- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Спасение человек может получить, только соединившись со Христом. А соединиться со Христом можно, только став частью Его мистического тела — Церкви. Небесная Церковь с земной составляют единое целое тело. А такое тело может быть только одно.
А как у одной головы может быть только одно тело, так и у Христа только одна Его Церковь. Не признающие друг друга группы не могут составлять единого тела.
Христос сказал:
А о Церкви мы знаем:
Поэтому Церковь не может разделиться или расколоться. На самом деле, от Церкви можно только отпасть, или отколоться, своими грехами. Создавая параллельную структуру, даже копируя, воспроизводя её, даже внешне, казалось бы, соблюдая преемство, невозможно создать Церковь человеческими усилиями. Христос сказал:
Истина может быть только одна. И это — Христос. И эту Истину можно только принять.
Старообрядцы и новообрядцы не составляют единой церковной организации, не причащаются из единой чаши Христовой. Новообрядческой Церковью была усвоена совсем иная духовность, нежели та, которая была в древней Русской Церкви и хранится у старообрядцев. А новое духовное состояние человека декретом или указом не поменяешь. Почему после раскола в господствующей Церкви почти 150 лет русских не ставили в епископы? Потому что была опасность, что новопоставленный епископ уйдёт в раскол, как тогда говорили. Пока не создали новую духовную систему образования с новыми преподавателями, пока не обкатали её, пока не воспитали, не пропустили через неё несколько поколений семинаристов, будущих священников, была опасность, что Русская Церковь опять вернётся назад, на свой привычный путь. И только когда плоды новой западной духовности были окончательно усвоены массой русского духовенства, тогда уже им и была открыта дорога в епископат. В русских духовных семинариях XIX века между собой боролись два начала, два направления — латинское и протестантское. На Св. Писание, на историю Церкви, на догматику и богословие смотрели через призму трудов либо католических, либо протестантских авторов. Традиционное русское православие повсеместно подвергалось осмеянию, объявлялось невежеством и расколом. И этот дух до сегодняшнего дня сохраняется в РПЦ, хотя, может быть, не так явно. Это совершенно новый душевный тип, которого не знала древняя Русская Церковь. Это неосознанное ощущение пустоты, которую надо постоянно заполнять. Отсюда постоянное стремление ко всё большим реформам, изменениям.
Образ господствующей Церкви в СМИ, в интернет-пространстве отличается от реального. В книгах, фильмах говорят очень много правильных вещей, цитируют святых отцов, а на практике господствуют совсем иные принципы. Ложный путь ведёт в погибель. Образ Бога, представления о Боге могут быть правильными, а сложившаяся практика, обычаи, духовная атмосфера при этом могут вести в другую сторону. Это как ложные указатели, которые постоянно уводят с правильного пути.
У старообрядцев и новообрядцев, конечно же, много общего. Но это не означает единства веры. Если какая-то ветка отломится от дерева, она уже не составляет с ним единого целого. Она уже не едина с ним. И здесь дело не в размерах. После бури, например, ветер может повалить дерево, сломать его. Но если из живых корней будет пробиваться небольшой росток, то этот росток и будет настоящим деревом, которое питается от корней, а сломанный ствол, несмотря на то что он кажется большим, уже лишается благодатной живительной силы и одного целого с этой веточкой не составляет. Точно так же и земная Церковь Христова получает благодатные живительные силы только от соединения со Христом. Если же какая-то группа по политическим соображениям или по страстям человеческим отломилась от благодатного единства здесь на земле, как когда-то отломилась большая новообрядческая ветвь, следовательно, она отломилась и от мистического Христова Тела.
Священноиерей Евгений Гуреев.