- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
— Стоглавый собор в 1551 году определил, что крестное знамение после лба надо полагать на перси (грудь), туда, где сердце, и тех, кто так не крестится, согласно 32-й главе Стоглава, нужно было отлучать от Церкви. Почему же мы полагаем перст на пуп, а не на грудь?
— В разных древнерусских описаниях крестного знамения для обозначения второй его опорной точки употребляются разные слова: «перси», «живот», «пуп», «сердце».
Так, в главе 40 книги преподобного Максима Грека «Како знаменоватися крестным знамением» читаем:
В «Книге о вере единой православной и о Святей Церкви восточной» (л. 74) читаем:
В «Малом Катихисисе» читаем в подобном же месте описание крестного знамения (л. 16 об.):
В книге «Старчество», в слове 11, сказано в описании крестного знамения:
«Великий Катехисис» во второй главе гласит:
В то же время в «Стоглаве», «Сыне Церковном», послании в Грузию патриарха Иова в описании крестного знамения употребляется слово «перси». Итак, в один и тот же период времени в древнерусских текстах безразлично употреблялись в данном контексте слова «пуп», «живот», «перси» и даже «сердце» (последнее слово может обозначать не только известный орган кровообращения, но и «сердцевину тела», «утробу» — например, слова «милосердный» и «благоутробный» являются переводом одного и того же греческого слова εὔσπλαγχνος — буквально «добровнутренностный», то есть добрый внутри).
Из вышесказанного заключаем, что слова «перси» и «пуп» никак друг другу не противоречат. Вероятно, что слово «перси» означало у наших предков не только анатомическую область больших грудных мышц или молочных желез, но и вообще переднюю поверхность туловища от шеи до пупа. Поэтому, полагая в крестном знамении персты на пуп, мы никак не погрешаем, тем более что это в большей степени соответствует исповеданию того, что Христос сошёл с Небес и вселился во утробу Девы Марии, из которой неизреченно родился по плоти для нашего спасения.
Священнопротоиерей Вадим Коровин.