Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- 13 лет служения о. Михаила Смирнова
- ПАСТЫРЬ И ТРУЖЕНИК. 20-летие служения протоиерея Вадима Коровина
- Ведома Божией рукой (биография матушки Варсонофии)
- Анимационный видеоролик о протопопе Аввакуме и старообрядцах уже можно увидеть на YouTube
- Максим Бражников передал нам пение Древней Руси
- А. И. Солженицын и старообрядчество
Мы недаром говорим про Черемшаны, что это — комплекс, целая россыпь старообрядческих обителей, как мужских, так и женских. Да, древнее урочище в лесах над Волгой таило разбросанную сеть хуторков и дач, отдельно построенных для нужд горожан из Хвалынска. И там, в этих домах и дачах, формировались монашеские общины.
Великая радость наших дней — возрождение мужского монастыря — началась после того, как в 2017 г. власти вернули здание бывшего Успенского собора, превращённое в столовую санатория. Ныне там с десяток иноков, послушников и трудников. Кроме того, в этом монастыре располагается резиденция епископа Самарского и Саратовского Андрея. Это громко, конечно, звучит — «резиденция», а на деле просто комната в ряду монашеских келий. Всё ещё несёт следы прежней разрухи, но постепенно обретает черты новой жизни…
Однако, радость обновления здесь смешана с горечью — пока не получается вернуть здания женских обителей, возродить линию женского иночества… Об этом молят матушку Фелицату, местночтимую святую, дом которой сохранился, слава Богу, хоть и в запущенном аварийном виде, да и храм при ней строенный…
А ведь сохранилось немало исторических свидетельств, включая фото. Вот, к примеру, «Игумения Фелицата и сестры Введенского монастыря. Фото нач. ХХ в. СОМК (Саратовский областной музей краеведения)».
А руководитель Инициативной группы по возрождению старообрядческого комплекса в Черемшанах протоиерей Вадим Коровин ныне написал доскональное исследование (материал для Жития), также тропарь, кондак и икос преподобноисповеднице Фелицате Черемшанской.
В этом исследовании можно увидеть интересную картинку, которую нарисовал один из очевидцев в 1908 году о Фелицатином монастыре: «Из женских монастырей самый многолюдный, благоустроенный и зажиточный — Фелицатин. Обитель раскинулась по течению Мамонтова ключа. Прекрасный сад, родники и пруды. Во всём заметны чистота, порядок и размеренность жизни. Одно- и двухэтажные кельи из прочных брусьев или обложенные кирпичом, разбросанные там и сям по лощине группами и в одиночку, красиво выглядывают из-за зелени деревьев. Между отдельными корпусами безукоризненно выметенные и углаженные дорожки. В средине — красивая каменная церковь, с куполом и колокольней, а рядом обширные, чисто барские апартаменты самой «матушки». В общем всё это представляет вид вполне благоустроенного городка и привлекает сквозящими во всех мелочах домовитостью и уютом. Во всяком случае, Фелицатина обитель могла бы служить для самого Хвалынска образцом хозяйственности и внутреннего распорядка. И подумать только, что всё это достигнуто трудами одной женщины, притом в самых невыгодных условиях, перед которыми могли бы спасовать многие общественные деятели… Мы вошли в церковь: и здесь необыкновенная чистота и благолепие. Красивый, старинного письма иконостас, стены и пол точно сейчас только выкрашены: везде коврики и дорожки, аккуратно сложенные подколенники.
Перед иконами неугасающие лампады. Церковь с хорами. Сбоку, точно гнездо ласточки, прилепился миниатюрный, но такой же светлый, как церковь, придел. В проходах и под сводами колокольни помещаются кладовые и жилые кельи с диванами, постелями и сундуками, что придаёт церкви какой-то полудомашний характер. Такая же обстановка и на хорах главного храма: мягкое кресло для игуменьи Фелицаты; тут же её «свои» иконы, которым она сугубо молится, и тут же сундуки, кровать, женское платье: налево от хор — помещениe для готовящихся к постригу, с полной домашней обстановкой.
По отзывам, жизнь монастыря основана на строго общежительных началах: общий стол, общие молитвы, общая келарня и общий труд. Но всё это держится неограниченным правлением матушки Фелицаты, «полнота власти» которой могла бы служить идеалом для иного государственного деятеля».
А я, вспоминая, как инок Никита знакомил меня летом 2018 г. с Нижним Черемшаном, написал такие стихи:
СИРОТЫ РАЯ
В доме матери Фелицаты Черемшанской
Люблю скрип половиц в старинном доме,
Живое эхо дней далёких, голоса ушедших
В тот край далёк, куда и мы уйдём… Никита,
Сам инок новый в древнем Черемшане,
Меня завёл в тот опустелый дом,
Где проживала Фелицата. Доски
Нам силились, но не могли сказать,
Что думает она… И гладили рукою
Мы стены ветхие, а острый солнца луч
То резал глаз, то слепоту дарил. Молчали
Мы оба, тишиной награждены. О мати,
Вернёшься ли в сей Китеж-Черемшан?
Вернутся ли сюда и сёстры и белицы?
И будут ли звонить колокола,
И свечи на заутрени сквозь солнце
Молитву ль нашу Богу вознесут?
Сироты Рая, мы в Эдем вернёмся ль?
Автор: Сергей Маркус.