- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
— Как правильно писать записку в храме и называть имена в домашней молитве о здравии и за упокой? В храме имена нестарообрядцев вносятся в отдельный список на ектению, а дома тоже их имена нужно называть отдельно?
— В храме на каждой литургии совершается моление за живых и умерших. Записки с именами, подаваемые во алтарь, нужны для того, чтобы священник помолился о здравии или за упокой упомянутых в записке людей.
Святые отцы заповедали нам молиться о здравии за всех живущих, как чад истинной Церкви, так и иноверных и вообще не верующих. За верующих нужно молиться для того, чтобы Господь укрепил их в вере и благочестивой жизни, простил их вольные и невольные грехи, даровал им телесное здравие и наставил ко спасению. За иноверных и совсем не верующих нужно молиться, чтобы Господь привёл их к истинной вере и спасению. Мы должны любить всех людей, как заповедует Господь в Евангелии.
Из числа же умерших нужно молиться только за тех, которые скончались в единстве с Церковью Христовой, ибо прочие умершие уже не могут за порогом смерти покаяться и обратиться ко Христу (далее об этом подробнее).
Особо нужно сказать о разных случаях поминовения о здравии в церкви. На проскомидии, при вынимании частиц из просфор, священник должен поминать о здравии не любых из живущих ныне людей, но только тех, кто живёт в истинной вере и благочестии. Например, живущие в невенчанных сожительствах не могут поминаться на проскомидии, как не могут и причащаться Святых Таин, ведь святые отцы приравнивают проскомидию к причащению. Но на ектениях, на молебнах можно поминать и тех, кого нельзя поминать на проскомидии, ибо это не связано с таинством Евхаристии, в котором не могут участвовать «внешние» и недостойные Причащения.
Дома о здравии можно молиться по общему списку за родных и близких. Надо сказать, что у некоторых беспоповцев есть свой новоизобретённый обычай, когда они при поминовении о здравии людей, не принадлежащих к их согласию, заменяют в молитве слова «раба Своего», то есть Божиих, на выражение «создание Свое». В нашей Церкви этого новшества нет, ибо всё создание Божие находится в Его воле и каждый человек является рабом Божиим — либо послушным своему Господу, либо непослушным, — как св. Иоанн Златоуст говорил даже о египетском фараоне, боровшемся против Моисея и еврейского народа, когда «Бог ожесточил сердце фараона» (см. книгу «Исход»). Так и пророк Давыд говорит:
За крещённых в истинной вере, но умерших без покаяния, в том числе ушедших в ересь или неверие, можно молиться преподобному Паисию Великому, которому Бог дал благодать облегчения загробной участи подобных людей своею молитвой. Можно молиться канон этому святому либо совершать молитву по лестовке, поклонами (количество поклонов зависит от произволения человека; по устному старинному преданию, за один канон следует молиться триста поясных поклонов, то есть три лестовки).
За умерших вне правоверия родственников можно молиться мученику Уару: читать канон мученику или молиться поклонами.
Преподобный Феодор Студит не возбраняет молиться наедине за упокой умерших вне правоверия родственников, при этом строго запрещая поминать их имена в общественной церковной молитве: «каждый в душе своей может молиться за таких и творить за них милостыни». Собор старообрядческих епископов в сентябре 1912 года рассматривал подобный вопрос и постановил:
Это постановление следует иметь в виду и при решении вопроса о возможности моления за упокой не только беспоповцев, но и иных, кто умер вне приобщения к Православной Старообрядческой Церкви. Надо при этом помнить слова из жития преподобного Макария Великого о том, что когда на литургии совершается поминовение умерших христиан, то и души умерших вне христианства, которых не поминают, сподобляются некоторого утешения в своих духовных темницах.
И как заповедал преподобный Феодор Студит, можно подавать милостыню нуждающимся за умерших (да и за живых это тоже полезно).
Священнопротоиерей Вадим Коровин.