым отвлекаясь от основного служения и уделяя меньше внимания нуждам своих прихожан.
То, что человек от души пожертвовал Богу, не делает человека беднее, а щедро возвращается от Бога, нужно только замечать благодеяния Божии и быть Ему благодарным.
Священноиерей Евгений Гуреев.