11 января 2019 г. 14:59 9135 2 1 1 фото 0 видео
Келья протопопа Аввакума в Пафнутьевом монастыре
Келья-тюрьма Свято-Пафнутьева монастыря, где был заточен протопоп Аввакум, больше напоминает могильный склеп около трех метров в длину и двух в ширину, с низким потолком, где нельзя распрямиться. Огромные, больше метра стены, и полное отсутствие связи с внешним миром только усиливают впечатление.

Как известно, президент Путин в 2016 г. подписал указ о 400-летии протопопа Аввакума, которое будет отмечать вся страна в 2020 году. Замысел необычный: поминать огнепального проповедника призваны не только его прямые продолжатели-староверы (для того никаких президентских указов ведь не надо), но и все граждане России, самых разных вероубеждений, национальностей и культурного опыта. Ибо главное – пробудить интерес к чтению, углубить знания, а кого-то познакомить впервые с выдающимся мастером слова, автором «Жития, им самим написанного», которое читается и по сей день – самое живое сочинение из наследия литературы Древней Руси. А что ещё мы читаем свободно из текстов 17 века?..

Вспомним, а где же довелось (или скажем так: насильно пришлось) побывать Аввакуму? Вот «место мученое» – так он назвал град Боровск. Близ него – знаменитый на всю страну, основанный ещё в 1444 году преподобным Пафнутием Боровским монастырь. Святыня Православия. Чудо архитектуры. Запечатленный лик наших предков.

Удивительно: там после советской атеистической разрухи восстановлены постройки 16-18 вв., действует монастырь РПЦ МП. И открыт под колокольней 17 столетия «Музей русской иконы», с данными по истории обители. Над аркой – полустёртый образ Спаса Нерукотворного, письма времён Дионисия. И тут же – каменный мешок, где томились узники. Да, тот самый. И не только «для Аввакума».

Точные исторические свидетельства говорят: протопопа Аввакума дважды ссылали в этот монастырь (9 марта 1666 г. – 13 мая 1666 г.; 5 сентября 1666 г. – 30 апреля 1667 г.). А ныне туристам показывают, скорее всего, тот каменный мешок, где томился узник.

Устное предание об этом было записано в январе 1936 г. от Григория Николаевича Дешина (1885-1964 гг.): «Протопоп Аввакум, сосланный в Пафнутьев монастырь, был помещён под монастырской трапезной, она находилась в церкви, где сейчас колокольня… В этом обширном подтрапезном помещении в старину стояла большая печь монастырской пекарни, находилась кухня. Теперь ничего этого нет. Здесь же, в стене на южной стороне, имеется несколько углублений, подобие ниш, в которых можно сидеть или лежать человеку. В одном из этих углублений с окошечком и обитал, по слухам, протопоп Аввакум. Будто бы эти комнатки служили для поклажи вещей и для отдыха работавших в пекарне».

Добавим лишь такую деталь: согласно рассказу самого узника, воздух там был такой спёртый, что как-то влетевшая туда птичка… тут же упала замертво… А протопоп сидел там не один день. Как не побывать там, в этом «месте мученом», как не переживать за протопопа Аввакума!

КАМЕННЫЙ МЕШОК, ЧТО У ПАФНУТЬЯ

В эту келью прилетела птичка – сдохла.

Кто сидел тут, чах в цепях – Аввакум.

Кто их так морил, травил – владыка Никон.

Кто потом и Никона сморил – да друг собинный.

Так-то ласково сам царь возвёл во – патриархи.

Так-то ласково потом в темницу – бросил.

Птичка да Аввакум, гули-гули… – взмыли

Над великой Русью, где незримый – Китеж.

От кого ГУЛАГ возвысился – где Анзер,

Где над Соловками гул надменен – вспомни!

Корень разнесчастий русских – в гулкой келье,

В эту келью прилетела птичка – сдохла.

Автор: Сергей Маркус, ноябрь 2018 г.

 
Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (1)
Наталья Ивановна Титова 12 января 2019 г. 15:20

".....главное – пробудить интерес к чтению, углубить знания, а кого-то познакомить впервые с выдающимся мастером слова, автором «Жития, им самим написанного»..." - я не согласна. интерес к чтению можно будить и через учебник "Родная речь"....выдающихся мастеров слова пруд пруди......при упоминании имени протопопа Аввакума (и соответственно Павла Коломенского, боярыни Морозовой и всех современников его круга) возникает только одна мысль и даже с удивлением - "так вот как предки наши стояли за веру и за Бога!"