- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Совесть напрямую связана с тем, что человек получил в результате грехопадения: с познанием добра и зла. Совесть — это одно из качеств, которые отличают человека от всех животных. Некоторые думают, что животные могут испытывать угрызения совести, но это не так. Учёные объясняют некоторые типы поведения животных, когда они ведут себя виновато тем, что таким образом, имитируя чувство вины, животные стараются избежать больших неприятностей, когда хозяин сердит. На самом деле, ни чувства вины, ни совести у животных нет, потому что у них нет познания добра и зла. Кошка может съесть своего котёнка, может украсть еду и спокойно жить, если хозяева не заметили. Животными руководят инстинкты, а человеком, кроме инстинктов и рефлексов, управляет разум, познание добра и зла (совесть) и религиозное чувство (ощущение реальности запредельного мира).
Однако у разных людей совесть развита по-разному. Для кого-то является моральным и приемлемым то, что другой человек считает совершенно недопустимым. И совесть у этих людей действует по-разному. Поэтому есть такое понятие, как сожжённые в совести люди. Это выражение использует св. апостол Павел в Первом послании к Тимофею:
У людей, привыкших творить злые дела, совесть молчит и не обличает их, когда они совершают самые страшные злодеяния. Они не знают, что такое угрызения совести. А есть люди, которым совесть не позволяет, например, взять чужое, сплетничать, распространять клевету и, тем более, кого-то убивать. Об этом же говорит св. апостол Павел и в Послании к Титу:
Очевидно, что осквернённая совесть не может в должной мере направлять человека.
В противоположность сожжённой и осквернённой совести бывает совесть добрая, чистая, непорочная. Апостол Павел пишет, что «диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (Первое послание к Тимофею). Тот же апостол в Послании к евреям пишет:
И во Втором послании к Тимофею тоже:
Очистить порочную, сожжённую, осквернённую совесть можно двумя способами. Во-первых, это, конечно, крещение (для тех, кто не был ещё крещён). Об этом читаем в Послании к евреям:
Но те, кто был крещён и затем грехами и пороками осквернил совесть, сжёг её и пришёл к тому, что не чувствует уже угрызений совести, остаётся средство покаяния (исповеди). Об этом пишет св. апостол Иаков в своём Соборном послании:
Эти средства помогают человеку прийти в здоровое состояние, когда он делает доброе не из страха, а по совести (об этом читай в Послании к римлянам в зачале 111-м).
Священноиерей Михаил Родин.