- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Поминовение усопших — это важная часть молитвенной жизни христианина. Каждый день во время молитвы мы читаем Символ веры, в котором исповедуем своё ожидание воскресения мертвых и жизни будущего века. Вера в воскресение мертвых основана на том, что Христос не только умер на кресте за грехи мира, не только был погребён, не только сошёл душою во ад. Христос восстал от мертвых, покинул гробницу и вывел из ада души ожидавших Его ранее скончавшихся праведников. И первые христиане уже получали наставление от святого апостола Павла, который писал солунянам (фессалоникийцам):
Примечательно, что умерших в церковных текстах часто называют усопшими (дословно «уснувшими»), вместо «умирают» св. апостол Павел пишет «спят» (в славянском тексте Апостола в конце зачала 149-го написано: «и спятъ доволни», а в русском переводе это звучит как «и немало умирает»).
Согласно православному учению, Церковь состоит из двух частей: из Церкви воинствующей (в неё входят живущие в настоящее время православные христиане) и Церкви торжествующей (это все христиане, которые завершили свой земной подвиг и причислены к сонму святых людей, угодивших Богу). О загробной участи усопших христиан живущие узнают точно довольно редко: когда в видении или откровении Бог сообщает, принят ли усопший в райские селения или находится в муках. Считается, что после смерти душа усопшего проходит так называемые мытарства, когда бесы обличают и обвиняют её в различных грехах. До сорокового дня после смерти, согласно свидетельству святых, душа посещает места, где находятся души праведников и грешников, а на сороковой день Бог определяет ей место пребывания до дня воскресения и страшного суда. Души верных попадают в место светлое, прохладное, покойное, в место блаженного ожидания встречи с Господом. Души неверных и злочестивых попадают в место мучения, место ожидания окончательного Страшного суда.
Согласно православному учению, усердная молитва Церкви, и особенно святых (в частности, преподобного Паисия Великаго и св. мученика Уара), милостыня и благотворение в память об усопшем человеке могут облегчить ему посмертную участь. В Церкви установлены специальные дни поминовения усопших (родительские субботы). За тех, кто умер без покаяния и до этого длительный срок не бывал на исповеди, христиане молятся преподобному Паисию Великому (ему дано было обетование от Господа, что его молитвы Господь услышит, за кого бы он ни помолился). За тех, кто умер вне единства со Святой Церковью (в иноверии или в ереси), молятся святому мученику Уару, которому Господь обещал, что его молитвы даже за неверных будут приняты.
В богослужебном Уставе указано, что в некоторые дни не совершается молитва за упокой усопших. В частности, заупокойные молитвы, включая панихиды и литии, не совершаются на Пасху (и во всю Светлую Седмицу), и на Святках после Рожества, и во время Троицкой седмицы, а также на все двунадесятые праздники, в воскресные дни. В эти дни христиане радуются о Господе, и в это время неуместна печаль об умерших. За упокой в эти дни по Уставу разрешается поминать верных только на проскомидии, т.е. во время службы перед литургией.
Священноиерей Михаил Родин.