25 июля 2019 г. 19:19 3642 4 0 1 фото 0 видео
Утренние размышления
Старообрядческий лубок «Сравнительное изображение некоторых атрибутов обрядности и символики, принятых у старообрядцев и в официальной церкви». 1880-е годы. ГИМ.
На эту тему:
Ключевые слова: Апологетика 

Эпиграф: «Семён, тебя простили!»

Проснувшись как-то рано утром и ещё не открыв глаза, размышлял о решении Собора реформированной Никоном новообрядческой церкви от 1971 г.: о снятии проклятий со старообрядцев и о признании старых русских обрядов спасительными, впрочем, как и новых обрядов, и равночестными им. Об упразднении клятв Московских Соборов 1656 г. и 1666/67 гг., о порицании всяких оскорбительных выражений на старообрядцев и особо на двуперстие, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

Тут следует остановиться и разъяснить, что обряд есть физическое воплощение догмата, это тело догмата – Божественное установление. Обряд – это узда, удерживающая от падения в беззаконие. Обряд – это очень серьёзно! Он приравнивается к уставу, это Дисциплина, без которой всё идет кувырком! Обряд создан не случайно, и его менять нельзя! Только легкомысленные люди могут заявить: «Подумаешь! Изменили-то только обряд».

Вот и подумайте, что из этого вышло! Эта злая реформа изменила веру. После чего менялось всё. Пошла цепная реакция. Надели парики, камзолы, стали говорить по-французски. Всё упрощалось и проклиналось. Уничтожалась культура Руси. Горели иконы, уникумы древнерусской литературы. Единый русский народ разделился на два враждебных лагеря. Это ли не беда?! Казнены лучшие люди, народ доведён до массовых самосожжений. Шло катастрофическое оскудение духовности. Вследствие чего пропасть раскола только увеличивалась, приведя страну вначале к безбожию, а потом и к революции 1917 года. Далее прочтём у А. Солженицына: «Наше безумное – бесовское! – гонение старообрядцев… Что преступление было – оспорить никто уже не найдётся… В перспективе столетий… Всё более будет расти тень того великого церковного преступления, с которого началась гибель России». И ещё, его же, из «Красного Колеса»: «Боже, как могли мы истоптать лучшую часть своего племени? Как мы могли жечь их часовенки, а сами спокойно молиться и быть в ладу с Господом? Урезать им языки и уши! И не признать своей вины до сих пор? А не кажется ли вам, отец Северян, что пока не выпросим у староверов прощения и не соединимся все снова – ой, не будет России добра».

Соборов о снятии клятв было уже четыре, и последний 1971 г. как бы подводил итог этому ужасному, трагическому и нелепому Расколу – церковному погрому, повергшему Святую Русь в пучину неисчислимых бедствий, войн, страшных и кровавых гонений на старообрядцев. За это время господствующие церковные иерархи вместе с династией Романовых – российских царей – испытали все средства насилия над старообрядцами, однако победы одержать не смогли! И не пришли к покаянию о расколе Русской Церкви ни перед Богом, ни перед старообрядчеством! Конечно, торжественное решение Собора о снятии проклятий со старообрядцев, безусловно, шаг вперёд. Но к нему новообрядческая иерархия шла 350 лет. Однако, всяк это решение понимал по-своему. Деяние Собора на бумаге, в документальном изложении, ясно и понятно. Но с амвонов реформированных церквей (для сохранения своего авторитета) разъяснялось, что соборное решение следует понимать как прощение старообрядцев. Хотя слова «прощение» документально нигде не встречается. И вот что пишет опять же А. И. Солженицын в своём послании к Собору Русской Православной Зарубежной Церкви: «… А мы всего только и нашли в своём сердце: простить гонимых, простить им, как мы уничтожали их».

Помню, как утром пришли к моему отцу два его товарища (они были новообрядцы) и радостно с порога, в два голоса, говорят ему, показывая решение Собора:

– Семён! Приходи теперь в нашу церковь. Тебя простили!

– А в чём я виноват-то был? – развёл руками отец.

От Собора 1971 г. ожидаемого эффекта так и не получилось. Некоторые старообрядцы сочли его очередной провокационной ловушкой. Здесь есть и приманка: «Да, старообрядцы, вы правы, старые обряды спасительны, а никонова реформа, конечно, была поспешной и крутой ломкой, ну такой у Никона был буйный характер. Был он не только жестокий человек, но и деспот крайний. Наломал он дров. Но новые обряды тоже равночестны старым». Всё, как в басне Крылова: «Забудем прошлое. Уставим общий лад!» (Присоединяйтесь к нам. А там, глядишь, и привыкните к нашим порядкам). И будет Церковь снова едина! Однако, между нами и вами, «пропасть велика утвердишася»… (евангельское выражение, Лк 16,26). Патриарх РПЦ МП Кирилл, будучи ещё митрополитом, определил её так: «Между нами лежит тяжелый исторический груз жестоких преследований старообрядчества. Между нами – память о пролитой крови, невинной и напрасной».

Что было раньше? Дыба, кнут, плаха, отрубленные головы, виселицы, пытки, морение голодом, тюремные одиночки пожизненных заключений, казни на кострах, в горящих срубах! Шло тотальное уничтожение старообрядцев – лучших представителей Русского народа! И если ты не принимаешь никонову реформу, или упорствуешь, или пытаешься её критиковать (а это было под государственным запретом), то после смерти под пыткой – в ров без погребения. И только в лучшем случае пожизненная ссылка, каторга, тюремная камера – пока не сломаешься. Или на галеры с рваными ноздрями да с отрезанным языком! (При Петре). Кровью святых мучеников обагрилась вся Русская земля! Бежало за рубеж 10% населения Страны.

Собор не произвел никаких решительных впечатлений даже на своих же иерархов. Недавно смотрел телепередачу «Ответы священника». Говорил маститый, уже в годах, протоиерей РПЦ МП отец Дмитрий Смирнов (7.12.2018 г.): «Ну, если вы говорите, что он крещён в старообрядческой церкви, то его надо крестить снова в православии! В пра-во-сла-вии его надо крестить! Или, по крайней мере, мазать миром!» Видимо, отец Дмитрий считает Русскую Православную Старообрядческую Церковь не православной. А может, считает старообрядческую иерархию незаконной? Используется духовная безграмотность современного общества, сто лет воспитываемого воинствующим безбожием. Но правда, как известно, «в огне не горит и в воде не тонет!» Православная Церковь, конечно же, та, которая не приняла искажений – Старообрядческая.

Никоно-алексеевская реформа коснулась всех вопросов церковной жизни, правил и порядков, крестов на церквях и архитектуры храмов, включая даже пошивку ряс. Реформу обычно делают с целью улучшения дела. Но эта реформа имела своей целью всё испортить! В ней нет ни одного положительного пункта, достойного похвалы.

1. Не может равняться хорошее – плохому и истина – заблуждению. Двуперстие и троеперстие, как они могут быть равнозначны? Да никогда! Не равно двуперстию и именословное перстосложение. И если в двуперстии символически изображается Святая Троица и два естества Исуса Христа как совершенного Бога и совершенного человека, распятого на Кресте, то в троеперстии символизируется только Святая Троица, а Христос отсутствует. «Два перста иметь праздны» (Никон). Да и возникло оно от небрежности! Именословное же перстосложение, которое Аввакум очень метко назвал «раскарякой», наоборот, символизирует только Христа, а Святая Троица в нём отсутствует. Это сложение перстов еще называют малаксой по имени протоиерея греческой церкви, который его изобрел в 16 веке. Необходимо отметить ещё и то, что именословное перстосложение возможно только у греков да у славян. А если я, скажем, немец или китаец? Вот и получается, что двуперстие совершенно! И незаменимо! Нечего по этому вопросу и спорить.

2. А могут ли быть равнозначны древние книги новым переводам никоновых справщиков – иноземцев и проходимцев, не знающих толком русского языка. Да и Никон сказал: «Переводи, Арсен, как хочешь. Только не по-старому».

Или вот высказывание отца Никиты Добрынина: «В новопечатных книгах нет ни единого псалма, ни молитвы… чтобы в них наречие не изменено было; но всячески хитрословлено и искажено и перемешано». Ну как вам это нравится?!

3. Нельзя не сказать о крещении – наиважнейшем таинстве христианства. Оно совершается, по закону Церкви, в три погружения крещаемого в воду с головой. С призыванием имени Бога Отца и Сына и Святаго Духа. И делается это так:

Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца… (погружение)… Аминь. И Сына… (погружение)… Аминь. И Святаго Духа… (погружение)… И ныне и присно и вовеки веком. Аминь.

Но на практике в реформированной церкви всё упрощено до невозможности. Изменены, опущены и испорчены не только тексты молитвенных тропарей. Крестят поливанием, маканием, кроплением. И не стыдятся показывать это безобразие по телевидению. Мои знакомые попросили батюшку крестить ребенка погружательно. «Ладно, хорошо. Скажите этой женщине налить побольше воды в купель». И крестил ребенка в одно погружение вместо трёх! Я такого от попа РПЦ МП даже и не ожидал! Но факт! Что же делать людям, попавшим в такую ситуацию? Поскольку крещение человека есть самое главное и обязательное христианское таинство («аще веру имеет и крестится – спасен будет», Ев.), то в этом вопросе всякое сомнительное действие решается бессомнительным. То есть, если человек не знает, крещён он или нет, – его крестят! А если он крещён неправильно, то его крестят вновь – правильно!

4. Можно ли поставить равенство между древнерусской иконописью, достигшей на Руси степени Чуда, и современными реформаторскими бумажными фотографиями и живописными картинками? Порой крайне низкого качества и прямого соблазна. Куда их деть? Ни сжечь рука не поднимается, ни креститься на них! При этом древние иконы, писанные в духовном образе, сжигались!

5. А можно ли сравнить древнерусское знаменное пение, где каждая стихера – музыкальный шедевр, вызывающий мороз по коже, с партесно-театральным многоголосьем, оперным дивом, совершенно чуждым для молитвы. То в обработке некоего дьякона; то частушки; то романсы; то вальсы… В лучшем случае «унылый Бортнянский» (выражение П. И. Чайковского: «В какую церковь не придёшь – везде унылый Бортнянский»). Слов у меня нет!

Мне всё время хочется спросить у батюшек господствующей ныне церкви: отцы, неужели вам не надоели эти метровой ширины рукава? Сколько в них неудобства и какая нелепость. Для солидности, что ли, вы их носите? Понять не могу!

Мне непонятна декларация коммунистов и ныне прописанные положения в Конституции РФ «Об отделении Церкви от Государства и Государства от Церкви…». Как можно отделить своё от своего? Россию от Церкви и Церковь от России? Да никогда!  

Этот нелепый раскол создан наивным детским умом 16-тилетнего царя Алексея Михайловича, возомнившего себя лидером всех православных христиан – Василевсом. Недруги Руси обманно убеждали его, настойчиво и льстиво, под благовидным предлогом освобождения христианской Греции от турецкого ига вступить в войну с Турцией. «Да не было в ту пору у царя доброго помощника» (протопоп Аввакум). Вот и решил царь создать греко-русскую империю со столицей в Константинополе, начав эту эпопею с церковной реформы, на чем всё и кончилось. Не нужен нам берег Турецкий!

Большую работу в изучении личности Алексея Михайловича сделал историк И. С. Платонов в своих двух книгах, вышедших в 1992 г. Я вкратце воспользуюсь его работой:

Царская личность Алексея Михайловича, прикрытая наружной добродетелию, благочестием и показной «святостию», является не самой ли отрицательной персоной среди русских царей. В свои 16 лет царь – больной манией величия, «грекофилией» и «цезарепапизмом» с авантюристическими наклонностями, заботившийся о Греции больше, чем о России.   

Придя к власти в 1645 г., он развил активную деятельность по подготовке к войне с Турцией. И даже направил большое войско. Но у Руси нет общей границы с Турцией. Между ними Украина и Кавказ. И царь начинает 13-летнюю кровопролитную войну с Речью Посполитой (Польшей), в результате которой к России присоединяется Украина. (Но главная задача Константинополь). Теперь царю можно выйти к Крыму и закрепиться на побережье Чёрного моря. В 1672 г. он посылает посла в Рим с призывом к войне с Турцией. Эти войны тяжёлым бременем ложатся на Россию, но царь не обращает на это внимания.

Внутригосударственная политика складывалась так, по мнению вышеупомянутого историка:

Для осуществления своих шизоидных планов царь Алексей возьмёт всё самое гнусное и жестокое, что было до него в практике управления государством, умножив на приобретённое извне. Причём сам он стоит как бы в стороне. За него работают его сатрапы и иноземцы-охранники по его плану. Он узаконил на Руси свой беспредел. Теперь всё зависит от воли царя. Ценилась холопская преданность, садизм и раболепство, вопиющая аморальность и беспринципность. Забвение традиций собственного народа и подражание западноевропейской моде вслед за царём. Возродил опричнину и Приказ Тайных Дел, с застенками и палачами. С тех пор начинается беспредел «верхов» и эпоха 300-летия чужебесия.

Двор «тишайшего» можно назвать «омутом», в котором водились, образно говоря, и поистине монстры в человеческом обличии. После знакомства со зверствами которых опричнина меркнет и кровавый Малюта кажется шаловливым младенцем. Были на Руси и недовольные политикой царя и Никона. И если кого-то казнить было неудобно или не политично, то в аптекарском приказе всегда были отменные «лекари», а заправлял всем на Москве любитель западной культуры боярин Борис Морозов – воспитатель и тайный советник царя».

Так, братцы, «зачем держаться за «реформу», которая проведена незаконно и не канонично, отрицательные последствия которой сказываются и теперь?» (Б. Кутузов).

12.12.2018 г. Александр Семенович Лебедев. Н. Новгород.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)