9 августа 2024 г. 0:46 67 0 0 1 фото 0 видео
Когда следует устраивать поминки по умершему? Как это делать? Достаточно ли просто устроить поминальную трапезу или нужно обязательно заказать поминовение в храме? Как правильно ...
Заупокойная лития по погибшим воинам совершена калужскими старообрядцами в д. Камельгино Дзержинского района. 2015 г.
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

— Когда следует устраивать поминки по умершему? Как это делать? Достаточно ли просто устроить поминальную трапезу или нужно обязательно заказать поминовение в храме? Как правильно устроить поминальный обед? 

— Поминовение усопшего совершается обычно на 3-й, 9-й и 40-й день по его смерти. Некоторые поминают ещё и на 2-й день. Расчёт делается так, что день смерти считается первым днём. Затем поминают через полгода со дня смерти. Затем ежегодно поминают в день смерти и день ангела (в день того святого, чьё имя умерший носил). Также поминают в так называемые родительские субботы: Мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста. Примечание: Даты особого поминовения усопших ежегодно указываются в «Православном старообрядческом церковном календаре».

Если день поминовения (кроме 40-го дня) придётся на воскресенье или великий праздник, когда поминки не совершаются), в том числе на Пасхальной седмице, Троицкой седмице, на Святках (от Рожества Христова до Крещения), то поминки переносятся на иной день до или после срока (чаще всего на субботний день).

Если день поминовения (кроме 40-го дня) придется на одну из седмиц Великого поста, то поминки переносят на 2-ю, 3-ю или 4-ю субботу Поста.

Поминовение 40-го дня бывает непременно «день в день», его на иной день не переносят даже с Пасхи.

Главное содержание поминок не еда, а молитва за умершего. Нужно молиться и самим дома, и просить о молитве священника (это может быть и малая заупокойная лития, и панихида, и даже заказная служба с литургией в церкви, что превыше всех иных поминовений). Без церковной молитвы нет настоящего поминовения усопших, то есть поминки лишаются своего главного содержания, превращаются просто в званый обед, особенно если и за столом нет никакой молитвы, как мы видим это у светских людей и иноверцев.

Для поминовения необходимо приготовить пшеничную кутию с мёдом. Делается это так.  Пшеница в необходимом количестве перебирается от мусора, промывается водою. Потом заливается кипятком и на малом огне варится около часа. Более удобно пшеницу не варить, а засыпать в большой термос и залить кипятком, часа на два. После этого лишнюю воду сливают, оставляя так, чтобы уровень воды (так называемой «сыты́») был немного выше пшеницы. После остывания в кутию добавляют несколько столовых ложек натурального мёда (примечание: если добавить мёду в горячую кутью, пшеница через некоторое время затвердеет, как будто её и не варили). Пшеница в кутье символизирует воскресение мертвых, а мёд — сладость пребывания святых в Раю. Кутию освящает священник, а при отсутствии священника её поставляют на время молитвы к иконам, с возжженными вокруг неё четырьмя свечами, в качестве освящения.

Кутию едят как святыню стоя, прежде других блюд на заупокойном обеде, либо в церкви после богослужения и употребления освящённых просфор.

Обед заупокойный является формой милостыни за умершего, поэтому святые отцы советовали звать на обед не только родственников, но и нищих и убогих христиан, чтобы они получили эту милостыню как бы из рук умершего, которому будет у Бога награда за это.

Обед должен делаться согласно церковному уставу о пище, то есть в постные дни пища на заупокойном обеде должна быть постной, иначе это будут не поминки, а грех. Также непозволительно поминать умерших водкой или иным спиртным ни в постные дни, ни в мясоед. При поминовении иноков пища должна быть без мяса.

Перед обедом совершаются обычные предобеденные молитвы («Отче наш» и т.д.). В течение всего обеда подобает вкушать пищу молча, с постоянной внутренней молитвой за умершего: «Покой Господи душу усопшего раба Своего (имя)».

В разных местностях на заупокойных обедах поставляются разные блюда, по местным обычаям, но в любом случае первой должна съедаться кутия, вся до конца.

Мне довелось видеть сохранившийся древний обычай поминального обеда у старообрядцев Курской области. Сначала все приглашённые съедали кутию, потом подавали особый курский квас, похожий на белый густой кисель (его настаивают не на хлебе, а на сыром ржаном тесте). После кутии подавали варёный рис с фруктами и изюмом (это называлось «сорочи́нкою»). Потом — пироги, с начинкой в зависимости от устава о пище. Потом подавали гречневую кашу (в постные дни — просто гречку, когда можно — с постным маслом; в «мясоед» — залитую топлёным молоком). В последнюю очередь подавали суп — домашнюю лапшу (в мясоед — куриную, в постные дни — с грибами). Обед проходил в молчании, строго и чинно, по раз и навсегда установленному предками порядку; пока кто-то не доел одного блюда, другое на стол никому не поставляли… Обращает на себя внимание древний порядок блюд на курских поминальных обедах: напитки, потом пироги, после них «второе блюдо», а «первое» (суп) — в самом конце. Летописи свидетельствуют о том, что на званых обедах у древнерусских князей порядок подачи блюд был именно такой. Удивительно, как в народе и через тысячу лет этот неписаный обычай сохранился!

По окончании обеда, после тропаря с поклонами о здравии, поют на 6-й глас (где есть кому это пропеть) или читают заупокойную стихеру «Содетелю и Творче», затем совершают обычные 15 поклонов с тропарём за умершего (см. в «Утренних и вечерних молитвах» в «Православном старообрядческом церковном календаре» или Молитвеннике).

Священнопротоиерей Вадим Коровин.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)