2 августа 2024 г. 13:43 91 0 0 1 фото 0 видео
Бог открыл человеку, что Он един, но троичен в лицах. Как понимать тайну Св. Троицы в доступных для нас пределах? Что такое лицо/персона/ипостась/сущность/природа? Какие есть общие и личные ...
«Гостеприимство Авраама» (или ветхозаветная Троица), мозаика. Базилика Сан-Витале раннехристианская базилика в Равенне (Италия), внутреннее убранство. Источник: ru.wikipedia.org
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

— Бог открыл человеку, что Он един, но троичен в лицах. Как понимать тайну Св. Троицы в доступных для нас пределах? Что такое лицо/персона/ипостась/сущность/природа? Какие есть общие и личные свойства у Св. Троицы?

— Прежде чем говорить о тайне Св. Троицы, нужно уяснить, что Бог открывает Себя человеку настолько, насколько он может Его в себя вместить. Существует катафатическое богословие, учащее о том, чем Бог является, и апофатическое богословие, которое говорит о Боге только в отрицательных терминах, чем Бог не является. Человеку проще сказать о Боге, чем Он не является, чем вместить в себя невместимое. Потому что всё, что касается Бога, до конца человеческий ум вместить никогда не сможет, как было показано блж. Августину, когда он ходил по берегу моря, размышляя о тайне Св. Троицы. Ангел, явившийся ему в виде ребёнка, предложил перечерпать в ямку на берегу всё море. И когда Августин сказал, что это невозможно, то Ангел ему ответил: «А как же ты пытаешься ограниченным человеческим умом постичь тайны Божии»?

Тем не менее, используя данный человеку от Господа разум и откровения Божии о Себе, святые отцы изложили нам православное вероучение о Св. Троице. Более всего преуспели на данном поприще «великие каппадокийцы», как называли свв. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Именно они в IV веке, во время арианской смуты, охватившей Церковь, по сути, создали Тройческую терминологию, которой мы и пользуемся до сих пор.

Бог прост по Своей природе, ибо всякая сложность стремится к распаду, а Бог вечен. Бог един по существу, т.е. обладает единой Божественной природой, но троичен в лицах. Единая Божественная природа является общей для Отца, Сына и Св. Духа. Но нет природы (сущности) без ипостаси (лица/персоны). Нет, например, просто человеческой природы. Есть природа человека в виде Вани, Пети, Коли, Оли. Точно так же нет и просто Божественной природы самой по себе. Эта единая Божественная природа проявляется в виде трёх Лиц (ипостасей): Отца, Сына и Св. Духа. Ипостась — это личностное проявление природы, наименование способа существования этой природы. У Каждого Лица есть общее свойство (Божественное) и личное. Одна природа, но три ипостаси — отличительные особенности трёх Лиц внутри единой Божественной природы. Личностные свойства не повторяются, они уникальны. Личностное свойство Отца — рождать Сына и изводить Св. Духа. Личностное свойство Сына — предвечно рождаться от Отца. Личностное свойство Св. Духа — предвечно исходить от Отца. «Хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит различие и что такое рождение Сына и исхождение Святого Духа от Отца, сего не знаем», — пишет св. Иоанн Дамаскин. Это предвечные, вневременные отношения Бога Самого в Себе. Их нельзя путать с проявлениями Бога во времени.

Священноиерей Евгений Гуреев.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)