- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, что человеческие обязанности можно подразделить на два рода: общественные дела, или дела вне дома, и домашние. И мужчинам более свойственны дела первого рода, а женщинам — более рода второго. Потому и в семье тех времён распределение обязанностей обычно такое: муж более времени проводил в различных гражданских, судейских, торговых, воинских и прочих делах, а всё попечение о делах домашних лежало на плечах жены, даже в богатых семьях. Жена распоряжалась домашней прислугой, планировала и распределяла всю домашнюю работу, делала покупки и домашние припасы, ткала, пряла, шила, вышивала, стряпала, занималась уборкой и т.д. Мужу не подобало вмешиваться в эти дела и перечить жене в отношении их, как и жене — в отношении дел мужа.
Но самой главной среди обязанностей жены во все времена была забота о детях, воспитание детей в вере и благочестии, ибо она проводила с детьми практически всё своё время. Недаром же святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею:
И святые отцы толкуют, что здесь имеется в виду не просто физическое деторождение, но именно благочестивое христианское воспитание детей, через которое жена получает спасение души.
Итак, мужья в традиционной христианской семье занимались общественными делами, зарабатыванием средств к существованию, снабжением семьи, а жены воспитывали детей и вели домашнее хозяйство.
В Новое и Новейшее время сначала на Западе, а затем и у нас, в России, происходило изживание традиционной модели семьи, как и вообще традиционного уклада жизни. Стал широко практиковаться женский (и детский) труд, женщину старались оторвать от дома и семьи, придать ей несвойственные прежде обязанности. Одним из побудительных мотивов такого отрыва стало стремление государства перехватить у семьи, у матери воспитание детей, направив его в нужное идеологическое русло. Женщинам внушали ложные ценности и стереотипы, стремление к стяжательству, «успеху», «карьерному росту». Дети становились помехой для женщин, заразившихся этой вредоносной программой. Женщины стали сдавать своих детей в детсады и интернаты, «предохраняться от беременности», даже убивать собственных детей ещё во утробе. И всё для того, чтобы работать, «делать карьеру», «блистать в обществе»… Поскольку христианская вера с таким образом жизни несовместима, общество стало массово отказываться от веры, особенно в советский период. Господь предрёк два тысячелетия назад, что в конце времён «за умножение беззакония иссякнет любовь многих». Именно об оскудении любви и свидетельствуют вышеописанные общественные процессы.
В обществе, заражённом подобной «новой моралью», мы с вами призваны сохранять наши христианские семьи. И нужно стараться хранить в наших семьях подлинную любовь, а значит и традиционный уклад семейной жизни. Поэтому, как и в прежние времена, без крайней нужды (болезни или смерти мужа) жена не должна работать. Тем более для неё греховно заниматься собственной карьерой и гнаться за прочими «прелестями жизни» в ущерб семье и детям.
Если же в семье из-за бесплодия кого-то из супругов долгое время не рождаются дети, я бы посоветовал усыновить или взять под опеку нескольких сирот, чтобы дать им свою родительскую любовь и христианское воспитание.
Священнопротоиерей Вадим Коровин.