Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Красота и смыслы праздника Успения
- Видео и фото с ежегодного Черемшанского крестного хода 2018
- Впервые в России старообрядческое богослужение прошло не на церковнославянском языке, а на староанглийском
- Проповедь священноиерея Сергия Лисуренко о важности посещении церковной службы
- Проповедь протодиакона Александра Говорова о возжигании свечей и о молитве
Зачем церковный календарь из года в год возвращает нас к тем же самым событиям, о которых слышали с детства, изучали сначала по детским, потом по взрослым книгам, о которых неоднократно слышали от священников, проповедующих с амвона? Конечно, «повторенье – мать ученья», но чему же тут ещё учиться, когда «всё и так известно»?
Оказывается, не так уж известно, как кажется: всегда есть такие измерения событий, такие лица, такие слова и, главное, такие духовные глубины, о которых мы не слышали. Даже и не догадывались.
Вот праздник Сретения Господня. Кажется – такой он понятный и известный! Но все ли детали того времени, все ли понятия и слова, прозвучавшие устно и закреплённые в Священном Писании и в Священном Предании, мы помним и понимаем? Давайте попробуем перенестись в те далёкие времена…
Но сначала зададим вопрос: а когда возник сам праздник? Оказывается, появился он не сразу и сначала только в общинах Иерусалима, причём письменно зафиксирован в богослужебном календаре Иерусалимского патриархата в IV веке. Интересно также, что первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, но как завершение 40-дневного цикла после праздника Богоявления! И в том был особый смысл. Он указывал на связи, которые исторически определили ход событий.
Что за события? Вот в Вифлееме свершается Рожество Христово. Мы это знаем.
Затем – через 8 дней! – каждого новорожденного мальчика проводят через обряд Обрезания и нарекают при этом имя. Мы тоже это помним и празднуем особый день Обрезания Господня. Но – вот жизненная деталь! – женщина пока не участвует в ритуалах. Почему?
Она проходит срок очищения после родов – а это 40 дней. (В скобках заметим, что при рождении девочки срок очищения удвоен до 80 дней). Всё это – следование Закону Моисееву, все правила которого изложены в книгах Ветхого Завета.
Значит, Пресвятая Дева Мария, ставшая по Рожестве Богородицей, могла появиться в Храме, в единственном святилище иудейского народа в Иерусалиме, только на 40-й день. И она вместе с Иосифом Обручником, следуя Закону Моисееву, пошла с Младенцем в Храм. Такое ритуальное шествие совершали сотни тысяч, миллионы женщин до неё. И, казалось бы, не было в том ничего особенного, из ряда вон...
Оттого и название праздника было сначала просто «Сретение» – пересказанное на древнерусском языке греческое слово συνάντησις «встреча». Однако, чтобы не было непонимания, стали добавлять «Сретение Господне» – ибо акцент не на том, что родители пришли в Храм с ребёнком, но что – вот где смысл! – произошла Встреча не просто маленького мальчика со священниками Храма, но событие, когда было осознано, что это Сам Господь пришёл… и началась новая эпоха духовной истории человечества.
Вот как в древних текстах назывался этот праздник: Принесение Господне во Храм – по-гречески Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου, а на латыни Praesentatio Domini «представление Господа». Принесение, представление, презентация, сретение…
И вот что интересно: долгое время Сретение особо не выделялось в богослужении в качестве самостоятельного праздника годового календаря. Но как таковое утвердилось в Римской церкви в конце V века, а в Константинопольской даже чуть позже, в первой половине VI века. И это объяснимо. Дело в том, что после Халкидонского собора 451 года, на котором было анафематствовано монофизитство, стало особо актуально наглядно показать людям шаги, этапы, детали земной жизни Исуса Христа.
Монофизитам, видящим только «божественное, небесное» в Его природе, было непонятно то простое, земное, «слишком человеческое», что утвердила Православная церковь, а именно – двуединство Его природы как Богочеловека. Образно говоря, «двое-физитство». Если говорить не образно, а строго богословски, то это диофизи́тство (от греч. δυο – «две» + φύσις – «природа, естество») – христологическое учение, согласно которому в Исусе Христе признаются две природы – божественная и человеческая.
… Вот почему в этом году, в день Сретения, мне захотелось «увидеть крупным планом», как говорят операторы кино и фотосъёмки, события, описанные в Евангелии. И я решился написать стихи, в которых привычные нам понятия, названия, имена прозвучат не по-гречески, не на латыни (это языки Древней Церкви), даже не по-церковнославянски… а в максимальном приближении к земным реалиям 40-го дня после Рожества Христова. То есть, на языке древнееврейском в современной русской транскрипции. При этом, конечно, все понимают, что полной реконструкции мы получить не можем. Почему? Разговорным языком тогда был арамейский, но в храме ритуалы совершались с чтением книг Ветхого Завета на утраченном ныне языке Древнего Израиля.
Надеюсь, знатоки церковнославянского языка и образов, символов праздника Сретения поймут, о чём и ком сказано: к примеру, узнают книгу пророка Исайи («И пели все словами Йешайаху…»), Симеона Богоприимца (Шимон), Храм (Бейт а-Микдаш – Дом святости), поймут и выражение «Ушли в Нацрат родители Йешуа…» (Назарет, Исус).
Но главное – это не «игра словами», а осознание Встречи как окончания духовной истории Ветхого Завета и начала истории Завета Нового. Читайте:
И В ДЕНЬ СОРОКОВОЙ ДА ПРИНЕСЕНЬЕ В ХРАМЕ
На обложке – картина на Сре́тение Госпо́дне, также Сретение (греч. συνάντησις «встреча»), Принесе́ние во Храм (греч. Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου, лат. Praesentatio Domini «представление Господа»)
1
Есть мицва Торы – в день сороковой
С рожденья мальчика, обязана внутрь Храма
Войти родившая. Во имя очищенья,
Как исполненье памяти живой
О том пути, что сорок лет в пустыне
Народ прошёл пустыней сквозь Синай.
Народ алкал, кто бунтовал, кто плакал,
Иль веру и надежду потерял… Но кто в корзине
Был найден в волнах Нила и спасён?
Моше-посланник – вождь ко благу.
Так и народу был предписан срок:
Сначала Плен, затем путь для Исхода.
Числом священным, испытаний грузом
Значенье «сорок» осветит не раз
Событья нашей жизни многогранной.
Раскроет смысл страданий и теплом
Воздаст смиренно претерпевшим муки.
Дней сорок в Хар Синае был Моше
В грозе и буре страшных откровений,
И сорок лет нас по пустыне вёл…
А сорок дней пройдёт, когда умрём мы –
Очистится от забытья душа. И ангел
Нас подведёт к Престолу для Суда.
Навстречу Богу!
2
Да, навстречу Богу!
Вот так и Мариам входила вслед за мужем,
Покинувши Бейт-Лехем, Дом хлебов,
В Йерушалаим, в Город мира, в Храм. Младенца
Несли в руках дрожащих, в трепет свеч,
Под гулом бормотаний, словно в море,
Когда псалмами полнятся уста,
Поют же, стоя, нараспев, вполуха,
В полусознанье, в полумгле… Вошёл
Стремительно из глубины столетий
Септуагинты свитков переводчик,
Сам старец бодрый, именем Шимон.
Он приходил рассматривать младенцев,
Он столько лет в их писке различал
То стоны подневольников Египта,
То гул Освенцима, то скрипки мастеров
С рассказами о счастье и о горе… Что же
Услышал он теперь, вот в этот час?
О Боже!..
3
О Боже! Этот писк знакомым был – от века,
В Писаньях он пророческих читал
Подобное… И выхватив Младенца,
Шимон стал нараспев гудеть, склонясь,
Как Дуб Мамврийский с ветром споря –
Чему вокруг молчавшие, страшась,
В почтенье замерли и каждое ловили
Горящее зерно, сверкавшее из уст:
«Вот ныне, Боже, Ты меня отпустишь…
Как ждал я, плакал, верил и просил…
По слову Твоему, в Бейт а-Микдаш вошёл Он,
Машиах Сам, в младенческих слезах…
А ты, о Мариам, тебе пройдёт сквозь душу
Оружие, откроются сердца…».
Вдруг – Анна.
4
Вдруг Анна,
Дочь Фануила, от колен Ашер, всплеснула
Руками ветхими, как в крыльях серафим,
Воспела бесконечно: «Слава в Вышних,
Всяк тут, пришедши в Храм – проснись!
Машиах здесь, младенческие слёзы…
И мы в слезах Его спасёмся! Пойте все».
И пели все.
5
И пели все словами Йешайаху,
Две горлицы к Престолу принесли.
Шимон же всех обрадовал признаньем,
Что время округлилось для него
И он уйдёт к Всевышнему в покои,
Свершив свой круг, узревши Полноту,
И Свет во откровение языков, и путь славы –
Всё уготовал Он народу Своему.
Ушли в Нацрат.
6
Ушли в Нацрат родители Йешуа.
Запомнили, что слышали, навек:
Всё, что распевно, в духе, бормотали
Шимон и Анна, всё, что пел народ…
Вот Принесенье! Представленье! Встреча!
По-русски – Сретенье. «Дом святости» обрёл
Живую плоть – она превыше Храма.
Израиль завершён, Дух Нового процвёл.
15 февраля 2019 года, Сретенье.
Автор: Сергей Маркус.