- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
В Церкви Христовой святые присутствуют всегда, во всех поколениях христиан. Пропагандисты из числа новообрядцев нередко обвиняют Старообрядческую Православную Церковь в том, что в ней после Раскола якобы нет святых. Это глубокое заблуждение. Наиболее честные из новообрядческих церковных историков признают, что именно в новообрядческой Церкви число канонизированных святых резко уменьшилось после Раскола. Так, Г. П. Федотов в своей книге «Святые Древней Руси» писал:
Он же говорит «об омертвении русской [то есть, как понятно из контекста, новообрядческой] жизни, душа которой отлетела». Под «отлетевшей душой» здесь нужно понимать святых людей, поэтому, по словам Г. П. Федотова, «для последних столетий русской [новообрядческой] Церкви можно изучать историю духовной жизни, историю праведности, — но пока еще не историю святости».
В тот период новообрядчества после Раскола, о котором Федотов выражается так: «О (нуль) святости в последнюю четверть XVII века», в Православной Старообрядческой Церкви просиял целый сонм мучеников и мучениц, преподобных и праведников. Это не только огнепальный протопоп Аввакум, сожжённый за веру, и боярыня Феодосия Морозова (инокиня Феодора, преподобномученица), уморенная голодом и жаждой в подземной темнице, но и огромное количество других. И во все последующие столетия святые в Церкви не иссякли. Однако, к сожалению, о них многие не знают.
Перечислим имена только некоторых старообрядческих святых после Раскола:
Священномученик Павел, епископ Коломенский и Каширский (+1656).
Священномученик Даниил, протопоп Костромской (+ ок. 1653 г.).
Преподобный Леонид Устьнедумский (+1654).
Преподобный Боголеп, отрок Черноярский (+1654).
Священноисповедник Логгин, протопоп Муромский (+1654).
Преподобный Елеазар Анзерский (+1656).
Преподобный Илия, первый архимандрит Соловеций (+1659).
Преподобный Евфросин Курженский (+ 1-я пол. 1660-х гг.).
Преподобный Спиридон Потёмкин (+1665).
Мученики Феодор, Христа ради уродивый, и Лука, мезенские чудотворцы (+1670).
Преподобномученик Авраамий (в миру Афанасий, Христа ради уродивый (+1672).
Мученик Киприан Нагой, Христа ради уродивый (+1675).
Преподобномученица Иустина (+1675).
Мученицы княгиня Евдокия Урусова и Мария (+1675).
Мученик Исаия Московский (+ до 1676 г.).
Преподобномученик Феодор певец, Московский (+ до 1676 г.).
Преподобномученики Никанор архимандрит и инок Макарий, мученик Саму́ил Сотник и иже с ними в Соловецкой обители убиенные 400 иноков и бельцов (+1676).
Преподобный Арсений Керженский (+ не ранее 1676).
Мученик Иоанн Ульянин (+1679).
Мученики Каргопольские: Андрей с дочерью Гликерией, Никита с женою Неонилой и иже с ними Иоанн и Афанасий (+1679).
Преподобномученик Елеазар Олонецкий (+1679).
Олонецкие мученики Александр Гуттоев, Гавриил Корелянин и Марк Олончанин (+1679).
Мученики Иерофей, Евдокия и Наталия Олонецкие (+1679).
Мученик Григорий, земледелец Олонецкий (+1679).
Преподобный Иов Льговский, новый чудотворец (+1681).
Священномученик протопоп Никита Добрынин (+1682).
Священномученик Лазарь, презвитер романовский (+1682).
Мученик диакон Феодор (+1682).
Преподобномученик Епифаний Соловецкий (+1682).
14 мучеников Новгородских: дворянин Димитрий Хвостов с сестрами его Матроной и Парасковией и двумя служанками их, Василий, Тит и иже с ними (+ 2-я пол. XVII в.).
Мученик Сампсон, попович новгородский (+ 2-я пол. XVII в.).
Преподобномученик Иоасаф Кириловский (+ 2-я пол. XVII в.).
Мученики Евдоким и Григорий Ча́рондские (+ 2-я пол. XVII в.).
Преподобный Исидор Керженский (+ после 1670).
Священномученик Симеон Тобольский, священник (+ кон. XVII в.).
Преподобный Досифей, игумен Чирский (+ ок. 1690).
Преподобный Кирил Сунарецкий (+1690).
Преподобные Корнилий и Виталий Выговские (+ нач. 1690-х гг.).
Мученик Феодор Токмачёв (+1694).
Преподобный Иоасаф Ветковский (+1695).
Преподобный Далмат, отшельник Исетский (+1697).
Преподобный Софония Керженский (+ ок. 1700).
Преподобный Феодосий Ветковский (+ 1710–1711).
Преподобномученик диакон Александр Керженский (+1720).
Преподобный И́ов Тагильский (+1741).
Преподобный Иаков Тагильский (+ после 1742).
Преподобный Лаврентий Ветковский, основатель Стародубской Михаило-Архангельской обители (+1776).
Преподобный Максим Тагильский (+1783).
Преподобные Исаакий и Иоасаф Иргизские (+ кон. XVIII в.).
Преподобный Иона Керженский (+ ок. 1819).
Белокриницкие преподобные Павел (+1854) и Алимпий (+ 2-я пол. XIX в.).
Преподобномученики Аркадий и Константин, шамарские чудотворцы (+1857).
Святитель-исповедник Амбросий, митрополит Белокриницкий (+1863).
Святители-страдальцы Суздальской монастырской тюрьмы: Аркадий, архиепископ Славский (+1889), Алимпий, епископ Тульчинский (+1859), Конон, епископ Новозыбковский (+1884), и Геннадий, епископ Пермский (+1892).
Преподобная Пао́льга (Паво́льга) Черемшанская (+ нач. 1890-х гг.).
Святитель-исповедник Мефодий, епископ Сибирский (+1898).
Преподобноисповедник Серапион, архимандрит Черемшанский (+1898).
Святитель-исповедник Иринарх, епископ Ярославский и Костромской (+1902).
Святитель Арсений, епископ Уральский (+1908).
Преподобная Фелицата Черемшанская (+ не ранее 1920 г.).
Святитель Иосиф Дальневосточный (+1927).
Священномученик Рафа́ил, епископ Харьковский и Киевский (+1937).
Священномученик Амфилохий, епископ Уральский и Пермско-Тобольский (+1937).
Священномученик Тихон, епископ Томский и Алтайский (+1937).
Священномученик Иоаникий, епископ Саратовский (+ 1937–1938).
Священномученик Афанасий, епископ Иркутско-Амурский (+1938).
Священномученик Викентий, местоблюститель Московской архиепископии (+1938).
Святитель-исповедник Геронтий, епископ Петроградский и Тверской (+1951).
Вот далеко не полный список Божиих угодников, просиявших в Русской Православной Старообрядческой Церкви после никоновского раскола.
Желающие подробнее узнать о житиях некоторых из них могут обратиться к моей книге «Род сей не прейдет», изданной в Москве в 2022 г. Ссылка на скачивание: https://nashavera.com/biblioteka/?id=682
Священнопротоиерей Вадим Коровин.