Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Сретение – как это было?
- Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018
- Впервые в России старообрядческое богослужение прошло не на церковнославянском языке, а на староанглийском
- Проповедь священноиерея Сергия Лисуренко о важности посещении церковной службы
- Проповедь протодиакона Александра Говорова о возжигании свечей и о молитве
И нас самих, и многих гостей, приезжающих в Россию, поражает обилие храмов, посвящённых Успению Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии.
Причём, многие соборные храмы как городов, так и монастырей, именно «Успенские» – чего нет практически нигде в мире. Отчего так? Какой красотой и какими смыслами наделили наши предки этот богородичный праздник?
Исследователи православной литургики считают, что культура праздников созрела и развилась не сразу. Сначала устанавливались дни памяти мучеников. Затем прибавились «праздники господские», в честь Исуса Христа, и лишь затем в честь Девы Марии. Чтобы они появились, необходимо было богословское углубление в догмат воплощения для защиты от посягательства еретиков на достоинство Богоматери. А это произошло только в V веке (Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году). Тогда богословы и вслед за ними литургисты обратили внимание на личность девы Марии.
В похвальной речи Феодора Петрского преподобному Феодосию Великому (около 530 года) есть свидетельство, что в палестинских монастырях ежегодно с большой торжественностью совершается память Богородицы. Но собственно о празднике Успения в греческой Церкви достоверные известия начинаются лишь с конца VI века. Как свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул в «Истории Церкви», император Маврикий (конец VI века) издал эдикт, в котором установил дату празднования Успения Богородицы на 15 августа.
Русь, приняв Православие, получила эту традицию как драгоценное наследство – но развила его необычайно. В чём причина, какова эстетика и особенности успенского празднования в нашей стране и в её регионах, каковы вложенные в это смыслы – тема для многих исследований. И не на все вопросы имеются полные ответы. Следующему поколению явно есть над чем потрудиться, в углублении и осознании наших традиций.
Я же предпринял свои изыскания в стихах, в день Успения, в этом 2019 году. Приглашаю всех, кто любит этот праздник – развить и продолжить, углубить и сделать наше поклонение более осмысленным и совершенным.
УСПЕНЬЕ НА РУСИ
Успенье на Руси – особый праздник:
Лей пенье знаменно на спелые плоды,
Да в ус, закрученный успешною усладой.
Как дышат храмы: здесь же Райский Сад
В цветах вокруг икон, а свечи мёдом тянут!
Свет паутинный остро из бойниц
Небесной тверди режет осторожно
Фруктову плоть, созревшую с земли.
И вслед лучу она встаёт, сияя.
Успенье не кончина – переход
Из многоцветья стрекозиных крыльев
В немыслимые радости, где ждут
Иные краски, множество пространства,
Где ангел в свитках вольно развернёт
Иное Небо, многолинье кварков,
Кристаллы из разрозненных времён
Составят триединое движенье.
А кто-то думал: нам известна жизнь,
Её законы ведомы наукам…
Успенским зреньем смело насладись:
Успенским взором отменён мир ветхий,
Гляди на мир по-новому, как детки.
Успело, спело, в пенье – пробудись!
КУПОЛА УСПЕНСКИХ ХРАМОВ
Купола Успенских храмов по России
Списаны с огромных облаков.
Ну сравните: вот он, в безднах сини,
Росчерком Марии плат Покров!
Рядом с нами войны и могилы,
Хлеб взрастили – сжёг его огонь.
Внук подрос – враги его убили,
И кричит от боли чёрный конь.
Там, в залесье топкое болото,
Души там умученных не спят,
Память оборотною молодкой
Раскурила горький самосад.
Жизнь поопостылела извратно,
Чуть душой проснёшься, сам не рад –
Приколотят к дубу безвозвратно.
Саду б цвесть, а развернулся ад!
Как кричать, как рвать тугие цепи?
С кем рубахи швы раскровянить?
Как избыть в себе угар отребья,
Да на солнце глянуть, к Богу взмыть?
Купола Успенских храмов по России
Списаны с огромных облаков.
Ну сравните: вот он, в безднах сини,
Росчерком Марии плат Покров!
ДУША МАРИИ НА РУКАХ ИСУСА
- вопрошание о младенце, запелёнутом в белое на иконе «Успение»
Почему душа Её – в руках Исуса?
Он ведь Сын, Мария – Ему Мать.
Смены, передачи плоти, духа
Ты сумеешь разумом понять?
Не спеши: Она родитель плоти,
Воплощён же был Превечный Дух.
Двоеперстье лобное кладёте,
Исповедав единенье Двух?
Он в мандорле, в синеве небесной,
В день Успенья рад увидеть Мать:
Прах земной несут земле – телесно,
Но земля его не сможет взять.
Душу, как младенца, нежно в руки
Он берёт - вот материнский жест.
Ангелы подхватят трон на руки,
Вознесут Невесту всех невест.
Целостность свершенья тем в награду,
Кто сумеет двойственность святить.
Тело, стань нетленным, с духом рядом,
Вслед Марии к Трону восходить.
Ведь икона – «в красках богословье».
И не в буквах только благодать.
Чтобы познавать – ищи присловье,
Сквозь иконный слог учить читать.
Так и ты (связь духа с плотью бренной)
Осени себя двуперстно, чтобы знать,
Как достичь душе преображенья,
Как ей милость Божию стяжать.
Почему душа Её – в руках Исуса?
Он ведь Сын, Мария – Ему Мать.
Смены, передачи плоти, духа
Ты сумеешь разумом понять.
ЦВЕТ УСПЕНЬЯ
Цвет Успенья – синий, синий, синий,
Словно горный камень лазурит.
В бирюзовый край с земли Мария
Вознеслась в апостольский синклит.
Дионисью присылали крохи,
Что дороже злата, с гор Памира -
Растирать до голубого вздохи,
Чтоб достичь горенья в Вышних мира.
Клали звёзды прям на синий купол,
Не жалели кисти, краски, терций,
Чтоб на луковках искрило б звуком,
Чтоб уста молчали, пело сердце.
Цвет Успенья – синий, синий, синий,
Словно горный камень лазурит.
В бирюзовый край с земли Мария
Вознеслась в апостольский синклит.
В звёздно-голубом, над облаками,
Ты на троне – ангелы несут.
Рядом все апостолы, собраньем
«Аллилуйя» Господу поют.
Автор: Сергей Маркус, на Успение 2019 года.