Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Опубликованы 55 видеобесед «Святые старой веры». Проведите время с пользой для души!
- Анимационный видеоролик о протопопе Аввакуме и старообрядцах уже можно увидеть на YouTube
- Первые мученики, в Боровске сожжённые
- Келья протопопа Аввакума в Пафнутьевом монастыре
- Почему Суриков исказил образ боярыни Морозовой?
- Путь священномученика Павла Коломенского: из Боровска в Коломну, через епископство к славе мученика
В последние годы укоренился на практике и стал известным всей православной России крестный ход старообрядцев из Вереи в Боровск. Само паломничество длится день и завершается молением во Введенском храме, а на следующий день все идут от этого храма к Часовне, где погребены мученицы боровские.
И, как правило, вслед за уставными песнопениями и молитвами звучит любимый всем старообрядческим миром духовный стих о боярыне Морозовой.
Затем все следуют на трапезу любви, которую готовят на открытом воздухе. Однако, вслед за этой братской трапезой остаётся ещё немало времени, практически полдня, – и кто возвращается уж домой, а кто-то хочет в Боровске задержаться… но зачем? С какой целью (особо для тех, кто здесь уже не впервой)?
Но вот, оказывается, совсем рядом, буквально на современной окраине города (хотя и в дремучем лесу) расположено священное место, где появился на свет преподобный Пафнутий Боровский. Факт удивительный – не о каждом святом XV века есть такие точные данные, а вот тут как раз есть! И год известен. И имена родителей, да название и статус поселения.
Итак, начать можно в сказочном стиле (хотя основа вся достоверна и документально точна). В густом лесу близ Боровска на высоком берегу речки Алимёновки стояло сельцо Кудиново. И принадлежало оно татарину, сборщику налогов для Золотой Орды. В крещении он получил имя Мартина, крестил и сына – стал он Иоанн. Да предал то сельцо по завещанию этому сыну.
Идём по следам истории далее. У того Иоанна и супруги его Фотинии в 1394 г. родился сын, нареченный Парфением. Двадцати лет от роду он ушёл в недавно основанный под Боровском Высоко-Покровский монастырь. Принял там постриг… А далее следует всем известное Житие (тут уже такое слово следует писать с заглавной буквы).
Почитайте сами это Житие. А мы задержимся на той картинке, которую нам шлёт из прошлого это, давно пропавшее с карты страны сельцо (растворилось оно, став заросшим лесом пригородом Боровска).
КУДИНОВО – РОДИНА ПАФНУТИЯ
Татарствовал здесь дедушка-баскак,
Дань собирал Златой Орде – работа
За сбор налогов слыла испокон
Кому занозой, а кому прибытком.
Груз государства – неизбежен он,
Иначе кто тебя от ужаса с разбоем,
В час наводнений и пожара спас бы?
Ах, да, налоги – тот бальзам, что горек.
Лекарство от несчастий и обид.
Пафнутья предки из баскаков были.
Вот в том сельце в дремучести взросло
То семя, чьё процветье в красках духа
Дало нам Древо, что ветвится вверх, –
Учеников Пафнутия так много, столь обильно
Их племя в иноках, в епископах, в вождях,
И в ратном воинстве, в деяньях живописцев…
Ты сам, как вырастешь духовно, приходи
Сюда, в Кудиново, врастай молитвой в почву.
Земле, как матери Небесной, поклонись,
Свечу из воска возжигай, как пчёлы.
Сам стань пчелой – и с мёдом возвратись
Своих созданий в мир, в даренье людям.
И сам так пой: «Качайтесь, сосны-ели!
Чем глушь укромнее – ширь Божия смелей.
Здесь не гудят ни змеи, ни моторы:
В Кудиново к Пафнутию – скорей!».
Как вам кажется, почитали ли наши предки это место, вспоминая преподобного и его родителей? Вряд ли в том стоит сомневаться. Но вот, как именно оставшиеся верными Древлему Православию продолжали эту традицию в условиях гонений – кажется, сведения не сохранились.
Ныне пишут лишь о том, как никониане возводили там и памятный Крест и часовни, сначала из дерева, потом из кирпича. Ходили туда крестными ходами от Пафнутьева монастыря. Но вот в 1941 г. упавшая фашистская бомба войны повредила её – а люди из города пришли да и разобрали её… Винить ли их за то, после изгнания немцев по крохам собиравшим жильё да восстанавливающим город?..
Итак, в наше время место пафнутьево есть, дорога к нему проложена, есть, конечно, у монастырских властей мысли о возрождении часовни – но они пока, кажется, остаются лишь мыслями. Что же делать? И делать ли? Или остаться в стороне, как бы не замечая…
На всё воля Господня. И дела наши будем выстраивать по рассуждении. Но вот, кажется, что пойти да помолиться, да поставить свечу в Кудиново – дело и достойное и уместное. А вы как полагаете?
Автор: Сергей Маркус.