- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Христианскую жизнь можно описать двумя выражениями из Священного Писания: это «хождение перед Богом» и «следование за Христом». «Ходил перед Богом и был непорочен» — такое выражение использует Господь в Священном Писании для того, чтобы охарактеризовать ветхозаветных праведников. Хождение перед Богом ещё называется «страхом Господним», под которым подразумевается не ужас неминуемой кары за преступления, а нежелание огорчить своими грехами любящего небесного Отца. Как говорит премудрый царь Соломон, «начало мудрости — страх Господень», и, по сути, страх Господень и составляет то, что в древности называли хождением пред Богом: когда человек живёт, постоянно помня о том, что Бог его видит и знает все его дела, слова и мысли. В таком состоянии человек старается избегать грехов, не только совершённых делом, но и греховных речей и даже греховных помыслов.
Что же тогда понимать под «следованием за Христом». Господь наш Исус Христос говорил апостолам:
Несение креста и следование за Господом Исусом Христом означает добровольное принятие поношения и гонений за имя Христово, когда человек страдает за веру и своё упование от преследователей и гонителей, которые добиваются того, чтобы этот человек отрёкся от христианства и стал служить другим божествам.
Из этих двух постулатов вытекает всё, что определяет христианскую жизнь. Страх Господень, следование за Христом и несение креста своего подразумевают исполнение заповедей Божиих. При этом подразумеваются не только известные десять заповедей, упомянутых в Ветхом Завете. К этим десяти заповедям не сводится христианская мораль, потому что в Евангелии указано, как Господь Исус Христос выделяет две заповеди, в которых сосредоточен весь Закон и все Пророки: первая заповедь — любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всем разумением, а вторая, подобная ей, — любовь к своему ближнему, как к самому себе. Кроме того, на первом в истории Апостольском Соборе было постановлено, что от обращающихся в христианство язычников требуется соблюдение следующих ограничений: «воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите».
Апостол Иаков пишет в своём послании, что вера без дел мертва, поэтому верующие люди делами проявляют свою веру во Христа, что выражается в молитве, посте и добрых делах. Ежедневная молитва утром и вечером, а также до еды и после еды, перед каждым важным делом и после совершения важных дел — всё это составляет молитвенную жизнь наряду с храмовыми богослужениями и с так называемой «умной молитвой», когда верующие люди молятся безмолвно, внутренне, по лестовке или без лестовки Исусовой молитвой или любой иной молитвой, которая приводит ум и душу в состояние того самого «страха Господнего», о котором написано выше.
В церковном календаре есть постные дни, которые установлены Церковью в среды и пятницы, а также длительные посты, когда все христиане должны поститься и усиленно молиться, готовя себя к важным церковным праздникам (например, к Пасхе и Рожеству Христову).
Страх Господень удерживает христиан от тяжких грехов, например от убийства, абортов, краж, блуда, пьянства. И страх Господень побуждает христиан к добродетелям: делам милосердия и участию в церковных таинствах.
Каждый христианин, движимый желанием угодить Господу, старается участвовать в соборной молитве (особенно в святой литургии), приходить на исповедь, стремится причащаться Тела и Крови Христа. Вступающие в брак обязательно венчаются. Рождённых в христианских семьях детей родители крестят. Тяжело больные христиане призывают священников и участвуют в таинстве соборования. Всё это — части полноценной христианской жизни, которая проходит в присутствии Божием и имеет целью соединение с Господом Исусом Христом.
Священноиерей Михаил Родин.