Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
— Как молиться за иноверных о здравии и за упокой дома, если у них нерусские имена? Можно ли подавать записки об умерших в другой вере родственниках в их еретических храмах? Можно ли участвовать в погребении иноверного родственника?
— В ответ на ваш вопрос можно заметить, что у большинства христиан имена тоже не русские, а греческие, персидские, еврейские. Собственно русскими (древлеславянскими) именами из наших святцев являются только имена княжеские, которых не давали никому, кроме представителей княжеских (а позднее и влиятельных боярских) родов: Владимир, Вячеслав, Святослав, Борис, Глеб, Ольга… А имена, считающиеся в обиходе русскими (Иван, Марья, Петр и т.д.), являются именами древних совсем не русских святых.
Мы привыкли к тому, что наречение имени делается по святцам, а те имена, которых в них нет, в крещении не даются. Но в древности, когда святцев еще не было, христиане носили обычные имена, принятые в их народах, среди иудеев и язычников. Бог знает имя каждого человека, будь то христианин или не христианин. Поэтому в домашней молитве о здравии мы можем называть «нерусских» людей по их не традиционным для русского православия именам. Другое дело, что подавать записки для поминовения в храмах с подобными именами неуместно.
Теперь поговорим о «поминовении умерших иноверных в их иноверных храмах». Мы веруем, что Церковь истинная только одна на земле, она «Вертоград заключен, Источник запечатлен» (Песн. 4, 12), то есть она — запечатанный (единственный и недоступный для внешних) проводник спасительной Божественной благодати. Вне истинной Церкви жертвы и приношения бесплодны, молитвы еретического сообщества за упокой еретиков бесполезны. И обращаться к еретикам за благословениями (а к их разряду относятся и молитвы за умерших) запрещено священными правилами, ибо «не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения» (32-е правило Лаодикийского Собора). Поэтому за умерших вне Церкви лучше молиться святому мученику Уару, имеющему от Бога благодать избавлять таких людей своею молитвой от вечных мук. Можно читать канон святому мученику Уару либо молиться поклонами, например, по лестовке (по обычаю, три лестовки принимаются за один канон). Также можно подавать во алтарь записки за упокой «всех сродников и всех православных христиан», ибо литургия за умерших верных дает некоторое утешение и душам умерших неверных, как было открыто в видении преподобному Макарию Египетскому.
Если умирает родственник и близкий, не принадлежавший к Святой Древлеправославной Христовой Церкви (РПСЦ), не следует участвовать в молитвах над его телом, в том числе и в чине погребения, совершаемом иноверцами, ибо «аще кто молится с еретики в церкви, или в дому со отлученными от Церкве, сам такожде да отлучен будет» (10-е правило святых апостол). Можно просто подойти к гробу и попрощаться с умершим. Можно и проводить гроб до могилы, не участвуя при этом в молении с иноверными, не совершая ни крестного знамения, ни поклонов и не держа в руках свечей во время их моления. В иноверный же храм во время отпевания лучше вообще не входить, подождав вне здания окончания этого моления.
И в заупокойных обедах за иноверцев участвовать не следует. Если вы хотите оказать милость такому умершему, лучше поминайте его самостоятельно, как писал преподобный Феодор Студит, и раздавайте за него милостыню.
Священнопротоиерей Вадим Коровин.