29 июля 2024 г. 18:16 365 0 0 1 фото 0 видео
Какие есть основания для развода и как он происходит в старообрядчестве?
Внутреннее убранство кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви, Фотограф: Олег Хохлов. Источник: starove.ru
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

В Писании сказано, что муж и жена в браке становятся «одной плотью» (Быт. 2, 24), и, отвечая на вопрос о возможности развода, Господь наш Исус Христос повелел:

«Что Бог соединил, человек да не разлучает».
Мф. 19, 6

Святое Писание говорит, что «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только о Господе» (1 Кор. 7, 39). Так и в православном народе говорят:

«Венчает поп, а разлучает гроб».

По Писанию, муж не имеет права отпустить или изгнать свою жену, «кроме обвинения в прелюбодеянии» (Мф. 19, 9), а если это сделает, становится ответственным за ее возможное прелюбодеяние. Если муж прогонит жену не по причине ее прелюбодеяния, а потом женится на другой, то он прелюбодействует; и тот, кто женится на жене, оставленной другим, тоже прелюбодействует (Мф. 19, 7).

Мы избегаем употреблять слово «развод», но в жизни встречаются случаи, когда брак разрушается со стороны одного из супругов, поэтому второй из супругов признаётся неповинным в их расставании и имеет право на повторный брак (виновная же сторона такого права лишается, ибо это было бы прелюбодеянием, как написано выше).

Правом суда в Церкви обладают исключительно епископы, поэтому дела о таких разрушенных браках в Русской Православной Старообрядческой Церкви рассматриваются епархиальными архиереями, а в Московской епархии — митрополитом Московским. Но подготовку материалов по таким делам проводят духовные отцы бывших супругов, а в Московской епархии существует еще и специальная Комиссия по частным вопросам, которая исследует обстоятельства, приведшие к расставанию супругов, и дает свои предварительные рекомендации с оценкой виновности той или иной стороны семейного конфликта. Чаще всего комиссия призывает супругов к примирению и восстановлению супружеского общения, делая это даже и неоднократно.

При вынесении духовного решения по вопросам распавшихся браков Церковь руководствуется правилами Кормчей книги.

По инициативе мужа брак может быть признан разрушенным, согласно правилам, по следующим основным причинам:

если будет доказано прелюбодеяние жены, то есть хотя бы однократный блуд с иным мужчиной;

если жена замышляла (готовилась) убить мужа или нанести ему телесные повреждения или совершила попытку этого, а также если она знала о подобных планах третьих лиц, но не объявила об этом;

если жена без разрешения участвовала в попойке с посторонними мужчинами, или мылась с ними в бане, или уходила из дому на конские бега и иные публичные соревнования без разрешения мужа либо вопреки его запрету;

если жена хотя бы одну ночь провела вне дома без разрешения мужа (кроме случаев, когда она заночевала у собственных родителей, а также если сам муж её выгнал из дома, а она не имеет родителей и потому заночевала в ином месте);

если жена три года и более не вступает в брачное общение с мужем, ибо она тем самым подталкивает его блуду.

Муж в случае прелюбодеяния жены имеет право либо простить ее и остаться с нею, либо оставить ее и взять в жены другую. Бывшая же жена его не имеет права на повторный церковный брак, и лишь после смерти бывшего мужа может вступить в брак, но ни в коем случае не с тем, с кем прелюбодействовала.

Основные причины, по которым по инициативе жены брак может быть признан разрушенным по вине мужа, с разрешением ей повторного брака, таковы:

если муж будет явно прелюбодействовать, то есть открыто сойдётся и будет жить с другою женою в своем доме или в своем населенном пункте, не слушая увещания жены или родственников вернуться к жене и оставить блудницу (при этом в тех случаях, если муж однократно соблудил или многократно блудил с разными женщинами, но не вступил в постоянное открытое сожительство ни с одной из них, правила повелевают жене терпеть эти грехи мужа и не покидать его);

если муж замыслил или сделал попытку убить жену или причинить тяжкие телесные повреждения;

если муж сознательно из корыстных или иных побуждений предает свою жену на прелюбодеяние (либо сам в браке принуждает ее к противоестественным способам совокупления);

если муж в течение трех или более лет уклоняется от супружеского совокупления со своею женой.

Кроме того, в случае пострижения во иночество одного из супругов, что приравнивается правилами к его смерти, второй супруг имеет право на повторный брак.

Также древними правилами допускалось в том случае, если муж был взят в плен и пребывает без вести более пяти лет, разрешение жене на повторный брак. При этом, если пропавший муж окажется живым и возвратится, повелевалось жене вернутся к нему, а второй ее брак признавался недействительным.

В общем же и целом нужно сказать, что брак есть церковное таинство, совершаемое Богом, потому разрушать его — смертный грех, грех против Божией воли и христианской любви к ближнему. И без покаяния в этом грехе виновный подвергает сам себя отлучению от Бога и по смерти — осуждению в вечные муки, от чего да избавит всех нас Господь!

Священнопротоиерей Вадим Коровин.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)