8 августа 2024 г. 16:00 197 0 0 1 фото 0 видео
Что должен сделать христианин, если его близкий человек тяжело болеет и близок к смерти?
Тело Христово приимите. Хранители. Фотовыставка Кировской старообрядческой общины. Фотограф: Сергей Тригубенко. Источник: photo.rpsc.ru
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

Земная жизнь дана нам для подготовки к жизни вечной, чтобы научиться любить Бога и ближнего. Христианин должен и жить, и умирать «во славу Божию», по словам святого апостола Павла (Рим. 14, 8). И до конца своих дней христианин должен быть в единстве со Христом, то есть не только быть «хорошим человеком», но и молиться, каяться в грехах своих, причащаться Тела и Крови Христовых «во оставление грехов и жизнь вечную».

Святые отцы наставляют нас, что ни один христианин не должен отойти из этой жизни без покаяния и причастия. Даже те, кто находятся в отлучении от причастия за какие-либо грехи, на смертном одре обязательно должны получить разрешение от грехов и причаститься Святых Таин, что будет залогом спасения их душ. Это же неоднократно говорится и в канонических правилах Церкви (13-е правило Первого Вселенского Собора и др.).

Поэтому очень важно, чтобы христианин во время болезни призывал духовного отца, а при его отсутствии — иного священника  Русской Православной Старообрядческой Церкви для совершения святых таинств.

Покаяние очищает душу от греха, причащение Тела и Крови Христовых завершает таинство покаяния, попаляет грехи и соединяет человека с Самим Богом. Если человек умирает после недавних исповеди и причащения, его душе становится намного легче пройти испытания в грехах на «воздушных мытарствах», если только исповедь была искренняя.

Однако мы имеем и множество забытых грехов, в которых по этой причине невозможно принести покаяние. Поэтому Господь установил ещё одно важное таинство для больных христиан — елеосвящение (маслопомазание), которое ещё называют соборованием. При этом таинстве над больным молятся и помазывают его освящённым елеем (оливковым маслом) семь священников (по возможности, достаточно и меньшего количества, в крайнем случае двух или даже одного). Священники в молитвах испрашивают у Бога прощение всех грехов больного, в том числе забытых и неизвестных, после чего ему преподаётся причастие Тела и Крови Христовых. Бывают случаи, когда после соборования «безнадёжные» больные даже исцеляются. Это, конечно происходит не всегда, по неисповедимому промыслу Божию, но практически всегда у больных после соборования наступает облегчение их страданий. Поэтому желательно, чтобы над каждым больным (а тем более близким к смерти) было совершено соборование.

Если больной находится в больнице, даже и в реанимационном отделении, нужно пригласить священника в больницу, чтобы он совершил над ним святые таинства. В том случае, если больной в тяжёлом состоянии и может умереть, нужно немедленно призывать священника, в любое время суток. Даже если тяжелобольной поел, святые правила позволяют ему принять Святое Причастие, дабы он не отошёл из этого мира без этого великого напутствия. Промедление в этом деле буквально «смерти подобно»: если человек умрёт без исповеди и причастия, тем более если много лет не бывал на исповеди и не причащался, он может погибнуть навечно. И если родственники не хотят призвать священника к умирающему, они смертно согрешают и тем самым могут погубить свои души.

Напомним, что каждый христианин во время церковных постов должен стараться побывать на исповеди и причаститься Тела и Крови Христовых, а если нет такой возможности, то хотя бы один раз в год. Так и к больным и престарелым, которые не могут посещать церковь, но находятся постоянно дома либо в лечебном учреждении, родственники должны регулярно призывать священника, желательно во время постов, а в случае ухудшения состояния — немедленно. Даже если больной уже впал в кому и лежит, казалось бы, без сознания, священника обязательно надо к нему призывать. Много бывает случаев, когда больные выходят из комы в течение нескольких часов после причащения, выписываются из больниц и потом живут ещё долгие годы. Только в том случае, если до комы человек открыто выступал против Бога и веры, категорически не хотел исповедоваться, его нельзя причащать в коме. Если же он Бога признавал, но исповедь откладывал «на потом», не отвергая её как таковую, священник должен совершить чин так называемой «глухой исповеди» и причастить больного, в надежде на Божие милосердие.

Важно, чтобы священник застал больного ещё живым: когда человек умрёт, исповедание во грехах, соборование и причащение уже невозможны, — и это страшная духовная трагедия.

Священнопротоиерей Вадим Коровин.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)