30 июля 2024 г. 7:00 160 0 0 1 фото 0 видео
Что такое чистое и поганое? Как это правильно соблюдать? Какую пищу нельзя есть христианину?
Крещение дружины Владимира Святославича в 988 г. – «и се же видешви дружина его, мнози крестишася. Крести же ся в церкви Святое Богородици, и есть церкви стоащи в Корсуни граде на месте посреди града...» Рисунок конца XV в. Оригинал летописи находится в Библиотеке Академии Наук в Санкт–Петербурге. Источник: runivers.ru
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

Слово «поганый» (paganus) в христианизированной Римской империи означало язычника (букв.: «деревенщину», отсталого человека, поскольку первоначально христианство распространялось более среди городских жителей). В древнерусском языке также погаными называли всех некрещёных, а потом это слово стало означать некую нечистоту, в том числе чисто «физическую», телесную.

Представления о чистом и нечистом, то есть запретном, «отлучённом», мы видим в Ветхом Завете и его многочисленных запретах. Там говорится, например, о нечистых животных (тех, которых было запрещено приносить в жертву и употреблять в пищу), о нечистоте человека при некоторых заболеваниях (проказа, кровоточивость у женщин), о нечистоте, связанной с месячными кровотечениями и родами у женщин и у новорождённых, истечении семени у мужчин, о нечистоте мёртвых тел и т.д. Человек, осквернившийся каким-то образом в приобщении к подобной нечистоте, должен был приносить жертву Богу, над ним священники совершали очистительные ритуалы, а в некоторых наиболее частых и обыденных случаях период нечистоты просто сам по себе заканчивался в тот же день при захождении солнца.  Подробнее обо всём этом можно прочесть, например, в библейской книге «Второзаконие».

Апостольский Собор постановил, что в христианской Церкви не требуется соблюдать всё множество ветхозаветных запретов и очищений, но основные требования таковы:

«Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите».
Деян. 15, 29

Разделение животных на «чистых» и «нечистых» утратило своё значение в христианстве, поскольку кровавые жертвы Христом отменены, а пищу Сам Господь благословил для Ноя после Потопа такими словами:

«Да страшатся и да трепещут вас (людей) все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они. Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё. Только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте».
Быт. 9, 2–3

Как видим, апостольское постановление говорит о возврате от более позднего, «Моисеева», к первоначальному, «Ноеву», завету относительно животных. Это было подтверждено Самим Богом, в видении святому апостолу Петру (Деян. 10, 10–16, 11, 5–10), причём Господь, отвечая на нежелание проголодавшегося Петра вкушать представленных ему Богом разных «нечистых» животных, строго сказал:

«Того, что Бог очистил, ты скверным не почитай!»
Деян. 10, 15; 11, 9

Но не любых животных мы должны употреблять в пищу, а только тех, которых обычно употребляют в нашем народе, не изыскивая чего-то другого, необычного. Святитель Василий Великий пишет в своём 86-м правиле:

«По достоинству пищи мясо для нас зелень травная (Быт. 9, 3), а по различию полезного, как в зелени мы отделяем подходящее от вредного, так и в мясе различаем полезное и вредное. Ведь и цикута — зелень, равно как и мясо грифа — мясо, однако никто в здравом уме не станет есть белены и не коснется мяса собаки без великой нужды (и в последнем случае съевший не нарушил закона)».

Так и священномученик Аввакум протопоп во время голода в Даурской экспедиции по великой нужде вкушал мясо разных зверей и конину, как сообщает он в своём «Житии».

В дораскольной Руси всех животных, которых не принято было впускать в жилой дом или употреблять в пищу, называли «погаными», мыли руки после соприкосновения с ними. Эти обычаи сохранились и в старообрядчестве. Например, свинину есть принято, а конину — нет. Есть и другая особенность: собаку в дом пускать нельзя, а кошку можно не только в дом, но и в церковь, если там завелись мыши. В то же время, если собака забежит в церковь, последняя считается оскверненной и подлежит малому освящению чином, изложенным в Потребнике.

Многие обычаи, касающиеся так называемой «ритуальной нечистоты» в старообрядчестве сформировались в прошлые столетия как некие правила личной и общественной гигиены. Так, если во что-либо съестное попадет мышь и умрёт там и начнёт разлагаться, то весь этот продукт подлежит уничтожению (можно скормить скоту), а посуда, в которой он находился — освящению святой водой и молитвой священника; если же мышь ещё не начала разлагаться, то продукт, соприкасавшийся с нею, изымается, а остаток освящается молитвой священника и вливанием святой воды.

Все сосуды подразделяются на три разряда: чистые, святые и нечистые. Чистым сосудом считается тот, в котором приготовляют пищу, хранят воду и съестные припасы, зачерпывают воду, едят и пьют. «Нечистые» сосуды — те, из которых поят и кормят животных, в которых стирают одежду, купаются, используют как унитазы. Святой сосуд — тот, который посвящён Богу: лампада, священные сосуды и прочая церковная утварь.

Чистый сосуд можно посвятить Богу, например, превратить в лампаду, и он станет уже святым, после чего употреблять его в обычных целях (пить из него чай, например), уже никогда нельзя, а тем более превращать его в «нечистый». Чистый или святой сосуд, если из него поело или попило любое животное (даже и не «поганое») или он «осквернился» по нечаянности (допустим, в чистом корыте выстирали бельё), его нужно освятить по чину Потребника, это делает священник при помощи молитвы и вливания святой воды. Если же чистый сосуд сознательно и целенаправленно переводится в «нечистое» употребление, то возвращать его к употреблению «чистому» нельзя, то есть такой сосуд не освящают. Считается, что болезни могут передаваться через «нечистые» сосуды и вообще через всякую плотскую «нечистоту».

Также нечистотою считается вкушение пищи или питья с еретиками или из тех сосудов, из которых они ели и пили. Однако, если человек пришёл в православие из еретической семьи, а его родственники, в том числе и супруг, не присоединились к Церкви, то ему не запрещено есть и пить с ними:

«Святится жена неверная ради мужа верного».
1 Кор. 7, 14

Женщина пребывает в «нечистоте» во время месячных кровотечений до 8-го дня (если они не длятся долее) и до 40-го дня после рождения ребёнка или после выкидыша. В это время она не должна входить в церковь далее притвора (или того места, которое определено настоятелем для стояния женщин «во очищении»), брать благословение у священнослужителей, причащаться и участвовать в иных церковных таинствах (кроме смертной нужды), вкушать дору, прикасаться ко всякой святыне.

Мужчина или женщина находится в «нечистоте» после «ночного осквернения» весь текущий день «до захождения солнца», причём должен (должна) сразу после искушения омыться, сменить одежду и прочесть в качестве епитимии «Правило искусившемуся во сне» с 50 земными полонами (в субботу, воскресение и большие праздники вместо 50 поклонов совершается 100 молитв «Без числа согреших, Господи, спаси мя за имя Твое святое»).

После супружеского соития супруги должны омыться, сменить постель  и не прикасаться к святыне до заката (в известном «Кириковом вопрошании» говорится мягче: омывшись, можно прикасаться к иконам). В ночь перед и после святого Причащения положено воздерживаться от брачного ложа.

Стиральная машина и или иной сосуд для стирки считаются «погаными», и всё, что в них выстирано, считается нечистым. Поэтому постиранные вещи обязательно выполаскиваются с Исусовой молитвой в водоёме или под струёю проточной воды.

Баня и сосуды, в которых моются или купаются (кроме водоёмов), считаются «погаными». После мытья в ванне, бассейне, бане человек должен ополоснуться либо в водоеме, либо под проточной струёй воды, льющейся из душа, шланга или чистого сосуда. Проточная вода из чистого резервуара или сосуда считается «чистой».

В Потребнике имеются указания о том, как освящать осквернившиеся храмы, жилища, сосуды, колодцы, пищу, вино, масло и т.п.

Подробнее этот вопрос освящён в моей видеолекции в «Воскресной школе онлайн»: https://t.me/voskresnaya_shkola_onlajn_rpsc/457

Священнопротоиерей Вадим Коровин.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)