Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Николай Поликарпович Глухарёв – возвращение имени. К 150-летию со дня рождения.
- Отмечаем двухсотлетие Кузьмы Терентьевича Солдатёнкова
- Истой веры идеал: Старообрядчество в современном мире
В обыденном сознании россиян старообрядцы представляются как люди закрытые, обитающие где-то в глухой сибирской глубинке, отсталые, нецивилизованные и упертые фанатики. Так ли это на самом деле?
Автор: Никола Пачежерцев,
магистр истории, соискатель кафедры философии ТюмГУ,
студент Московского старообрядческого духовного училища
Вместе с тем, многие выдающиеся деятели науки, культуры, военного дела были выходцами из старообрядческой среды, знали и помнили свои корни: Михаил Ломоносов, атаман Матвей Платов, поэты Николай Клюев, Борис Корнилов, писатели Федор Гладков, Александр Волков, художник Кузьма Петров-Водкин, скульптор Анна Голубкина, академики Борис Рыбаков и Дмитрий Лихачев, театральные деятели Сергей Зимин и Константин Станиславский, советский министр обороны Дмитрий Устинов, а также величайший разведчик XX века, сибиряк Николай (Никанор) Кузнецов. Сложно говорить о них как о необразованных, замкнутых и неграмотных.
С конца XVIII — начала XIX вв. в России текстильная промышленность, значительная часть хлеботоргового бизнеса, а также нижегородские и московские ярмарки были в руках старообрядцев. Наиболее известные старообрядческие династии, внесшие значительный вклад в экономику и культуру России, — Морозовы, Рябушинские, Гучковы, Солдатенковы, Хлудовы, Коноваловы, Кузнецовы. Дореволюционный историк старообрядчества Иван Кириллов пишет, что «старообрядцы… благодаря своему трудолюбию и трезвости своим экономическим благосостоянием выделялись из общей массы крестьянства».
Старообрядцы понимали, что их деятельность должна служить во благо народу, поскольку христианин-коммерсант — не только тот, кто торгует без обмана продукцией хорошего качества, но и тот, кто стремится учитывать подлинные потребности своих современников, а не использовать их легковерность и дурные наклонности. Он заводит новые производства и новый сервис, изобретателен и эффективен в своей деятельности.
Предприниматель-старообрядец Владимир Рябушинский отмечал, что «в Америке господствует идея «хозяина»; в России — идея «завистника и неудачника». Талант в России скромнее, чем бездарность. У европейцев — скорее наоборот. Зато у нас еще сохранилось понимание хозяйственной святости и память о ней. Всё это, также как и представление о хозяйственном грехе, почти пропало на Западе». Давая положительную оценку протестантской реформации, Владимир Рябушинский говорит о различии подходов протестантов и православных-старообрядцев по этической организации бизнеса: «хозяин-православный во многом отличается от кальвиниста. Мирской аскетизм есть и у нас, но он не постоянный, а периодический, связанный с постами. Отношение к богатству тоже другое. Оно не считается греховным, но на бедность не смотрят как на доказательство неугодности Богу. Поэтому в России нет того сухого, презрительного отношения к беднякам, которое появилось на Западе».
Старообрядцы понимали, что их деятельность должна служить во благо народу, поскольку христанин-коммерсант — не только тот, кто торгует без обмана продукцией хорошего качества, но и тот, кто стремится учитывать подлинные потребности своих современников.
Опыт организации бизнеса согласно этическим нормам старообрядческой традиции приобретает актуальность и в наше время. С тем, чтобы выстраивать грамотные отношения со своими экономическими партнерами, необходимо изучать и пропагандировать опыт ведения коммерции старообрядцами, которые являлись надежными партнерами по бизнесу как внутри России, так и с бизнесменами, воспитанными на традициях протестантизма. Ведь не случайно российское старообрядчество внесено в список ЮНЕСКО как нематериальная ценность для всего человечества.
Источник: http://1tmn.ru/persons/opinions-persons/biznes-ctaroobryadcev-4152721.html