29 июля 2024 г. 23:50 135 0 0 1 фото 0 видео
Как выбрать имя новорожденному? Какие тут есть традиции и правила и приведите, пожалуйста, ссылку на источник.
Старообрядческий фестиваль «Бородачи в Бородулино», 2021 г. Фотограф: Александр Говоров. Источник: photo.rpsc.ru
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

В древней христианской Церкви, во времена гонений, люди нередко крестились во взрослом возрасте, приходя из язычества или иудейства и сохраняя те имена, которые носили прежде. С течением времени, когда христианство стало основной религией Востока и Запада Римской империи, когда сформировались обычаи почитания святых мучеников и подвижников веры, всё чаще детей в христианских семьях стали называть именами этих святых.

Святитель Иоанн Златоуст (IV век по Рожестве Христовом) весьма одобрял таких родителей, которые своим детям дают имена угодников Божиих, прославляя таким образом этих святых и Самого Бога, и порицал тех, кто сохранял языческий обычай называть детей в честь дедов, прадедов и прочих родственников. Однако, насколько известно, в греческой церкви обычай называть детей только по святцам не стал обязательным (во всяком случае, современные греки такого обычая не имеют вовсе, как и ряд иных народов, принявших веру Христову в первом тысячелетии христианской эры: болгары, сербы, грузины и др.).

В отличие от прочих народов, Русская Церковь с самого Крещения Руси приняла неписаный закон: в крещении даются только христианские имена по святцам, то есть имена святых, которые считаются небесными покровителями земных людей, носящих их имена. При этом в первые века русского христианства наблюдалось такое явление, как «языческо-христианская двуимённость»: человек в быту мог носить имя условно «языческое», то есть из числа исторически бытовавших на Руси до её Крещения, а в крещении и прочих таинствах Церкви назывался именем христианского святого. Позже это явление трансформировалось в чисто христианскую «многоимённость», когда ребёнок получал сразу два или три христианских имени по святцам: одно по дню рождения, второе по дню наречения имени (на 8-й день от рождения), могло быть и третье в честь святого, особо почитаемого в семье (а в княжеских семьях чисто «княжеские» имена прежде живших князей этой династии, например, Владимир, Ростислав и т.п.). Кроме этих христианских имён, древнерусский человек мог носить ещё и бытовое прозвище, а в иноческом постриге принимал новое имя, обычно по первой букве совпадавшее с именем крещальным (например, Третьяк Башмаков, упоминаемый в «Житии протопопа Аввакума», в крещении носил имя Симеон, в миру носил имя Третьяк, во иночестве стал называться Савой, отец же его был Василий в крещении, а в миру носил прозвище Башмак).

Царь Иван Васильевич родился на память святого апостола Тита и был назван Титом, а в крещении Иоанном (по дню своего крещения), перед смертью же постригся во иночество с именем Иона. Царевич Димитрий, угличский мученик, по дню рождения был назван Уаром.

Князь Димитрий Пожарский, возглавивший народное полчение, изгнавшее с Руси поляков-оккупантов в 1612 году, в крещении был на самом деле Козьмою.

Протопоп Иоанн Неронов, один из «боголюбцев» середины XVII века, в крещении был назван Гавриилом, а во иноки постригся с именем Григорий.

То же самое было у русских людей за пределами Московского царства. Прославленный князь Острожский, тщанием которого издана первая печатная славянская Библия, в крещении назывался Василием, а в миру носил имя Константин (заметим, что оба имени — царские, а он сам был сыном великого гетмана Литовского и видным государственным и общественным деятелем своего времени). Желающие подробнее узнать о древнерусских обычаях имянаречения могут найти в интернете лекции и книги на эту тему доктора филологии членкора РАН Федора Борисовича Успенского, из которых мы и позаимствовали некоторые из вышеупомянутых примеров.

После Раскола XVII века обычай многоимённости постепенно сошёл на нет, и сейчас редко увидишь людей, которые бы «по паспорту» назывались одним христианским именем, а «по крещению» — другим. Такое, однако, бывает, если крестится человек, уже имеющий в документах имя, которого нет в святцах.

Из всего вышесказанного можно понять, что жёстких правил по выбору имени для крещения нет. Однако в старообрядчестве чаще всего называют ребёнка таким именем, которое выпадает на восьмой день после его рождения, ибо Потребник повелевает именно на восьмой день приходить священнику в дом родильницы, освящать его молитвой, окроплением святой водой и каждением, а также читать очистительные молитвы «жене родившей» и всем живущим с нею в доме, а также читать молитву наречения имени младенцу и благословлять колыбель (кроватку, коляску ребёнка) специальной молитвой.

Реже выбирают имя по дню рождения или дню совершения крещения. Однако, если родители настаивают, священник может наречь ребёнку и иное имя из святцев, причём желательно, чтобы память такого святого приходилась на промежуток от 1-го до 8-го дня по рождении ребенка или чуть больше (но не до рождения). Первым днём при подсчёте считают день рождения, восьмым — через 7 дней от рождения. Женских имён в святцах гораздо меньше, чем мужских, поэтому девочкам в крещении часто дают имена, отстоящие по святцам и на бо́льший срок, чем неделя.

Если человек до крещения уже назван в документах каким-то именем, его целесообразно сохранить, во избежание путаницы в дальнейшей его жизни. В том же случае, когда он носит имя нехристианское (например, Дамир, Руслан и т.п.), на практике принято выбирать из святцев имена созвучные (Димитрий, Рустик и т.п.). Либо, если в святцах имеется смысловой греческий или иной эквивалент такого имени, использовать его (Светлана — Фотиния, Виктория — Ника, Богдан — Феодот и т.п.).

И я всегда советую (по примеру старых священников), чтобы  выбирали для крещения имя такого святого, которому написана служба или хотя бы канон, чтобы можно было молиться этому святому по книгам. В «Православном старообрядческом церковном календаре» указаны такие святые, которым есть службы (обычно они там крупным шрифтом, а в квадратных скобках указано достоинство службы — «4а», «4», «6», «Сл», «Пл», «Бд»; если такого указания нет, значит этому святому служба не написана).

Кроме того, некоторыми священными именами в древлеправославии крещаемых не нарекают. Например, не называют именем Исус, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 11), и было бы кощунством грешного человека называть Спасителем (ибо имя «Исус» и означает «Спаситель»). Невозможна для христианского слуха фраза типа «Исус, сходи в магазин», не говоря уже о чём-то более низменном.

Также на называют девочек именем Мари́я в честь Богородицы, но можно назвать Ма́рией, Марьей, в честь святых жен, носивших это имя.

Также не называют крещаемых Адамом или Еввой, ибо два истинных Адама — родоначальник человечества и «Второй Адам» — Сам Христос, Спаситель человеческого рода, и только две Еввы — «мать всех живущих» и «Вторая Евва» — Пресвятая Богородица, через которую преодолено осуждение древней Еввы. Также в крещении не даются некоторые имена, которые свойственны только инокам: Боголеп и др., которых также нет в святцах, но они написаны в Потребнике («имена калугером») либо приняты по обычаю (часто — женские формы мужских имён из святцев, редко — наоборот, мужские формы женских имён). Добавим, что при постриге в иночество имя человека изменяется, а при постриге в великую схиму (как в Древней Руси, так и ныне в древлеправославии) имя менять не принято.

Священнопротоиерей Вадим Коровин.

 

 

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)