Строго говоря, есть в церковных правилах запреты на то, чтобы есть в корчемницах. Однако нужно понимать, что корчемницы в античные времена, когда составлялись эти правила, представляли собой не просто «места общепита»: в них собирались разные сомнительные личности и совершали неблаговидные поступки. Для священников есть строгий запрет есть в корчемницах за исключением случаев, когда священник находится в пути.
В настоящее время существуют разнообразные заведения: одни из них предлагают возможность перекусить или купить готовую еду навынос, другие специализируются на напитках, третьи предлагают комплексные обеды, какие-то можно арендовать для проведения мероприятия. И сервис в этих заведениях соответствующий. За ресторанами закрепилась дурная слава злачных мест, где гуляют, развлекаются, танцуют и проч. Очевидно, что такого нельзя сказать о какой-нибудь блинной или чебуречной. Так что очевидно, что верующим желательно избегать скандальных заведений, специализирующихся на разгуле. Однако при необходимости перекусить в кафе, съесть что-то соответствующее уставу о пище в столовой не будет грехом. Нередко в скромных заведениях накрывают стол для массовых церковных обедов, например, после престольного праздника или освящения храма, а также проводят поминки.
Что касается молитвы перед едой и после еды, то каждый должен поступать по своей вере и исходя из обстановки. Например, на территории компактного проживания людей, исповедующих ислам, или в стране, где ислам является государственной религией, а проповедь христиан ограничена (например, в Пакистане), молитва в кафе полным чином перед обедом и после обеда может вызвать конфликт на религиозной почве. При этом стоит перекреститься перед приёмом пищи даже в таких обстоятельствах. Это не будет публичным богослужением, но выразит благодарность Господу за пищу и послужит исповеданием веры. В этой связи важно отметить, что выбор, молиться открыто или нет перед приёмом пищи и после, не должен основываться на чувстве стыда. Нельзя стыдиться своей веры. Стараться «не дразнить гусей» можно, а стыдиться своей веры нельзя! Господь Исус Христос однажды ясно сказал, что если кто исповедует Его перед людьми, то и Он исповедует такого человека перед Отцом Небесным, а если кто отречётся от Господа перед людьми, то и Господь отречётся от такого человека перед Отцом Небесным. А в Первом послании к коринфом св. апостол Павел пишет:
Поэтому верующему человеку, который стесняется перекреститься в школьной столовой или во время обеденного перерыва на работе, стоит задуматься, не отрекается ли он своим стеснением от Христа, Который был распят за наши грехи.
Священноиерей Михаил Родин.